Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Северный Кавказ: физико-географическое положение, природные условия и ресурсы

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on пн, 27/04/2009 - 21:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белавиной Н.Ю.
Место работы, должность: 
МОУ-ООШ села Золотая Степь, Советский район, учитель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
1. Образовательная – познакомить с физико-географическим положением; природными условиями и ресурсами Северного Кавказа. 2. Развивающая – развивать умение работать с интерактивной картой, текстом учебника, контурными картами и дополнительным материалом. 3. Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного, любви к родной стране.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

атласы, учебники, контурные карты, иллюстрации,

Используемое оборудование: 

 мультимедийный проектор, интерактивное наглядное пособие «Европейский Юг России. Физическая карта»

Краткое описание: 
Представленный план-конспект урока «Северный Кавказ: физико-географическое положение, природные условия и ресурсы» в 8 классе составлен согласно программе основного общего образования по географии на основе федерального компонента государственного стандарта.
  1. Организационный момент.
  2. Объяснение новой темы.

      Вводное слово учителя. Сегодня мы будем изучать самый маленький из физико-географических районов нашей страны. Площадь его чуть превышает четверть миллиона квадратных километров. Однако он очень индивидуален. Подобного района нет в других частях страны. Он занимает обширное пространство от Каспийского до Черного морей. Большая его часть – молодое горное сооружение альпийской складчатости. Богаты и разнообразны минеральные ресурсы, многочисленны минеральные источники, благоприятны агроклиматические и рекреационные условия. О каком районе идет речь? (ученик – Северный Кавказ).

    Северный Кавказ – это первый крупный горный район, который мы должны изучить. На его примере мы должны раскрыть своеобразие горных районов, их отличие от равнинных. Горы – это сильно расчлененный рельеф, значительные колебания высот, иной, чем на равнинах характер залегания горных пород. Они смяты в складки и часто выходят на поверхность в виде обнажений. Этот район – один из интереснейших т живописнейших районов нашей страны.

 

  1. Работа с интерактивной картой. Подготовительная работа. С карты снимаются слои градусной сетки, полезных ископаемых и названий водных объектов и объектов суши.

-          Учитель. Определим географическое положение Кавказа. (учитель при помощи режима рисования проводит важнейшие меридианы и параллели, а затем , включив слой градусной сетки, осуществляется проверка). Предполагаемый ответ: между 46 и 40 параллелями; 39 и 59 меридианами).

-          Учитель. По каким природным объектам проходит граница на западе, востоке, что отделяет район от Восточно-Европейской равнины? (учитель на карту наносит слой названия рельефа суши и водных объектов) Предполагаемый ответ учеников: на западе – район омывается Черным и Азовским морями, на востоке – Каспийским морем. От Восточно-Европейской равнины он отделяется Кумо-Маныческой впадиной, на месте которой в среднечетвертичное время существовал морской пролив.

-          Учитель.  По особенностям  рельефа Кавказ разделяется на  Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. К России относится лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Большой Кавказ протягивается с северо-запада на юго-восток от Таманского полуострова до Апшеронского (Включив режим нанесения надписей на карту с клавиатуры, учитель подписывает названия полуостровов).

-          Учитель. С какими государствами проходит граница России по Кавказу? Предполагаемый ответ учеников: с Грузией и Азербайджаном.

-          Учитель. Найдите и подпишите пятитысячники Кавказа. (Включив режим нанесения надписей на карту с клавиатуры, учеником подписываются географические координаты Эльбруса, Казбека).

 

        2.  Беседа.

 Учитель. Проанализируем рисунки 81, 82 страница 204-205 учебника и карты «Строение земной коры» и «Геологической карты России» в атласе и ответим на следующие вопросы:

-          При столкновении каких континентальных литосферных плит образовались горы? (предполагаемый ответ учеников: Евроазиатской и Африкано-Аравийской)

-          В какой складчатый пояс входят? (предполагаемый ответ учеников: средиземноморский складчатый пояс).

-          Определите происхождение и возраст гор. (предполагаемый ответ учеников: в центральной части Кавказа выходят на поверхность древние кристаллические породы протерозойской и палеозойской группы, их окружают молодые отложения меловой и юрской системы).

-                       Продолжаются ли горообразовательные процессы в настоящее время? Почему? (предполагаемый ответ учеников: продолжается, так как здесь находится зона современного вулканизма и землетрясений).

           Учитель делает обобщение. Таким образом, Кавказ располагается на юго-западной окраине Евроазиатской литосферной плиты и входит в Средиземноморский складчатый пояс. Большой Кавказ сложен смятыми в складки осадочными песчано-глинистыми породами и известняками мезозойского возраста и палеогена. Особенно распространены известняки в западной части Кавказа. В центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все «пятитысячники» России. Они имеют острые гребни, пикообразные вершины, крутые, скалистые склоны.

          К западу высоты снижаются т горы приобретают более мягкие очертания. К двум основным хребтам осевой зоны – Водораздельному и Боковому – с севера примыкают ассимитричные хребты – Скалистый, Пастбищный и Лесистый. Их южные склоны крутые, а северные полого понижаются к предгорьям.

          Поднятия гор продолжаются и в настоящее время, с ними связаны землетрясения и вулканизм. Эльбрус и Казбек являются недавно потухшими вулканами. Когда-то на месте гор существовал океан Тетис, связывающий Черное море с Каспийским. На его дне происходила интенсивная магматическая деятельность, часть магмы внедрялась в земную кору. Шел интенсивный процесс накопления горных пород осадочного происхождения. Все эти горные породы были смяты в складки и осложнены разломами, сбросами и надвигами. Многочисленные вулканы находились в активной стадии во время альпийского горообразования, испытали вертикальное поднятие, в которое были вовлечены и другие области. В результате возникли современные горы. К северу от Центрального Кавказа на стыке гор с предгорьями поднявшаяся по трещинам магма не излилась на поверхность, а образовала куполообразные интрузии – лакколиты. В рельефе они представлены островными горами, наиболее крупные из которых Машук и Бештау. У подножия гор находятся многочисленные минеральные источники.

(По щелчку мыши открыть окна-слайды с дополнительной информацией об объектах – Машук, Бештау, Эльбрус).

          Учитель продолжает. Однако горные складчатые сооружения занимают лишь южную часть региона. С севера к ним примыкают равнины Предкавказья, приуроченные в основном к молодой эпипалеозойской Скифской плите. Предкавказье имеет много общего в природе с южнорусскими степями, в том числе и в рельефе. Крупные формы рельефа обусловлены неровностями фундамента. Ставропольская возвышенность приурочена к одноименному своду, а Кубанско-Приазовская и Терско-Кумская низменности соответствуют впадинам. Возвышенность расчленена широкими, глубоко врезанными речными долинами, балками и оврагами. Для низменностей характерны широкие речные долины и очень слабое развитие овражно-балочной сети (иллюстрации учебника, страницы 204 и 206). (При объяснении данного материала изучаемые объекты приближаются учителем в режиме увеличения).

  1. Практическая работа с контурной картой (5-7 минут).

-          Учитель. Подпишите названия всех географических объектов, связанных с ФГП района, части Предкавказья и Большого Кавказа, горные вершины.

-          Учитель. Посмотрите на карту и подпишите названия месторождений нефти, газа, полиметаллических и других руд ( по щелчку мыши учителем наносится слой полезных ископаемых)

  1. Беседа.

Учитель. Проанализируем «Климатическую карту России» и ответим на вопросы:

-          Определите количество выпавших осадков в западной и восточной частях Северного Кавказа (ученики определяют: на юго-западных склонах – до 3 700 мм, на Прикубанской равнине-500 мм, на востоке-350 мм)).

-          Определите разницу среднемесячных температур в западных и восточных частях (ученики определяют).

-          Объясните сложившуюся закономерность.(Предполагаемый ответ ученика: горы располагаются на стыке умеренного и субтропического климатических поясов, свободно проникают воздушные массы с Атлантики и Средиземноморья, горы являются барьером на пути холодного воздуха

    Учитель обобщает. Итак, горы Кавказа являются климаторазделом между умеренным и субтропическим поясами. Зима здесь теплее, чем на Русской равнине, а лето жарче, так как Кавказ находится южнее. Зимой Предкавказье заполняет холодный воздух умеренных широт (температура января достигает –4…-5 С). Так как горы служат барьером на пути распространения холодного воздуха, средние температуры Черноморского побережья - +2…+6 С. Летом в восточных районах температуры выше (до +25 С), в то время как в западной части Предкавказья +23…+24 С. В целом, как и на Русской равнине, континентальность нарастает к востоку, но не столь заметно. Заметное сходство с Русской равниной в уменьшении к востоку годовой суммы осадков как в Предкавказье, так и в горах. От 500-550 мм в западных районах Предкавказья количество осадков уменьшается до 350 мм в восточных районах. На юго-западных склонах Кавказа годовая сумма осадков наибольшая в России (до 3 700 мм), а в горах Дагестана уменьшается до 800 мм.

  1. Работа с учебником и контурной картой (5-7 минут) (по щелчку мыши учителем наносятся названия рек Кавказа).

-          Учитель .Прочитайте текст учебника на странице 208. Найдите выделенные реки на карте и обозначьте  на контурной карте.

-          Учитель. В чем особенность режима и характера течения рек Кавказа? (ученики дают ответ согласно тексту учебника)

-          В каких литературных произведениях вы встречались с описанием этих рек? (предполагаемый ответ ученика: «Донские рассказы» Шолохова, «Герой нашего времени» Лермонтова).

  1. Беседа.

Учитель. О каком природном богатстве этого района мы еще не сказали? Почему Северный Кавказ порой называют «житницей России»?

(предполагаемый ответ учеников: почвенные ресурсы).

Учитель. Поработаем с «Почвенной картой России» в атласе. Ответьте на вопрос: какие типы почв можно выделить в пределах изучаемого района? (предполагаемый ответ ученика: в западной части Предкавказья преобладают черноземы,  а в восточной – каштановые почвы; территория Большого Кавказа занята почвами горных территорий).

Учитель обобщает. Действительно, почвы – богатство района. Черноземные и каштановые почвы – наилучшие типы почв для занятия земледелием. На бескрайних полях выращивается озимая пшеница и кукуруза, подсолнечник и сахарная свекла. Распаханность здесь достигает 80%. В низовьях Кубани выращивается рис. Повсюду сады, огороды, бахчи и виноградники. А черноморское побережье Кавказа - единственный в России район возделывания субтропических культур, в том числе чая.

6.      Беседа.

Учитель. Проанализируем  рисунок 84 страница 209 учебника и картины «Высотная поясность в горах Кавказа» и ответим на вопросы.

-          Перечислите пояса Большого Кавказа (ученики по учебнику и картине перечисляют пояса).

-          Чем объяснить такой большой набор высотных поясов (предполагаемый ответ учеников:  основания гор располагаются в субтропическом поясе; высота гор большая, а чем выше горы, тем разнообразнее высотная поясность).

       Учитель дополняет  ответы  учащихся. Ни в каких других горных системах России не встречаются пояса альпийских и субальпийских лугов. Только на Кавказе в составе горных лесов присутствуют каштан и бук. Широколиственные леса из различных пород деревьев сменяются выше по склону буковыми лесами, переходящими еще выше в буково-пихтовые, а затем в елово-пихтовые. Бук является самой распространенной породой в лесах среднегорий. Ни в одном другом горном районе России буковых лесов нет. В восточной части Большого Кавказа в связи с уменьшением количества осадков структура высотной поясности изменяется здесь уменьшаются площади лесов, возрастает роль сосновых лесов, появляются шиблячные заросли у основания лесного пояса. Увеличиваются площади степей. Они становятся не только нижним высотным поясом, но и занимают значительные площади в среднегорьях внутреннего Дагестана. Наблюдается остепнение и в составе субальпийских лугов. Это свидетельствует о нарастании сухости в этой части гор.

  1. Работа в тетради (8-10 минут).

Учитель. Пользуясь текстом учебника, картами атласа, заполните таблицу. Оцените ресурсы Северного Кавказа по пятибальной шкале.

№ п/п

Вид ресурсов

Оценка

1

Минеральные

 

2

Климатические

 

3

Водные

 

4

Почвенные

 

5

Рекреационные (курортные, оздоровительные, спортивные, туристические)

 

 

8. Закрепление изученного материала. С  интерактивной карты учитель убирает все слои, содержащие картографическую информацию, кроме градусной сетки.

-          Учитель. Включив режим нанесения надписей, обозначьте на карте: а) объекты ФГП  района; б) названия форм рельефа и крупнейших вершин; в) основные места расположения полезных ископаемых.

-          Учитель. Используя этот же режим, нанесите на карту названия рек, а затем, включив режим рисования, обозначьте границы водоразделов этих рек.

-          Учитель. Ответьте на вопросы, проанализировав заполненную таблицу и текст учебника: а) Как природные условия и ресурсы Северного Кавказа влияют на хозяйственную деятельность людей? б) Почему именно в этом районе много долгожителей? в) Почему Кавказ является крупнейшим рекреационным районом России? г) Какие экологические проблемы возникают при использовании ресурсов района?

9. Домашнее задание.

1. Устно: страница 203-210, параграф 35.

2. Письменное творческое  задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.

10. Подведение итогов.

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн