Место работы, должность:
МОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа».
Одобрена на заседании Утверждаю
педагогического совета директор школы
от 200 г. ______________
О.Н.Мистюрина.
Рабочая программа
по физике 11 класс.
2009г.
Автор: учитель физики Лысенков А.И.
2 квалификационная категория.
Утверждена на методическом объединении учителей
Естественно-математического цикла.
Руководитель ШМО__________О.П.Гребенюк.
Пояснительная записка
Данная программа основывается на федеральном компоненте государственного стандарта по физике для базового уровня, программе В. А. Касьянова для общеобразовательных учреждений. Программа ориентирована на использование учебника В. А. Касьянова «Физика-11». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 11 классе.
Программа по физике включает следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание с распределением учебных часов и требованиями к учебным достижениям по всем разделам курса физики 11 класса; перечень учебной литературы.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок. Базовый уровень изучения физики ориентирован на подготовку учащихся к последующему образованию или профессиональной деятельности.
В задачи обучения физике на базовом уровне входят:
- усвоение школьных знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картине мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации: необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
В содержание программы внесены все элементы содержания государственного образовательного стандарта по физике для базового уровня.
Практическая направленность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического учебного эксперимента.
Предусматривается использование следующих методов и приемов в учебной деятельности: выдвижение учебных проблем при изучении нового материала; систематическое использование учебного эксперимента (демонстрационных опытов, лабораторных работ, в том числе и кратковременных), опора на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: учебника, справочной литературы, книг для чтения, хрестоматий,CD- дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика», «Физика в школе») и обучающих программ, расположенных в образовательных Интернет-сайтах. При работе с учебной литературой, научно-популярными текстами физического содержания - использование заданий на понимание информации, имеющейся в тексте; на понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; на формирование умений выделять в тексте основной материал; видеть и понимать логические связи внутри материала. При решении физических задач - показ образца решения и предложение подобных задач, включение в сочетание с расчетными большого количества качественных задач, направленных на формирование умений объяснять физические явления, наблюдения и опыты; понимать графики, электрические схемы, схематичные рисунки простых технических устройств, объяснять примеры проявления физических явлений в окружающей жизни и практическое использование физических знаний. При проведении контроля и коррекции знаний - использование таких форм учебной деятельности, как кратковременные (на7-8 минут) тестовые тематические задания, в том числе тесты на CD-дисках с обучающими программами, зачеты.
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Темы
|
Тема урока по программе
|
Кол-во часов
|
Всего
|
Лабораторные
|
Контрольные
|
1
|
Постоянный электрический ток.
|
9
|
|
1
|
2
|
Магнитное поле.
|
6
|
|
|
3
|
Электромагнитизм.
|
6
|
1
|
|
4
|
Изучение и приём электромагнитных волн радио – и СВЧ- диапазона.
|
5
|
|
|
5
|
Волновая оптика.
|
6
|
1
|
1
|
6
|
Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.
|
9
|
1
|
1
|
7
|
Физика атомного ядра.
|
5
|
|
|
8
|
Элементарные частицы.
|
4
|
|
|
9
|
Повторение.
|
16
|
|
1
|
|
Итого:
|
66
|
3
|
4
|
Резерв времени 2 часа.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока
|
Тема урока по программе
|
Кол-во часов
|
Всего
|
Лабораторные
|
Контрольные
|
|
Постоянный электрический ток.
|
9
|
|
1
|
1
|
Сила тока. Электрический ток.
|
1
|
|
|
2
|
Источник тока.
|
1
|
|
|
3
|
Закон Ома для однородного проводника.
|
1
|
|
|
4
|
Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления веществ от температуры.
|
1
|
|
|
5
|
Соединения проводников.
|
1
|
|
|
6
|
Закон Ома для замкнутой цепи.
|
1
|
|
|
7
|
Измерение силы тока и напряжения.
|
1
|
|
|
8
|
Тепловое действие электрического тока.
|
1
|
|
|
9
|
Контрольная работа № 1 «Постоянный электрический ток»
|
1
|
|
1
|
|
Магнитное поле.
|
6
|
|
|
10
|
Магнитное взаимодействие.
|
1
|
|
|
11
|
Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции.
|
1
|
|
|
12
|
Действие магнитного поля на проводник с током.
|
1
|
|
|
13
|
Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы
|
1
|
|
|
14
|
Магнитный поток.
|
1
|
|
|
15
|
Энергия магнитного поля тока.
|
1
|
|
|
|
Электромагнитизм.
|
6
|
1
|
|
16
|
ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле.
|
1
|
|
|
17
|
Электромагнитная индукция.
|
1
|
|
|
18
|
Способы индуцирования тока.
|
1
|
|
|
19
|
Использование электромагнитной индукции.
|
1
|
|
|
20
|
Разрядка и зарядка конденсатора, ток смещения.
|
1
|
|
|
21
|
Лабораторная работа №1 «Изучение явления электромагнитной индукции»
|
1
|
1
|
|
|
Изучение и приём электромагнитных волн радио – и СВЧ- диапазона.
|
5
|
|
|
22
|
Электромагнитные волны.
|
1
|
|
|
23
|
Распространение электромагнитных волн.
|
1
|
|
|
24
|
Энергия, давление и импульс электромагнитных волн.
|
1
|
|
|
25
|
Спектр электромагнитных волн.
|
1
|
|
|
26
|
Радио- и СВЧ-волны в средствах связи.
|
1
|
|
|
|
Волновая оптика.
|
6
|
1
|
1
|
27
|
Принцип Гюйгенса.
|
1
|
|
|
28
|
Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве.
|
1
|
|
|
29
|
Интерференция света.
|
1
|
|
|
30
|
Дифракция света.
|
1
|
|
|
31
|
Лабораторная работа № 2 «Наблюдение интерференции и дифракции света ».
|
1
|
1
|
|
32
|
Контрольная работа № 2 «Волновая оптика».
|
1
|
|
1
|
|
Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.
|
9
|
1
|
1
|
33
|
Тепловое излучение.
|
1
|
|
|
34
|
Фотоэффект.
|
1
|
|
|
35
|
Корпускулярно-волновой дуализм.
|
1
|
|
|
36
|
Волновые свойства частиц.
|
1
|
|
|
37
|
Строение атома.
|
1
|
|
|
38
|
Теория атома водорода.
|
1
|
|
|
39
|
Поглощение и излучение света атомом. Лазер.
|
1
|
|
|
40
|
Лабораторная работа №3 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».
|
1
|
1
|
|
41
|
Контрольная работа №3 «Квантовая теория электромагнитного излучения вещества».
|
1
|
|
1
|
|
Физика атомного ядра.
|
5
|
|
|
42
|
Состав и размер атомного ядра.
|
1
|
|
|
43
|
Энергия связи нуклонов в ядре.
|
1
|
|
|
44
|
Естественная радиоактивность.
|
1
|
|
|
45
|
Закон радиоактивного распада.
|
1
|
|
|
46
|
Биологическое действие радиоактивных излучений.
|
1
|
|
|
|
Элементарные частицы.
|
4
|
|
|
47
|
Классификация элементарных частиц.
|
1
|
|
|
48
|
Лептоны как фундаментальные частицы.
|
1
|
|
|
49
|
Классификация и структура адронов.
|
1
|
|
|
50
|
Взаимодействие кварков.
|
1
|
|
|
|
Повторение.
|
16
|
|
1
|
51
|
Кинематика материальной точки.
|
1
|
|
|
52
|
Динамика материальной точки.
|
1
|
|
|
53
|
Законы сохранения. Динамика периодического движения.
|
1
|
|
|
54
|
Релятивистская механика.
|
1
|
|
|
55
|
Молекулярная структура вещества. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.
|
1
|
|
|
56
|
Термодинамика. Акустика.
|
1
|
|
|
57
|
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.
|
1
|
|
|
58
|
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.
|
1
|
|
|
59
|
Постоянный электрический ток.
|
1
|
|
|
60
|
Магнитное поле.
|
1
|
|
|
61
|
Электромагнетизм.
|
1
|
|
|
62
|
Электромагнитное излучение. Волновая оптика.
|
1
|
|
|
63
|
Квантовая теория электромагнитного излучения вещества.
|
1
|
|
|
64
|
Физика атомного ядра.
|
1
|
|
|
65
|
Элементарные частицы.
|
1
|
|
|
66
|
Контрольная работа
|
1
|
|
1
|
|
Итого:
|
66
|
3
|
4
|
Резерв времени 2 часа.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий:физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, атом, атомное ядро, электрическое поле;
- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;
- смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых,оказавших наибольшее влияние на развитие физики:
Уметь
- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- приводить примеры практического применения физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых проборов; средств радио- и телекоммуникационной связи,
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и охраны окружающей среды
Содержание программного материала
Электродинамика
1. Постоянный электрический ток. (9 ч).
Сила тока. Источник напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления веществ от температуры. Последовательное и параллельное соединения проводников Электроизмерительные приборы Закон Ома для замкнутой цепи. Электродвижущая сила. Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца Электролиз.
2. Магнитное поле. (6 ч).
Взаимодействие токов. Закон ампера. Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля. Магнитный поток. Рамка с током в магнитном поле. Электродвигатель. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Телевизионная трубка. Радиационные полюса Земли. Магнитное поле в веществе. Диа-, пара- и ферромагнетики. Спин. Магнитная проницаемость. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
3.Электромагнетизм (6ч)
Электромагнитная индукция. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле. Закон Фарадея – Максвелла. Правило Ленца. Генераторы переменного и постоянного тока. Взаимная индукция и самоиндукция. Трансформатор. Передача электроэнергии.
Переменный ток. Сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Действующее значение переменного тока. Колебательный контур. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
2. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Излучение и приём электромагнитных волн радио – и СВЧ-диапазона (5ч)
Излучение диполя. Опыт Герца. Электромагнитные волны. Синусоидальные волны. Поляризация. Генерация и прием модулированных волн. Квазары. Радиосвязь. Телевидение. Радиолокация. Энергия, импульс, давление электромагнитных волн.
5. Волновая оптика (6ч)
Монохроматическое излучение. Когерентность. Интерференция электромагнитных волн. Голография. Дифракция света. Закон отражения электромагнитных волн. Луч как перпендикуляр к фронту волны. Закон преломления электромагнитных волн. Коэффициент преломления. Дисперсия света.
Фронтальные лабораторные работы
5. Наблюдение интерференции и дифракции света.
6. Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества. (9ч)
Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм.
Волновые свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода.
Поглощение и излучение света атомом. Лазер.
Фронтальные лабораторные работы.
3. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».
7. Физика атомного ядра (5ч)
Волновые свойства микрочастиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Структура и размеры ядер. Протоны. Нейтроны. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы ядра. Стабильность ядер. Радиоактивный распад. Период полураспада. Радиоизотопы в археологии и геологии. Биологическое действие радиоактивного излучения.
Ядерные реакции. Цепная реакция деления. Ядерные реакторы. Экологическая ядерная безопасность. Термоядерный синтез.
8. Элементарные частицы. (4ч)
Фундаментальные частицы. Лептоны. Адроны. Античастицы. Позитрон. Ускорители элементарных частиц высоких энергий. Законы сохранения барионного и лептонного чисел. Сохранение странности. Кварки. Цвет. Аромат.
9. Повторительно-обобщающий раздел (16)
Список литературы:
1) Программа для общеобразовательных учреждений В. А. Касьянов
2) Тематическое и поурочное планирование. Касьянов В. А. М.: Дрофа, 2002 год. 3) Физика 11 кл. Учебник для ОУ В.А. Касьянов - 4-е изд. –М.: Дрофа, 2002 год. 4) Поурочные планы по учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева. Физика 11 класс «Учитель» В. Г. Маркина. Волгоград. (М-Б) 5) Опорные конспекты и тестовые задания по физике. 11 класс. Г. Д. Лупов. М.: Просвещение. 1998г (Л) 6) «Физика в школе» Методический журнал. (ФШ) 7) Сборник задач по физике 9 – 11 классов ОУ Г. Н. Степанова, М « Просвещение» 1996 год. (С)
8) Сборник задач по физике 9 – 11 классов ОУ А. П. Рымкевич, М «Просвещение» 1990 год.
9) Поурочные планы по учебнику В.А. Касьянова. 11 класс. 2006 год. «Учитель». Пахомов А.Г. (К).