Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



К методике проведения орнитологических экскурсий

Фото пользователя Евгения Бадмаева
Submitted by Евгения Бадмаева on пн, 04/02/2013 - 06:46

 

Е.Н.Бадмаева

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»,

г. Улан-Удэ,

 

К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ

Проект организации и проведения полевой зоологической школы для учащихся школ, студентов, учителей направлен  на поиск новых форм интеграции естественнонаучного  образования: академической науки, высшего образования, системы повышение квалификации  учителей биологии (экологии) и средней общеобразовательной школы, а также на развитие коммуникационных связей в молодежном научном сообществе Республики Бурятия.

Полевая школа ориентирована на развитие познавательных навыков школьников, студентов – будущих педагогов, аспирантов  и учителей биологии новым технологиям и практическим навыкам полевых, экспериментальных и камеральных зоологических исследований. Организаторами полевых школы являются коллективы средних общеобразовательных учреждений и районных  управлений образования. К работе школы также широко привлекаются преподаватели и научные сотрудники Бурятского госуниверситета и Бурятского научного центра СО РАН.

Целью полевой зоологической школы является изменение качества естественнонаучной подготовки школьников и студентов биологического профиля через инновационные технологии и интеграцию академической науки и высшего образования в Бурятии. Главными задачами полевой школы являются: 1. закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе учебного процесса в школе, в ВУЗе; 2. стимулирование индивидуального научного поиска, формирование активного инновационного мышления у научной молодежи; 3. освоение молодыми учеными полевых методик зоологических исследований, приобретение навыков комплексного и всестороннего исследования объектов изучения. знакомство с видовым разнообразием животного мира региона; 4. развитие учебно-методической базы в области полевой, камеральной и экспериментальной  работы в школах  Бурятии.

Полевая зоологическая школа включает в себя несколько направлений: энтомология (насекомые), герпетология и батрахология (рептилии и амфибии), орнитология (птицы),  маммология (мелкие млекопитающие). Учебный процесс предполагает теоретические и практические курсы по основным направлениям (программам), проводимым ведущими специалистами в данных областях в Бурятии. Работа полевой школы в итоге способствует существенному повышению уровня знаний учащихся школ, повышению квалификации молодых специалистов и учителей-стажистов, расширению их научного кругозора, что полностью соответствует цели интеграции академической науки и высшего образования в современных условиях.

Полевые школы в наибольшей степени способствует тому, чтобы экологическая теория не становилась абстракцией, чтобы интерес к экологическим знаниям и творчеству детей не ослабевал, чтобы эти знания превращались в убеждения, мотивацию творческой и практической деятельности. Так, наиболее известные и успешно реализуемые проекты полевых школ в Бурятии: на базе Сосновозерской СОШ №2 (Еравнинский район),  Арзгунской и Майской СОШ (Курумканский район), на базе школы социальной адаптации № 60 (г. Улан-Удэ), Орликской СОШ (Окинский район) и др. Работа  этих летних полевых школ носит многолетний комплексный исследовательский характер. Здесь также ежегодно работают приглашенные специалисты естественнонаучных специальностей из разных научных учреждений и ВУЗов. Программа и содержание полевой школы определяется профилем, возрастом участников, степенью их биолого-экологической подготовки, экологическими особенностями регионами.

Одним из ведущих направлений в экологическом образовании и воспитании детей среднего и старшего школьного возраста   являются научно-практические экологические конференции. Это способствует формированию активной гражданской позиции, привлечению к решению проблем охраны окружающей среды,  установлению творческих контактов и сотрудничества, обмену опытом, распространению новых форм и методов экологических исследований и природоохранной деятельности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует практическая и исследовательская деятельность. В соответствие этим позициям и была задумана и издана серия брошюр «Школьная полевая лаборатория». Основной целью данной серии явилось знакомство учащихся с основными подходами и правилами организации основ научного экологического эксперимента и развитие системы умений по проведению частных и комплексных исследований по основам той или иной науки о животных.

Среди частных задач можно выделить освоение общих и специальных методов и  приемов экспериментальной работы, направленных на актуализацию и развитие знаний в области экологии, развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. На основе еженедельной проверки днев­ников наблюдений, оценки самостоятель­ной работы учащихся, выстав­ляются оценки за биологическую практи­ку. За день до отъезда сотрудники прини­мают отчет каждого из группы. У фенологов он может быть заполнен в виде таблиц, где указаны виды растений и изменение их фенологического состояния по дням. Отчет по грызунам более сложный. Здесь представляются рисунки мышей и полевок, их черепа, заполненные карточки по учету грызунов, вычерченные карты с расположением ло­вушек и т. д. Так же отчитываются энто­мологи, орнитологи и др. Каждый уча­щийся сдает хорошо оформленный марш­рут птиц и других животных.

Жизнь диких птиц в различное время года имеет много характерных особен­ностей, и поэтому зимние, весенние, летние и осенние экскурсии в природу очень отличаются как по содержанию, так и по условиям прове­дения. Работа в природе, непосредственное знакомство с отдельными формами взаимоотношений птиц на конкретных примерах открывает гораздо более широкие возможности для познания и осмысления экологических закономерностей. Эту главную задачу и выполняют орнитологические экскурсии. Для  участия в экскурсии по наблюдению за птицами ребята организуются в группы до 10-12 человек.  Наряду с общими работами учащиеся выполняют индивидуальные задания. В конце практики каждый участник представляет отчет, полевой дневник. Каждая группа или подгруппа в конце практики выпускает свой исследовательский проект и фенологический календарь, где красочно оформляет наблюдения за птицами: периодами их жизни, связь с условиями обитания. Для наблюдения птиц в природе необходимы: интерес, желание и терпение, бинокль, определитель птиц, полевой дневник, удобная одежда и обувь.

Интерес к экскурсии – залог ее успеха. Настоящий же интерес возникает тогда, когда экскурсант становится исследователем. Во многом ее успех зависит от правильной организации.  Правильная организация невозможна без учета условий местности и особенностей объектов изучения. Желательно, чтобы экскурсовод заранее сам ознакомился с местностью, наметил маршрут  и определил виды птиц, которые могут встретиться на пути. Также эффективно, если руководитель во время предварительного рекогносцировочного маршрута заранее найдет несколько гнезд и запомнит их месторасположение.  Такой «запас» гнезд часто бывает необходим, если на самой экскурсии не удастся их найти. Длительные же поиски гнезд «расхолаживают» слушателей и рассеивают их внимание.

Наиболее подходящий сезон для начинающего натуралиста – зима. Здесь число видов гораздо меньше, многие виды менее пугливы и встречаются около жилья. Классический сезон наблюдений – весна и начало лета. Это время прилета и гнездования птиц. Они более заметны во время брачного поведения – токования, пения, а также сильно привязаны к гнездовой территории. Большинство птиц наиболее активны рано утром, когда они кормятся сами, кормят птенцов или отмечают пением свою территорию. В это время, а также ранней весной многих птиц легко наблюдать. Но далеко не все виды ведут себя открыто, многие птицы крайне осторожны и требуется недюжинное терпение, чтобы их обнаружить. При одиночных экскурсиях условия тишины и осторожности соблюдать легче, тем более, если имеются укрытия. На групповых же занятиях значительно труднее. Мелкие воробьиные птицы, особенно лесные виды, постоянно шныряют в зарослях ветвей, они очень юркие и увидеть особенности их внешнего облика не всегда легко.

В большинстве случаев для наблюдения птиц нужен бинокль. Наиболее универсальные бинокли - с восьми- и десятикратным увеличением. Ими удобно пользоваться и в лесу, и на открытых пространствах. Бинокль в лучшем случае должен иметь каждый экскурсант. Один бинокль на двоих и более – это самый нежелательный вариант. Нужно отработать технику быстрого реагирования и настройки бинокля на движущийся объект. Чем выше кратность бинокля, тем быстрее и эффективней можно разглядеть и определить птицу. Оптимальный вариант на открытых пространствах – кратность бинокля от 10-12 и выше (в лесу – 8-кратный). Распространенные в продаже подзорные трубы (Россия, Беларусь) обещают кратность от 40 и выше, но на практике они очень неудобны. Поле зрения у них узкое и наблюдать за движущимся объектом просто невозможно. К покупке такой подзорной трубы нужно подходить серьезно по всем ее техническим характеристикам.

