Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Красота в крупинке». ( Творческая мастерская по лирической миниатюре В.Крупина «Сбрось мешок!»)

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on пн, 27/04/2009 - 22:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мотина С.В.
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ с.Мечетное, Советский район, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Познакомить учащихся с лирической миниатюрой В.Крупина, раскрыть ее идейно-художественное содержание; учить высказывать свои впечатления, мысли и чувства от увиденного в форме лирической миниатюры. 2. Прививать интерес к литературе, развивать логическое и образное мышление. 3. Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе, формировать эстетический вкус учащихся.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Урок развития речи по литературе в 8 классе («Красота в крупинке .» Урок по лирической миниатюре. В.Крупина «Сбрось мешок.» ), общеобразовательная программа.

1.Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а творческая мастерская, в которую я вас приглашаю. Сегодня каждый из вас ощутит себя в роли мастера, творца.

2.Слово учителя.- Ребята, давайте обратим наше внимание к эпиграфу урока.  Как всякий эпиграф он обобщает мысль урока, итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?  

      Вот мы и будем сегодня на уроке учиться высказывать свои впечатления, мысли, чувства.  Поможет нам в этом современный писатель  В.Крупин . Сначала мы прочитаем его лирическую миниатюру, поучимся мастерству, а потом напишем свои творческие работы.  

 -Что такое лирическая миниатюра?  Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.  ( Работа со словарем)

Итак, лирическая миниатюра – это произведение искусства малой формы, в котором  чувства, переживания господствуют над рассудочным началом.(Т.е.  поэтичное, волнующее, образное произведение малой формы.)

 Суметь сказать в маленьком произведении о многом, о большом могут только настоящие мастера.  И.С.Тургенев, М.Пришвин,  В.Астафьев сочиняли миниатюры, будучи пожилыми людьми и признанными мастерами.

3.Сочинить миниатюру непросто, но возможно. Сегодня  у нас творческая мастерская. И начнем учиться с образца – миниатюры известного в России писателя В.Н.Крупина.     Он родом из Вятки Кировской области, но уже много лет живет  в Москве.    

В.Н.Крупин  (род. 1941) родился в семье лесника, его детство легло на голодный конец войны, на тяжелое послевоенное время.  Рассчитывая только на свои силы, пробивался он к образованию и высокой культуре. Он работал учителем в школе, на телевидении, главным редактором  журнала «Москва».  Преподавал в духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Он написал более тридцати книг.

Крупин считает, что только любовью друг к другу, к Родине мы одолеем зло, спасем Россию.                                                                                                                                                   

                                              ( Слайд: портрет В. Крупина. Вятские просторы – родина писателя ).               

Прежде чем начнем читать, я попрошу вас представить самого близкого человека. Представьте, что ему плохо, он очень устал, совершенно опустошен. Что бы вы сказали ему в утешение? Буквально одно-два слова.                               

А теперь прочитаем лир. миниатюру  В. Крупина «Сбрось мешок!»                                                          ( чтение произведения )                                                                                                                                                                      - Понравилось вам произведение?                                                                                                                                           - Что помогло героине победить усталость?                                                                                                                                      Красота. Казалось бы, мимолетное явление – радуга над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но в ней оказалась огромная целительная сила. 

 И мы с вами, ребята, будем создавать миниатюры о красоте. О красоте в малом, красоте тихой, застенчивой. Урок я назвала образно «Красота в крупинке».                                    ( Заставка на экране. )

 Крупинка – это не только зернышко, чудесная частичка природы, но и образное название жанра миниатюры – от фамилии писателя Крупина.

4.- Что же можно описать в сочинении? Может ли что-то маленькое, привычное быть воплощением красоты и величия жизни? 

Да, ребята, это и кружево паутинки,  и резной листочек, и пестрая бабочка, и нежный первоцвет.   ( Воспоминания В.Солоухина: анекдот про японцев (действительный случай). Как они привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. А когда туристы возроптали: «  Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», - японцы вежливо возразили и показали программу. В программе было написано: с 9 утра до 11.30 – любование.    Так вот  - любование.  В этом весь секрет постижения красоты.   Любоваться. Созерцать. Остановиться не на двадцать минут, нет, остановиться перед красотой надо, не думая о времени, остановиться не меньше, чем на два часа. Только тогда красота как бы пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, а значит, и радость удовлетворения.)                                                                                                                                                                                                                                                                    ( Слайды из коллекции )

5.А теперь поучимся у писателя передавать свои впечатления.  Обратимся к тексту.                                                                                                                                                                                 -   От чьего лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?                                        

    От лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность.

 - Что можно сказать о речи героини? Вы слышали такую речь? От кого? Где?                                                              Языком героини говорят наши бабушки, говорит деревня, наш народ. Значит, устами рассказчицы  передается народная мудрость, передаются вечные ценности.                                                                                                           

      Простая, безыскусная, живая. Писатель использует форму сказа. Сказ – повествование, ведущееся от лица рассказчика.

-Обратите внимание на порядок слов ( зачитать предложение ). Что заметили? 

            Нарушение порядка слов – инверсию ( стилистическая фигура, изменяет не основной смысл предложения, а его эмоциональную выразительность, окраску ).

-Что заставило девушку сбросить мешок? 

        Ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь? 

- Почему у крестьянина родился этот поэтический образ? (Кстати, как называется этот художественный прием?) Так  почему  же родилась эта  удивительная метафора?   

Радуга похожа по форме на   дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напомнило  рыжую голову коня.     

- Ребята, а какие еще есть в тексте изобразительно-художественные средства, которые помогают более ярко представить картину, понять чувства героини?                                                                                                                                          

Метафора -    коня в радугу запрягли.                    

   Олицетворения – роса играет, не убегут ягоды.

   Эпитеты –

-Какое слово высокого стиля  передает восхищение, удивление?

   Воссияло – устаревшее слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.

-Читаем дальше. Как подействовала красота на девочку – дочь Вари?

       Исчезла жадность, пришло бескорыстие. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее и чище. Взрослые герои учат детей замечать красоту мира, потому что от нее и душа красивее становится.

  -А в этом отрывке какое народное слово передает состояние очарования?   

           Обомлела – устаревшее слово, но какое точное, красивое слово.

- Вы обратили внимание, как называет мама дочь? Как называет Варя отца? Что  же объединяет  три поколения этой семьи?

Забота, ласка, нежность, добро и чувство прекрасного.

   Теперь  прокомментируем заголовок  миниатюры. Что подразумевается под  призывом « Сбрось мешок!»

  Поднимись над обыденностью, взгляни на мир по-новому, обрати взор к вечному.  Забудь о суетном, минутном. И  тогда ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком.

- Итак, что мы можем позаимствовать у В.Крупина для своей миниатюры?

1. Сказовую форму, которая придает рассказу сюжетность, интригу, живость.

2. Яркую метафору.

3. Меткий заголовок.

Теперь я открою для вас ещё один эпиграф, который подскажет нам, откуда мы будем брать весь материал к сочинению:            (проектор)                                                                            Откуда вы приходите, слова,                                                                                                                    Исполненные гордого доверья?                                                                                                                   По-моему, оттуда, где трава,                                                                                                                                  По-моему, оттуда, где деревья.                                                                                                                             Ю.Левитанский.                                                                                                                        

И в заключении послушайте красивую музыку на фоне пейзажных зарисовок родного края.                                                                 ( Проектор)   

Как вариант: можно показать слайды с текстами японской поэзии (хокку).                                                                                                  

6.Итоги  урока. Оценки.                                                                                                                                7.Дом.задание: написать сочинение – лирическую миниатюру о красоте.                                                                          

  - Вы, ребята, удивили меня и порадовали. Вы очень чуткие и к красоте слова и к красоте природы. Вы талантливы. Умеете работать. Спасибо вам.

На память я хочу каждому из вас подарить открытки с иллюстрациями сегодняшнего урока и моими пожеланиями.

 

Прикрепленный файл Size
Презентация2.ppt 3.36 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: «Красота в крупинке». ( Творческая мастерская по лирическо


Интересный взгляд на лирическую миниатюру В.Крупина «Сбрось мешок!»
С уважением РРР


"Информационные технологии в образовательном процессе"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн