Северный Кавказ: физико-географическое положение, природные условия и ресурсы
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on пн, 27/04/2009 - 21:35
Организационный момент.
Объяснение новой темы.
Вводное слово учителя. Сегодня мы будем изучать самый маленький из физико-географических районов нашей страны. Площадь его чуть превышает четверть миллиона квадратных километров. Однако он очень индивидуален. Подобного района нет в других частях страны. Он занимает обширное пространство от Каспийского до Черного морей. Большая его часть – молодое горное сооружение альпийской складчатости. Богаты и разнообразны минеральные ресурсы, многочисленны минеральные источники, благоприятны агроклиматические и рекреационные условия. О каком районе идет речь? (ученик – Северный Кавказ).
Северный Кавказ – это первый крупный горный район, который мы должны изучить. На его примере мы должны раскрыть своеобразие горных районов, их отличие от равнинных. Горы – это сильно расчлененный рельеф, значительные колебания высот, иной, чем на равнинах характер залегания горных пород. Они смяты в складки и часто выходят на поверхность в виде обнажений. Этот район – один из интереснейших т живописнейших районов нашей страны.
Работа с интерактивной картой. Подготовительная работа.С карты снимаются слои градусной сетки, полезных ископаемых и названий водных объектов и объектов суши.
-Учитель. Определим географическое положение Кавказа. (учитель при помощи режима рисования проводит важнейшие меридианы и параллели, а затем , включив слой градусной сетки, осуществляется проверка).Предполагаемый ответ: между 46 и 40 параллелями; 39 и 59 меридианами).
-Учитель. По каким природным объектам проходит граница на западе, востоке, что отделяет район от Восточно-Европейской равнины? (учитель на карту наносит слой названия рельефа суши и водных объектов)Предполагаемый ответ учеников: на западе – район омывается Черным и Азовским морями, на востоке – Каспийским морем. От Восточно-Европейской равнины он отделяется Кумо-Маныческой впадиной, на месте которой в среднечетвертичное время существовал морской пролив.
-Учитель.По особенностям рельефа Кавказ разделяется на Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. К России относится лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Большой Кавказ протягивается с северо-запада на юго-восток от Таманского полуострова до Апшеронского (Включив режим нанесения надписей на карту с клавиатуры, учитель подписывает названия полуостровов).
-Учитель. С какими государствами проходит граница России по Кавказу? Предполагаемый ответ учеников: с Грузией и Азербайджаном.
-Учитель. Найдите и подпишите пятитысячники Кавказа. (Включив режим нанесения надписей на карту с клавиатуры, учеником подписываются географические координаты Эльбруса, Казбека).
2. Беседа.
Учитель. Проанализируем рисунки 81, 82 страница 204-205 учебника и карты «Строение земной коры» и «Геологической карты России» в атласе и ответим на следующие вопросы:
- При столкновении каких континентальных литосферных плит образовались горы? (предполагаемый ответ учеников: Евроазиатской и Африкано-Аравийской)
- В какой складчатый пояс входят? (предполагаемый ответ учеников: средиземноморский складчатый пояс).
- Определите происхождение и возраст гор. (предполагаемый ответ учеников: в центральной части Кавказа выходят на поверхность древние кристаллические породы протерозойской и палеозойской группы, их окружают молодые отложения меловой и юрской системы).
- Продолжаются ли горообразовательные процессы в настоящее время? Почему? (предполагаемый ответ учеников: продолжается, так как здесь находится зона современного вулканизма и землетрясений).
Учитель делает обобщение. Таким образом, Кавказ располагается на юго-западной окраине Евроазиатской литосферной плиты и входит в Средиземноморский складчатый пояс. Большой Кавказ сложен смятыми в складки осадочными песчано-глинистыми породами и известняками мезозойского возраста и палеогена. Особенно распространены известняки в западной части Кавказа. В центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все «пятитысячники» России. Они имеют острые гребни, пикообразные вершины, крутые, скалистые склоны.
К западу высоты снижаются т горы приобретают более мягкие очертания. К двум основным хребтам осевой зоны – Водораздельному и Боковому – с севера примыкают ассимитричные хребты – Скалистый, Пастбищный и Лесистый. Их южные склоны крутые, а северные полого понижаются к предгорьям.
Поднятия гор продолжаются и в настоящее время, с ними связаны землетрясения и вулканизм. Эльбрус и Казбек являются недавно потухшими вулканами. Когда-то на месте гор существовал океан Тетис, связывающий Черное море с Каспийским. На его дне происходила интенсивная магматическая деятельность, часть магмы внедрялась в земную кору. Шел интенсивный процесс накопления горных пород осадочного происхождения. Все эти горные породы были смяты в складки и осложнены разломами, сбросами и надвигами. Многочисленные вулканы находились в активной стадии во время альпийского горообразования, испытали вертикальное поднятие, в которое были вовлечены и другие области. В результате возникли современные горы. К северу от Центрального Кавказа на стыке гор с предгорьями поднявшаяся по трещинам магма не излилась на поверхность, а образовала куполообразные интрузии – лакколиты. В рельефе они представлены островными горами, наиболее крупные из которых Машук и Бештау. У подножия гор находятся многочисленные минеральные источники.
(По щелчку мыши открыть окна-слайды с дополнительной информацией об объектах – Машук, Бештау, Эльбрус).
Учитель продолжает. Однако горные складчатые сооружения занимают лишь южную часть региона. С севера к ним примыкают равнины Предкавказья, приуроченные в основном к молодой эпипалеозойской Скифской плите. Предкавказье имеет много общего в природе с южнорусскими степями, в том числе и в рельефе. Крупные формы рельефа обусловлены неровностями фундамента. Ставропольская возвышенность приурочена к одноименному своду, а Кубанско-Приазовская и Терско-Кумская низменности соответствуют впадинам. Возвышенность расчленена широкими, глубоко врезанными речными долинами, балками и оврагами. Для низменностей характерны широкие речные долины и очень слабое развитие овражно-балочной сети (иллюстрации учебника, страницы 204 и 206). (При объяснении данного материала изучаемые объекты приближаются учителем в режиме увеличения).
Практическая работа с контурной картой (5-7 минут).
-Учитель. Подпишите названия всех географических объектов, связанных с ФГП района, части Предкавказья и Большого Кавказа, горные вершины.
-Учитель. Посмотрите на карту и подпишите названия месторождений нефти, газа, полиметаллических и других руд ( по щелчку мыши учителем наносится слой полезных ископаемых)
Беседа.
Учитель. Проанализируем «Климатическую карту России» и ответим на вопросы:
- Определите количество выпавших осадков в западной и восточной частях Северного Кавказа (ученики определяют: на юго-западных склонах – до 3 700 мм, на Прикубанской равнине-500 мм, на востоке-350 мм)).
- Определите разницу среднемесячных температур в западных и восточных частях (ученики определяют).
- Объясните сложившуюся закономерность.(Предполагаемый ответ ученика: горы располагаются на стыке умеренного и субтропического климатических поясов, свободно проникают воздушные массы с Атлантики и Средиземноморья, горы являются барьером на пути холодного воздуха
Учитель обобщает. Итак, горы Кавказа являются климаторазделом между умеренным и субтропическим поясами. Зима здесь теплее, чем на Русской равнине, а лето жарче, так как Кавказ находится южнее. Зимой Предкавказье заполняет холодный воздух умеренных широт (температура января достигает –4…-5 С). Так как горы служат барьером на пути распространения холодного воздуха, средние температуры Черноморского побережья - +2…+6 С. Летом в восточных районах температуры выше (до +25 С), в то время как в западной части Предкавказья +23…+24 С. В целом, как и на Русской равнине, континентальность нарастает к востоку, но не столь заметно. Заметное сходство с Русской равниной в уменьшении к востоку годовой суммы осадков как в Предкавказье, так и в горах. От 500-550 мм в западных районах Предкавказья количество осадков уменьшается до 350 мм в восточных районах. На юго-западных склонах Кавказа годовая сумма осадков наибольшая в России (до 3 700 мм), а в горах Дагестана уменьшается до 800 мм.
Работа с учебником и контурной картой (5-7 минут) (по щелчку мыши учителем наносятся названия рек Кавказа).
-Учитель .Прочитайте текст учебника на странице 208. Найдите выделенные реки на карте и обозначьте на контурной карте.
-Учитель. В чем особенность режима и характера течения рек Кавказа? (ученики дают ответ согласно тексту учебника)
- В каких литературных произведениях вы встречались с описанием этих рек? (предполагаемый ответ ученика: «Донские рассказы» Шолохова, «Герой нашего времени» Лермонтова).
Беседа.
Учитель. О каком природном богатстве этого района мы еще не сказали? Почему Северный Кавказ порой называют «житницей России»?
(предполагаемый ответ учеников: почвенные ресурсы).
Учитель. Поработаем с «Почвенной картой России» в атласе. Ответьте на вопрос: какие типы почв можно выделить в пределах изучаемого района? (предполагаемый ответ ученика: в западной части Предкавказья преобладают черноземы, а в восточной – каштановые почвы; территория Большого Кавказа занята почвами горных территорий).
Учитель обобщает. Действительно, почвы – богатство района. Черноземные и каштановые почвы – наилучшие типы почв для занятия земледелием. На бескрайних полях выращивается озимая пшеница и кукуруза, подсолнечник и сахарная свекла. Распаханность здесь достигает 80%. В низовьях Кубани выращивается рис. Повсюду сады, огороды, бахчи и виноградники. А черноморское побережье Кавказа - единственный в России район возделывания субтропических культур, в том числе чая.
6.Беседа.
Учитель.Проанализируем рисунок 84 страница 209 учебника и картины «Высотная поясность в горах Кавказа» и ответим на вопросы.
- Перечислите пояса Большого Кавказа (ученики по учебнику и картине перечисляют пояса).
- Чем объяснить такой большой набор высотных поясов (предполагаемый ответ учеников: основания гор располагаются в субтропическом поясе; высота гор большая, а чем выше горы, тем разнообразнее высотная поясность).
Учитель дополняет ответы учащихся. Ни в каких других горных системах России не встречаются пояса альпийских и субальпийских лугов. Только на Кавказе в составе горных лесов присутствуют каштан и бук. Широколиственные леса из различных пород деревьев сменяются выше по склону буковыми лесами, переходящими еще выше в буково-пихтовые, а затем в елово-пихтовые. Бук является самой распространенной породой в лесах среднегорий. Ни в одном другом горном районе России буковых лесов нет. В восточной части Большого Кавказа в связи с уменьшением количества осадков структура высотной поясности изменяется здесь уменьшаются площади лесов, возрастает роль сосновых лесов, появляются шиблячные заросли у основания лесного пояса. Увеличиваются площади степей. Они становятся не только нижним высотным поясом, но и занимают значительные площади в среднегорьях внутреннего Дагестана. Наблюдается остепнение и в составе субальпийских лугов. Это свидетельствует о нарастании сухости в этой части гор.
Работа в тетради (8-10 минут).
Учитель. Пользуясь текстом учебника, картами атласа, заполните таблицу. Оцените ресурсы Северного Кавказа по пятибальной шкале.
8. Закрепление изученного материала. С интерактивной карты учитель убирает все слои, содержащие картографическую информацию, кроме градусной сетки.
-Учитель. Включив режим нанесения надписей, обозначьте на карте: а) объекты ФГП района; б) названия форм рельефа и крупнейших вершин; в) основные места расположения полезных ископаемых.
-Учитель. Используя этот же режим, нанесите на карту названия рек, а затем, включив режим рисования, обозначьте границы водоразделов этих рек.
-Учитель. Ответьте на вопросы, проанализировав заполненную таблицу и текст учебника: а) Как природные условия и ресурсы Северного Кавказа влияют на хозяйственную деятельность людей? б) Почему именно в этом районе много долгожителей? в) Почему Кавказ является крупнейшим рекреационным районом России? г) Какие экологические проблемы возникают при использовании ресурсов района?
9. Домашнее задание.
1. Устно: страница 203-210, параграф 35.
2. Письменное творческое задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.