Первоначальные наблюдения проводят в населенном пункте или поблизости от него. Рядом с человеком обитают воробьиные птицы, которые менее пугливы и удобны для первоначального наблюдения.

Мало увидеть птицу. Важно запомнить факт и детали вашей встречи с ней. Для этого существует полевой дневник - любая записная книжка подходящего формата (помещающаяся в карман вашей полевой одежды). Дневник должен быть разлинован для удобства записей, бывает полезно иметь в нем также поля для пометок. Иногда используют диктофон. В полевой дневник заносят в краткой форме все основные сведения о наблюдениях, проведенных в природе: дату (число/месяц/год), время наблюдений и погодные условия в день наблюдения; место встречи птицы (максимально точная и легко находимая на общепринятых картах привязка местности); вид птицы (если сразу не знаете вид - основные ее приметы, включая необходимые зарисовки); возраст птицы (взрослая или птенец); что она делала (пела, летела, кормилась, волновалась, сидела и т.п.); в каком местообитании (типе леса, на полянке, на опушке, на пруду и т.п., максимально понятно) птица встречена; сколько было птиц (если это стая), или это была пара (семья) птиц. Вся перечисленная информация обязательно должна быть отражена в полевом дневнике.

Для определения вида нужно узнавать птицу и отличать ее от других. Отличительные признаки: размеры, окраска, общий облик птицы (форма тела и частей оперения – хохол, хвост и крылья), биотоп обитания (во время гнездования), голос, повадки и манера движения (характер полета, шум крыльев на лету, форма стаи, поведение во время кормления или токования, передвижение). По каждому из этих признаков в отдельности можно определить птицу лишь приблизительно – до отряда или семейства, но учет всех признаков дает точное определение до вида или хотя бы четкоевыделение, обособлениептицы от других, что при дальнейшем уточнении приводит к видовому определению. Ведение записей, зарисовывание, фотографирование, видеосъемка сильно повышают научную значимость наблюдений.

Даже самый профессиональный орнитолог иногда может сразу не определить, какую птицу он встретил. В таких случаях приходится обращаться к книгам, в которых имеется информация о птицах, их описания и иллюстрации. Очень удобны книги-определители, в которых даны рисунки (обычно - цветные) с указанием основных отличительных признаков птицы и краткого описания облика, голоса, мест обитания, распространения каждой птицы. К сожалению, в нашей стране пока очень мало литературы, помогающей наблюдать птиц в природе; большинство определителей существует на иностранных языках. Все возрастающий интерес к «бердвотчингу» проявляется и на книжных полках магазинов. Появляются небольшие карманные определители. Некоторые подобные книги все же можно найти в библиотеках и обнаружить в магазинах. Также, можно обращаться к Красной Книге Бурятии (2005), где перечислены и изображены те редкие птицы, на которых надо обращать особое внимание. Список некоторых книг, которые могут помочь в наблюдении и определении птиц, приведен в приложении.

Наблюдать птиц можно в любое время, однако, самое удобное - раннее утро. В это время птицы просыпаются и особенно активны - их легко и услышать, и увидеть (исключением являются, конечно, ночные птицы - совы, козодои, пастушки). В вечернее время птиц наблюдать сложнее, но изучать их голоса на вечерней зорьке вполне удобно. Если Вы не уверены в правильном определении птицы, то обязательно фиксируйте этот факт в своем полевом дневнике и отчете, который вы готовите специалистам по охране и изучению птиц, чтобы избежать ошибки и не принести «дезинформацию». Со временем у вас будет все меньше сомнений [2].

Желательно до проведения экскурсий  познакомить учащихся с основными видами птиц  Бурятии, прослушать 3-4 раза записи голосов птиц. Наблюдения вести в утренние часы с 6-8 часов или вечером до заката солнца. Непосредственно перед экскурсией обязательна краткая вступительная беседа: сообщаются общая задача, маршрут передвижения, условия дисциплины, проверяются наличие оборудования и снаряжения. Не стоит забывать  о технике безопасности.  

Экскурсия делиться на несколько частей: вступление, основная часть и  заключение. Строго придерживаться плана экскурсии не следует. Как правило, мы не можем заранее предугадать,  в каких именно условиях встретим птицу, и с какими сторонами ее жизни будем знакомить учащихся. Иногда по разному роду причин можно не встретить самых обычных птиц для этой местности. Или наоборот. Поэтому, составлять план экскурсии имеет смысл лишь в самом общем виде.

Методика проведения экскурсии во многом зависит от личности руководителя [1]. Приведем некоторые из методик.

1.    «Типично академическая методика».Руково­дитель рассказывает о действиях животного, которые совершаются в момент наблюдения, используя при этом элементы сравнения и обобщения. Например, пролетающий над голо­вами ворон — хорошая тема для сообщения о  типах полета птиц, прячущая орех белка — иллюстрация к информации об адаптациях животных. Все погрызы, покусы, гнезда, перья, следы и т. п. собираются, а то, что невозможно взять с собой, зарисовывается.

2.   «Методика будущего». Учащиеся под руководством учителя определяют всех встреченных на экскурсии птиц, млекопитающих (по следам жизнедеятельности), вместе обсуждают и ана­лизируют все наблюдения за поведением жи­вотных и т. д. Экскурсия строится на провока­ционных вопросах: «Почему вы считаете, что перед вами грач, а не ворон? Почему поползень прячет корм, его же могут украсть другие птицы? Как вы объясните отсутствие следов данного зверя в данном лесу?» ит. д.

3.   Игровые методики. «Чужая планета». Обыгрывается ситуация: группа попадает на неисследованную планету. Осторожно продвигаясь по полному опасностей лесу, вы описываете встреченных животных, придумываете им названия, с помощью опреде­лителей выясняете названия этих животных на языке аборигенов и т. д. «Чайник». Преподаватель за несколько дней до экскурсии дает учащимся задание подгото­виться к проведению экскурсии, в которой учащиеся будут экскурсоводами, а он — един­ственным экскурсантом. Необходимая для под­готовки литература выдается выбранному уча­щимися руководителю.

4.   Узкоспециализированные методики. Экскур­сии проводятся, как правило, только для на­иболее увлеченных зоологией учащихся или для
группы, собирающейся заняться исследователь­ской работой. «Тропление». Тропление — один из основных методов изучения жизни млекопитающих в зим­ний период. Двигаясь по следам выбранной особи, вы изучаете характер ее передвижения, способы кормодобывания и т. д. Иногда бывает полезно зарисовать схематично план пути жи­вотного, отмечая на нем места маркировки территории, жировки, лежки. «Ночная жизнь леса (водоема, степи, луга)». Основные объекты дан­ной экскурсии — ночные птицы, и определять их обычно приходится по голосам. Вот почему необходи­мо предварительное прослушивание записей голосов обычных видов. Маршрут подобной экскурсии желательно проложить по лесным опушкам, вырубкам или свалкам, что увеличит вероятность встречи с этими интересными и скрытными птицами. Наиболее благоприятны­ми для такой экскурсии являются безоблачные и безветренные ночи, наличие или отсутствие луны особой роли не играет. «Экскурсия с диктофоном».   Использование  во время экскурсии записей голосов птиц позволяет вывести ее на другой качествен­ный уровень. Появляется возможность подма­нить на близкое расстояние практически любую птицу, услышать редкие голосовые реакции, лучше разобраться с механизмами образования стай у мелких воробьиных птиц.

Даже если преподаватель проводит экскурсии прекрасно, они все равно в итоге рискуют стать скучными. Например, видовое разнообразие фауны зимне­го леса невелико, и после двух-трех походов в лес учащиеся уже довольно уверенно определя­ют большинство встречаемых птиц и наиболее обычные следы, а учитель все чаще и чаще начинает повторяться в своих комментариях к увиденному. Академический тип проведения экскурсии уже не годится (надеемся, что вы начали именно с него), пришло время менять методику. Базовую информацию учащиеся по­лучили на первых 2—3 экскурсиях, в качестве проверки знаний проводится экскурсия по «ме­тодике будущего», а для закрепления изученно­го материала используется методика «Чайник». В итоге получается комплекс из 5—6 экскур­сий. На этом можно завершить зимние экскур­сии, но можно и продолжить, направив внима­ние учащихся на самостоятельную исследова­тельскую работу.

Не нужно также проводить  экскурсии на узкие специализированные темы, так как демонстрационный материал бывает гораздо шире. Не следует проходить мимо интересного объекта или редкого явления – повторной встречи возможно не будет. Преподавателю нужно всегда сохранять азарт поиска нового – он обязательно передастся и слушателям. Рассказ на экскурсии должен придерживаться принципа единства показа и рассказа. Также не следует рассказывать о птице все, что вы знаете о ней на первой же экскурсии – ошибка молодых педагогов. Тратить много времени на один объект нецелесообразно. Можно затронуть и  другие виды позвоночных животных биоценоза.  Вести наблюдения лучше спиной к солнцу, двигаться осторожно, чтобы не спугнуть птицу, при этом бинокль должен быть наготове, надо его сразу навести по глазам и носить на ремне на груди. Передвигаться нужно, не растягиваясь, кучно. Не нужно торопиться – идти медленно, часто останавливаясь и напрягая зрение и слух. Это правило для весенних и летних экскурсий, когда птицы распределены по территории более или менее равномерно. Впереди обязательно идет руководитель.  Наблюдения желательно начать со следующего: выяснить общий состав птичьего населения, записать определенные вами виды в дневнике на данном участке наблюдений, выяснить количественное соотношение особей на данном участке, отметить доминирующие виды и редко встречаемые, наблюдение биологических взаимоотношения птиц-соседей не менее 2-4 видов.

В необходимые моменты он останавливается и показывает объект группе, чтобы все могли увидеть. Экскурсантов нужно постоянно приучать к тишине. При появлении людей птицы обычно затаиваются и становятся незаметными. Если переждать некоторое время, не двигаясь, птицы постепенно привыкают к вам и снова начинают двигаться, петь, кормиться и т.д. В процессе экскурсии следует время от времени давать групповые задания: провести подсчет количества особей в стае, выпугнуть птицу из травы, чтобы познакомиться с характером ее полета, обнаружить гнездо предполагаемое рядом гнездо и т.д.

Примерные планы орнитологических экскурсий представлены ниже.

1.                                       Вводная экскурсия. Основные задачи этой экскурсии: научить ребят вести наблюдения и переносить их в дневник. Предварительно преподаватель проводит вводную беседу, ребята частично записывают в полевой дневник. Затем ребята описывают самостоятельно физико-географические характеристики района. На этой экскурсии ребята учатся пользоваться  биноклем, определять основные виды птиц. После экскурсии 1-2 учащихся вслух зачитывают записи, сделанные в своем дневнике. Преподаватель подводит итог экскурсии (рефлексия).

2.                                       Экскурсия по знакомству с орнитофауной. Цель экскурсии -  знакомство с основными видами птиц нашего региона.  Эта экскурсия служит как бы продолжением вводной, но на более высоком уровне. Маршрут ее пролегает через различные биотопы. В течении экскурсии продолжается знакомство с голосами птиц и визуальные описания новых видов. Кроме того, на этой экскурсии преподаватель рассказывает о биологическом значении пения птиц, а в  связи с этим – о территориальной структуре популяций и возникающих на этой почве взаимоотношений. Желательно предварительно познакомиться с голосами птиц по их записям.  На этой экскурсии можно познакомится с типами гнездования птиц. Необходимо получить конкретные представления о биологии гнездования птиц: постройке гнезда, заботе о потомстве, распределении разных видов птиц по ярусам растительности, использовании различного рода убежищ;  о межвидовых взаимоотношениях птиц: а) взаимопомощь (дятлы, синицы и др. дуплогнездники); б) конкурентные отношения (мухоловки, синицы, поползни). В процессе экскурсии 30-40 мин полезно провести наблюдение за гнездом каких-либо видов птиц. Экскурсию по птицам лучше проводить в утренние часы и закончить в населенном пункте.

3.                                       Экскурсия в заказник.Цель: ознакомление с некоторыми формами охраны животного мира Бурятии. Перед проведением экскурсии поставить следующие вопросы: Какова общая площадь охраняемой территории, ее границы? Описать физико-географический очерк этой территории. Какие виды животных обитают на данной территории? Какие мероприятия по охране и разведению животных проводятся? Какую помощь можно оказать в деле охраны природы?Описать маршрут, его протяженность, биогеоценозы, которые были вами пройдены. Отметить и описать орнитофауну охраняемой территории. Записать доминирующие и редко встречаемые виды, их взаимоотношения, поведение. Кроме того, необходимо проанализировать и записать наличие кормов.  Можно отметить наличие млекопитающих по следам их жизнедеятельности, описать. Отметить  и описать животных других классов: амфибий, рептилий, если таковые есть. В заключение провести сравнение фауны охраняемой и обычной территории, проанализировать количественный состав основных видов, поведенческие реакции. Описать меры охраны редких видов животных данного района. Рефлексия.

4. Экскурсия в лес. Цель экскурсии –  знакомство с основными видами животных леса. Знакомство с фауной леса можно начать с участка соснового леса, где обитает немного животных и довольно мало птиц, около 20-25 видов. Здесь можно встретить несколько видов дятлов, кукшу и т.д. Для таежных лесов характерны: глухарь, рябчик, канюк, тетеревятник, перепелятник, певчий дрозд, снегирь, горихвостка, пеночки, лесной конек, славки и др. В период проведения экскурсии записи в дневнике следующие: Указать биотоп. Определить численность  и отметить поведение встречных животных. Обратить внимание на следы их жизнедеятельности (гнезда, норы, дупла, следы, обработанные шишки, погадки и т.д.). Глазомерно оценить урожай древесных пород, особенно хвойных: неурожай – шишек нет совсем или их более 10-15 на одном дереве; средний урожай- по 100 и более шишек; высокий урожай – по 200 и более шишек. При обнаружении гнезда, желательно определить какой птице оно принадлежит. Для этого можно воспользоваться определителем птичьих гнезд А.В. Михеева (1958). Гнездо необходимо также измерить и описать по примерно такой схеме: измерить внешний и внутренний диаметры лотка гнезда, высоту и глубину гнезда. Записать место расположения гнезда, высоту над землей, если оно не на земле, отметить строительный материал гнезда, послуживший для постройки, выстилки лотка, количество и размер яиц, их окраску, есть ли птенцы, отметить их поведение, общий облик и определить возраст. Около гнезда хищных птиц собрать погадки и остатки пищи. При обнаружении норы, ее осматривают, вычерчивают план рельефа местности, древесной и кустарниковой растительности, расположение отнорков, уборных троп, собирают погрызы. Собирают шишки, поеденные белкой и другими грызунами, «обработанные» дятлом. Подсчитать количество шишек в «кузницах» дятла, обратить внимание, сколько семян в них осталось. Определить на слух примерное количество поющих птиц. В конце экскурсии записать птиц (можно и других животных) по группам: кронники (животные, занимающие кроны деревьев 1-2-го ярусов), кустарнички, дуплогнездники, норники, наземники.

5. Экскурсия на водоемы. Цель экскурсии: знакомство с водоплавающими и околоводными птицами. Данную экскурсию желательно провести на относительно больших водных пространствах – озерах, дельтах рек, болотах, заболоченных участках  рек, озер, прудов. Водоемы в плане изучения экологии птиц наиболее выигрышные по сравнению с лесом, тайгой. Здесь поле зрения наблюдателя гораздо шире – за одну экскурсию можно увидеть достаточно много видов – 30-50. Имея полевой определитель и бинокль,  можно определить виды уток и куликов.  Подсчитывается количество семей утиных птиц, наблюдать полеты чаек и крачек и их защитные реакции, поиск гнезд и т.д. В прибрежных зарослях, камышах, кустарниках обитает также много видов птиц. Параллельно можно познакомиться с местными видами лягушек и жаб – их у нас не так много. При желании в будущем можно изучать кормовую базу водных и околоводных птиц: водные растения, водных насекомых и т.п. Экскурсия продолжается минимум 2,5-3 часа.  В дневниках следующие записи: описать биотоп, желательно приложить схему водоема и окрестностей. Определить разные виды птиц, их поведение, звуковые сигналы. Описать виды лягушек и жаб, отметить их количество. Количественный учет птиц. Отметить характер антропогенного воздействия на водоем. В конце экскурсии или дома записать в тетрадях  группы птиц: водоплавающие, околоводные, птицы полей и суходольных лугов.

6. Экскурсия по экологическому маршруту. Цель: показать приспособления животных к разным биогеоценозам. Протяженность 5-6 км. Обычно в школах каждого района нашей республики разработаны экологические тропы.  Их маршрут пролегает обычно по разным типам биогеоценозов: хвойный лес (сосновый), смешанный лес, речка, влажный луг, болото, степь, поле, агроценозы. Каждая экотропа зависит от географического расположения и окружающих его ландшафтов. На таких маршрутах можно наблюдать достаточно много видов птиц из разных экологических групп. В конце экскурсии сделать записи в дневнике: отметить основные виды птиц пройденных биоценозов, отметить приспособления птиц к условиям обитания, зарисовать схему маршрута с указанием растительных сообществ.

Каждая экскурсия должна завершаться подведением итогов и рефлексией. Здесь должны присутствовать все участники экскурсии. При этом вспоминается все главное, что удалось наблюдать, сообща составляется список увиденных птиц, уточнятся их систематическое положение  и т.д. Далее при камеральной обработке полученных данных на экскурсии учащиеся расшифровывают записи в дневниках в систематический дневник. Он представляет собой более совершенную форму  полевых записей. В него в систематическом порядке на отдельных страницах дневника  вносятся наблюдения по каждой встрече и каждому наблюдению за видом.  Так последовательно он заполняется.  Наиболее заполненными становятся страницы, посвященные обычным и многочисленным видам, которые часто встречаются на экскурсиях. Делаются необходимые рисунки, схемы. После проведения всего ряда необходимых экскурсий и всех других занятий, учащиеся должны получить целостную картину  о местной орнитофауне, познакомится с основными чертами биологии и экологии птиц, знать обычные и редкие виды, нуждающиеся в охране.

Самое интересное — это отчет учащихся по самостоятельным работам. Весь мате­риал, который они собрали в лагере, обрабатывается позже в школе с привлечениемдополнительной информации. Ребята кон­сультируются на биолого-географическом факультете БГУ, в БНЦ и т.д. В конце сентября учащиеся обсуждают выступления на будущей конференции, подбирают слайды, графики, таблицы, гербарии, препараты. В октябре прово­дится школьная конференция с приглашением учащихся всех классов, родите­лей, ученых. Ребята выступают, рассказы­вают о своей работе в летнем полевой школе, о том, чему они научились, какие получили ре­зультаты в своих первых научных исследо­ваниях.

Литература:

1.      Бадмаева Е.Н. Орнитологические экскурсии в окрестностях Еравнинских озер. _Улан-Удэ: изд-во «Буряд унэн», 2009. – 32 с.

2.      Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. Серия: Жизнь наших птиц и зверей. Вып. 4. Л.: Изд-во ленинградского ун-та, 1981.  - С. 8-13, 162-165.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн