Е.Н.Бадмаева
АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»,
г. Улан-Удэ,
К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
Проект организации и проведения полевой зоологической школы для учащихся школ, студентов, учителей направлен на поиск новых форм интеграции естественнонаучного образования: академической науки, высшего образования, системы повышение квалификации учителей биологии (экологии) и средней общеобразовательной школы, а также на развитие коммуникационных связей в молодежном научном сообществе Республики Бурятия.
Полевая школа ориентирована на развитие познавательных навыков школьников, студентов – будущих педагогов, аспирантов и учителей биологии новым технологиям и практическим навыкам полевых, экспериментальных и камеральных зоологических исследований. Организаторами полевых школы являются коллективы средних общеобразовательных учреждений и районных управлений образования. К работе школы также широко привлекаются преподаватели и научные сотрудники Бурятского госуниверситета и Бурятского научного центра СО РАН.
Целью полевой зоологической школы является изменение качества естественнонаучной подготовки школьников и студентов биологического профиля через инновационные технологии и интеграцию академической науки и высшего образования в Бурятии. Главными задачами полевой школы являются: 1. закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе учебного процесса в школе, в ВУЗе; 2. стимулирование индивидуального научного поиска, формирование активного инновационного мышления у научной молодежи; 3. освоение молодыми учеными полевых методик зоологических исследований, приобретение навыков комплексного и всестороннего исследования объектов изучения. знакомство с видовым разнообразием животного мира региона; 4. развитие учебно-методической базы в области полевой, камеральной и экспериментальной работы в школах Бурятии.
Полевая зоологическая школа включает в себя несколько направлений: энтомология (насекомые), герпетология и батрахология (рептилии и амфибии), орнитология (птицы), маммология (мелкие млекопитающие). Учебный процесс предполагает теоретические и практические курсы по основным направлениям (программам), проводимым ведущими специалистами в данных областях в Бурятии. Работа полевой школы в итоге способствует существенному повышению уровня знаний учащихся школ, повышению квалификации молодых специалистов и учителей-стажистов, расширению их научного кругозора, что полностью соответствует цели интеграции академической науки и высшего образования в современных условиях.
Полевые школы в наибольшей степени способствует тому, чтобы экологическая теория не становилась абстракцией, чтобы интерес к экологическим знаниям и творчеству детей не ослабевал, чтобы эти знания превращались в убеждения, мотивацию творческой и практической деятельности. Так, наиболее известные и успешно реализуемые проекты полевых школ в Бурятии: на базе Сосновозерской СОШ №2 (Еравнинский район), Арзгунской и Майской СОШ (Курумканский район), на базе школы социальной адаптации № 60 (г. Улан-Удэ), Орликской СОШ (Окинский район) и др. Работа этих летних полевых школ носит многолетний комплексный исследовательский характер. Здесь также ежегодно работают приглашенные специалисты естественнонаучных специальностей из разных научных учреждений и ВУЗов. Программа и содержание полевой школы определяется профилем, возрастом участников, степенью их биолого-экологической подготовки, экологическими особенностями регионами.
Одним из ведущих направлений в экологическом образовании и воспитании детей среднего и старшего школьного возраста являются научно-практические экологические конференции. Это способствует формированию активной гражданской позиции, привлечению к решению проблем охраны окружающей среды, установлению творческих контактов и сотрудничества, обмену опытом, распространению новых форм и методов экологических исследований и природоохранной деятельности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует практическая и исследовательская деятельность. В соответствие этим позициям и была задумана и издана серия брошюр «Школьная полевая лаборатория». Основной целью данной серии явилось знакомство учащихся с основными подходами и правилами организации основ научного экологического эксперимента и развитие системы умений по проведению частных и комплексных исследований по основам той или иной науки о животных.
Среди частных задач можно выделить освоение общих и специальных методов и приемов экспериментальной работы, направленных на актуализацию и развитие знаний в области экологии, развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. На основе еженедельной проверки дневников наблюдений, оценки самостоятельной работы учащихся, выставляются оценки за биологическую практику. За день до отъезда сотрудники принимают отчет каждого из группы. У фенологов он может быть заполнен в виде таблиц, где указаны виды растений и изменение их фенологического состояния по дням. Отчет по грызунам более сложный. Здесь представляются рисунки мышей и полевок, их черепа, заполненные карточки по учету грызунов, вычерченные карты с расположением ловушек и т. д. Так же отчитываются энтомологи, орнитологи и др. Каждый учащийся сдает хорошо оформленный маршрут птиц и других животных.
Жизнь диких птиц в различное время года имеет много характерных особенностей, и поэтому зимние, весенние, летние и осенние экскурсии в природу очень отличаются как по содержанию, так и по условиям проведения. Работа в природе, непосредственное знакомство с отдельными формами взаимоотношений птиц на конкретных примерах открывает гораздо более широкие возможности для познания и осмысления экологических закономерностей. Эту главную задачу и выполняют орнитологические экскурсии. Для участия в экскурсии по наблюдению за птицами ребята организуются в группы до 10-12 человек. Наряду с общими работами учащиеся выполняют индивидуальные задания. В конце практики каждый участник представляет отчет, полевой дневник. Каждая группа или подгруппа в конце практики выпускает свой исследовательский проект и фенологический календарь, где красочно оформляет наблюдения за птицами: периодами их жизни, связь с условиями обитания. Для наблюдения птиц в природе необходимы: интерес, желание и терпение, бинокль, определитель птиц, полевой дневник, удобная одежда и обувь.
Интерес к экскурсии – залог ее успеха. Настоящий же интерес возникает тогда, когда экскурсант становится исследователем. Во многом ее успех зависит от правильной организации. Правильная организация невозможна без учета условий местности и особенностей объектов изучения. Желательно, чтобы экскурсовод заранее сам ознакомился с местностью, наметил маршрут и определил виды птиц, которые могут встретиться на пути. Также эффективно, если руководитель во время предварительного рекогносцировочного маршрута заранее найдет несколько гнезд и запомнит их месторасположение. Такой «запас» гнезд часто бывает необходим, если на самой экскурсии не удастся их найти. Длительные же поиски гнезд «расхолаживают» слушателей и рассеивают их внимание.
Наиболее подходящий сезон для начинающего натуралиста – зима. Здесь число видов гораздо меньше, многие виды менее пугливы и встречаются около жилья. Классический сезон наблюдений – весна и начало лета. Это время прилета и гнездования птиц. Они более заметны во время брачного поведения – токования, пения, а также сильно привязаны к гнездовой территории. Большинство птиц наиболее активны рано утром, когда они кормятся сами, кормят птенцов или отмечают пением свою территорию. В это время, а также ранней весной многих птиц легко наблюдать. Но далеко не все виды ведут себя открыто, многие птицы крайне осторожны и требуется недюжинное терпение, чтобы их обнаружить. При одиночных экскурсиях условия тишины и осторожности соблюдать легче, тем более, если имеются укрытия. На групповых же занятиях значительно труднее. Мелкие воробьиные птицы, особенно лесные виды, постоянно шныряют в зарослях ветвей, они очень юркие и увидеть особенности их внешнего облика не всегда легко.
В большинстве случаев для наблюдения птиц нужен бинокль. Наиболее универсальные бинокли - с восьми- и десятикратным увеличением. Ими удобно пользоваться и в лесу, и на открытых пространствах. Бинокль в лучшем случае должен иметь каждый экскурсант. Один бинокль на двоих и более – это самый нежелательный вариант. Нужно отработать технику быстрого реагирования и настройки бинокля на движущийся объект. Чем выше кратность бинокля, тем быстрее и эффективней можно разглядеть и определить птицу. Оптимальный вариант на открытых пространствах – кратность бинокля от 10-12 и выше (в лесу – 8-кратный). Распространенные в продаже подзорные трубы (Россия, Беларусь) обещают кратность от 40 и выше, но на практике они очень неудобны. Поле зрения у них узкое и наблюдать за движущимся объектом просто невозможно. К покупке такой подзорной трубы нужно подходить серьезно по всем ее техническим характеристикам.
Первоначальные наблюдения проводят в населенном пункте или поблизости от него. Рядом с человеком обитают воробьиные птицы, которые менее пугливы и удобны для первоначального наблюдения.
Мало увидеть птицу. Важно запомнить факт и детали вашей встречи с ней. Для этого существует полевой дневник - любая записная книжка подходящего формата (помещающаяся в карман вашей полевой одежды). Дневник должен быть разлинован для удобства записей, бывает полезно иметь в нем также поля для пометок. Иногда используют диктофон. В полевой дневник заносят в краткой форме все основные сведения о наблюдениях, проведенных в природе: дату (число/месяц/год), время наблюдений и погодные условия в день наблюдения; место встречи птицы (максимально точная и легко находимая на общепринятых картах привязка местности); вид птицы (если сразу не знаете вид - основные ее приметы, включая необходимые зарисовки); возраст птицы (взрослая или птенец); что она делала (пела, летела, кормилась, волновалась, сидела и т.п.); в каком местообитании (типе леса, на полянке, на опушке, на пруду и т.п., максимально понятно) птица встречена; сколько было птиц (если это стая), или это была пара (семья) птиц. Вся перечисленная информация обязательно должна быть отражена в полевом дневнике.
Для определения вида нужно узнавать птицу и отличать ее от других. Отличительные признаки: размеры, окраска, общий облик птицы (форма тела и частей оперения – хохол, хвост и крылья), биотоп обитания (во время гнездования), голос, повадки и манера движения (характер полета, шум крыльев на лету, форма стаи, поведение во время кормления или токования, передвижение). По каждому из этих признаков в отдельности можно определить птицу лишь приблизительно – до отряда или семейства, но учет всех признаков дает точное определение до вида или хотя бы четкоевыделение, обособлениептицы от других, что при дальнейшем уточнении приводит к видовому определению. Ведение записей, зарисовывание, фотографирование, видеосъемка сильно повышают научную значимость наблюдений.
Даже самый профессиональный орнитолог иногда может сразу не определить, какую птицу он встретил. В таких случаях приходится обращаться к книгам, в которых имеется информация о птицах, их описания и иллюстрации. Очень удобны книги-определители, в которых даны рисунки (обычно - цветные) с указанием основных отличительных признаков птицы и краткого описания облика, голоса, мест обитания, распространения каждой птицы. К сожалению, в нашей стране пока очень мало литературы, помогающей наблюдать птиц в природе; большинство определителей существует на иностранных языках. Все возрастающий интерес к «бердвотчингу» проявляется и на книжных полках магазинов. Появляются небольшие карманные определители. Некоторые подобные книги все же можно найти в библиотеках и обнаружить в магазинах. Также, можно обращаться к Красной Книге Бурятии (2005), где перечислены и изображены те редкие птицы, на которых надо обращать особое внимание. Список некоторых книг, которые могут помочь в наблюдении и определении птиц, приведен в приложении.
Наблюдать птиц можно в любое время, однако, самое удобное - раннее утро. В это время птицы просыпаются и особенно активны - их легко и услышать, и увидеть (исключением являются, конечно, ночные птицы - совы, козодои, пастушки). В вечернее время птиц наблюдать сложнее, но изучать их голоса на вечерней зорьке вполне удобно. Если Вы не уверены в правильном определении птицы, то обязательно фиксируйте этот факт в своем полевом дневнике и отчете, который вы готовите специалистам по охране и изучению птиц, чтобы избежать ошибки и не принести «дезинформацию». Со временем у вас будет все меньше сомнений [2].
Желательно до проведения экскурсий познакомить учащихся с основными видами птиц Бурятии, прослушать 3-4 раза записи голосов птиц. Наблюдения вести в утренние часы с 6-8 часов или вечером до заката солнца. Непосредственно перед экскурсией обязательна краткая вступительная беседа: сообщаются общая задача, маршрут передвижения, условия дисциплины, проверяются наличие оборудования и снаряжения. Не стоит забывать о технике безопасности.
Экскурсия делиться на несколько частей: вступление, основная часть и заключение. Строго придерживаться плана экскурсии не следует. Как правило, мы не можем заранее предугадать, в каких именно условиях встретим птицу, и с какими сторонами ее жизни будем знакомить учащихся. Иногда по разному роду причин можно не встретить самых обычных птиц для этой местности. Или наоборот. Поэтому, составлять план экскурсии имеет смысл лишь в самом общем виде.
Методика проведения экскурсии во многом зависит от личности руководителя [1]. Приведем некоторые из методик.
1. «Типично академическая методика».Руководитель рассказывает о действиях животного, которые совершаются в момент наблюдения, используя при этом элементы сравнения и обобщения. Например, пролетающий над головами ворон — хорошая тема для сообщения о типах полета птиц, прячущая орех белка — иллюстрация к информации об адаптациях животных. Все погрызы, покусы, гнезда, перья, следы и т. п. собираются, а то, что невозможно взять с собой, зарисовывается.
2. «Методика будущего». Учащиеся под руководством учителя определяют всех встреченных на экскурсии птиц, млекопитающих (по следам жизнедеятельности), вместе обсуждают и анализируют все наблюдения за поведением животных и т. д. Экскурсия строится на провокационных вопросах: «Почему вы считаете, что перед вами грач, а не ворон? Почему поползень прячет корм, его же могут украсть другие птицы? Как вы объясните отсутствие следов данного зверя в данном лесу?» ит. д.
3. Игровые методики. «Чужая планета». Обыгрывается ситуация: группа попадает на неисследованную планету. Осторожно продвигаясь по полному опасностей лесу, вы описываете встреченных животных, придумываете им названия, с помощью определителей выясняете названия этих животных на языке аборигенов и т. д. «Чайник». Преподаватель за несколько дней до экскурсии дает учащимся задание подготовиться к проведению экскурсии, в которой учащиеся будут экскурсоводами, а он — единственным экскурсантом. Необходимая для подготовки литература выдается выбранному учащимися руководителю.
4. Узкоспециализированные методики. Экскурсии проводятся, как правило, только для наиболее увлеченных зоологией учащихся или для
группы, собирающейся заняться исследовательской работой. «Тропление». Тропление — один из основных методов изучения жизни млекопитающих в зимний период. Двигаясь по следам выбранной особи, вы изучаете характер ее передвижения, способы кормодобывания и т. д. Иногда бывает полезно зарисовать схематично план пути животного, отмечая на нем места маркировки территории, жировки, лежки. «Ночная жизнь леса (водоема, степи, луга)». Основные объекты данной экскурсии — ночные птицы, и определять их обычно приходится по голосам. Вот почему необходимо предварительное прослушивание записей голосов обычных видов. Маршрут подобной экскурсии желательно проложить по лесным опушкам, вырубкам или свалкам, что увеличит вероятность встречи с этими интересными и скрытными птицами. Наиболее благоприятными для такой экскурсии являются безоблачные и безветренные ночи, наличие или отсутствие луны особой роли не играет. «Экскурсия с диктофоном». Использование во время экскурсии записей голосов птиц позволяет вывести ее на другой качественный уровень. Появляется возможность подманить на близкое расстояние практически любую птицу, услышать редкие голосовые реакции, лучше разобраться с механизмами образования стай у мелких воробьиных птиц.
Даже если преподаватель проводит экскурсии прекрасно, они все равно в итоге рискуют стать скучными. Например, видовое разнообразие фауны зимнего леса невелико, и после двух-трех походов в лес учащиеся уже довольно уверенно определяют большинство встречаемых птиц и наиболее обычные следы, а учитель все чаще и чаще начинает повторяться в своих комментариях к увиденному. Академический тип проведения экскурсии уже не годится (надеемся, что вы начали именно с него), пришло время менять методику. Базовую информацию учащиеся получили на первых 2—3 экскурсиях, в качестве проверки знаний проводится экскурсия по «методике будущего», а для закрепления изученного материала используется методика «Чайник». В итоге получается комплекс из 5—6 экскурсий. На этом можно завершить зимние экскурсии, но можно и продолжить, направив внимание учащихся на самостоятельную исследовательскую работу.
Не нужно также проводить экскурсии на узкие специализированные темы, так как демонстрационный материал бывает гораздо шире. Не следует проходить мимо интересного объекта или редкого явления – повторной встречи возможно не будет. Преподавателю нужно всегда сохранять азарт поиска нового – он обязательно передастся и слушателям. Рассказ на экскурсии должен придерживаться принципа единства показа и рассказа. Также не следует рассказывать о птице все, что вы знаете о ней на первой же экскурсии – ошибка молодых педагогов. Тратить много времени на один объект нецелесообразно. Можно затронуть и другие виды позвоночных животных биоценоза. Вести наблюдения лучше спиной к солнцу, двигаться осторожно, чтобы не спугнуть птицу, при этом бинокль должен быть наготове, надо его сразу навести по глазам и носить на ремне на груди. Передвигаться нужно, не растягиваясь, кучно. Не нужно торопиться – идти медленно, часто останавливаясь и напрягая зрение и слух. Это правило для весенних и летних экскурсий, когда птицы распределены по территории более или менее равномерно. Впереди обязательно идет руководитель. Наблюдения желательно начать со следующего: выяснить общий состав птичьего населения, записать определенные вами виды в дневнике на данном участке наблюдений, выяснить количественное соотношение особей на данном участке, отметить доминирующие виды и редко встречаемые, наблюдение биологических взаимоотношения птиц-соседей не менее 2-4 видов.
В необходимые моменты он останавливается и показывает объект группе, чтобы все могли увидеть. Экскурсантов нужно постоянно приучать к тишине. При появлении людей птицы обычно затаиваются и становятся незаметными. Если переждать некоторое время, не двигаясь, птицы постепенно привыкают к вам и снова начинают двигаться, петь, кормиться и т.д. В процессе экскурсии следует время от времени давать групповые задания: провести подсчет количества особей в стае, выпугнуть птицу из травы, чтобы познакомиться с характером ее полета, обнаружить гнездо предполагаемое рядом гнездо и т.д.
Примерные планы орнитологических экскурсий представлены ниже.
1. Вводная экскурсия. Основные задачи этой экскурсии: научить ребят вести наблюдения и переносить их в дневник. Предварительно преподаватель проводит вводную беседу, ребята частично записывают в полевой дневник. Затем ребята описывают самостоятельно физико-географические характеристики района. На этой экскурсии ребята учатся пользоваться биноклем, определять основные виды птиц. После экскурсии 1-2 учащихся вслух зачитывают записи, сделанные в своем дневнике. Преподаватель подводит итог экскурсии (рефлексия).
2. Экскурсия по знакомству с орнитофауной. Цель экскурсии - знакомство с основными видами птиц нашего региона. Эта экскурсия служит как бы продолжением вводной, но на более высоком уровне. Маршрут ее пролегает через различные биотопы. В течении экскурсии продолжается знакомство с голосами птиц и визуальные описания новых видов. Кроме того, на этой экскурсии преподаватель рассказывает о биологическом значении пения птиц, а в связи с этим – о территориальной структуре популяций и возникающих на этой почве взаимоотношений. Желательно предварительно познакомиться с голосами птиц по их записям. На этой экскурсии можно познакомится с типами гнездования птиц. Необходимо получить конкретные представления о биологии гнездования птиц: постройке гнезда, заботе о потомстве, распределении разных видов птиц по ярусам растительности, использовании различного рода убежищ; о межвидовых взаимоотношениях птиц: а) взаимопомощь (дятлы, синицы и др. дуплогнездники); б) конкурентные отношения (мухоловки, синицы, поползни). В процессе экскурсии 30-40 мин полезно провести наблюдение за гнездом каких-либо видов птиц. Экскурсию по птицам лучше проводить в утренние часы и закончить в населенном пункте.
3. Экскурсия в заказник.Цель: ознакомление с некоторыми формами охраны животного мира Бурятии. Перед проведением экскурсии поставить следующие вопросы: Какова общая площадь охраняемой территории, ее границы? Описать физико-географический очерк этой территории. Какие виды животных обитают на данной территории? Какие мероприятия по охране и разведению животных проводятся? Какую помощь можно оказать в деле охраны природы?Описать маршрут, его протяженность, биогеоценозы, которые были вами пройдены. Отметить и описать орнитофауну охраняемой территории. Записать доминирующие и редко встречаемые виды, их взаимоотношения, поведение. Кроме того, необходимо проанализировать и записать наличие кормов. Можно отметить наличие млекопитающих по следам их жизнедеятельности, описать. Отметить и описать животных других классов: амфибий, рептилий, если таковые есть. В заключение провести сравнение фауны охраняемой и обычной территории, проанализировать количественный состав основных видов, поведенческие реакции. Описать меры охраны редких видов животных данного района. Рефлексия.
4. Экскурсия в лес. Цель экскурсии – знакомство с основными видами животных леса. Знакомство с фауной леса можно начать с участка соснового леса, где обитает немного животных и довольно мало птиц, около 20-25 видов. Здесь можно встретить несколько видов дятлов, кукшу и т.д. Для таежных лесов характерны: глухарь, рябчик, канюк, тетеревятник, перепелятник, певчий дрозд, снегирь, горихвостка, пеночки, лесной конек, славки и др. В период проведения экскурсии записи в дневнике следующие: Указать биотоп. Определить численность и отметить поведение встречных животных. Обратить внимание на следы их жизнедеятельности (гнезда, норы, дупла, следы, обработанные шишки, погадки и т.д.). Глазомерно оценить урожай древесных пород, особенно хвойных: неурожай – шишек нет совсем или их более 10-15 на одном дереве; средний урожай- по 100 и более шишек; высокий урожай – по 200 и более шишек. При обнаружении гнезда, желательно определить какой птице оно принадлежит. Для этого можно воспользоваться определителем птичьих гнезд А.В. Михеева (1958). Гнездо необходимо также измерить и описать по примерно такой схеме: измерить внешний и внутренний диаметры лотка гнезда, высоту и глубину гнезда. Записать место расположения гнезда, высоту над землей, если оно не на земле, отметить строительный материал гнезда, послуживший для постройки, выстилки лотка, количество и размер яиц, их окраску, есть ли птенцы, отметить их поведение, общий облик и определить возраст. Около гнезда хищных птиц собрать погадки и остатки пищи. При обнаружении норы, ее осматривают, вычерчивают план рельефа местности, древесной и кустарниковой растительности, расположение отнорков, уборных троп, собирают погрызы. Собирают шишки, поеденные белкой и другими грызунами, «обработанные» дятлом. Подсчитать количество шишек в «кузницах» дятла, обратить внимание, сколько семян в них осталось. Определить на слух примерное количество поющих птиц. В конце экскурсии записать птиц (можно и других животных) по группам: кронники (животные, занимающие кроны деревьев 1-2-го ярусов), кустарнички, дуплогнездники, норники, наземники.
5. Экскурсия на водоемы. Цель экскурсии: знакомство с водоплавающими и околоводными птицами. Данную экскурсию желательно провести на относительно больших водных пространствах – озерах, дельтах рек, болотах, заболоченных участках рек, озер, прудов. Водоемы в плане изучения экологии птиц наиболее выигрышные по сравнению с лесом, тайгой. Здесь поле зрения наблюдателя гораздо шире – за одну экскурсию можно увидеть достаточно много видов – 30-50. Имея полевой определитель и бинокль, можно определить виды уток и куликов. Подсчитывается количество семей утиных птиц, наблюдать полеты чаек и крачек и их защитные реакции, поиск гнезд и т.д. В прибрежных зарослях, камышах, кустарниках обитает также много видов птиц. Параллельно можно познакомиться с местными видами лягушек и жаб – их у нас не так много. При желании в будущем можно изучать кормовую базу водных и околоводных птиц: водные растения, водных насекомых и т.п. Экскурсия продолжается минимум 2,5-3 часа. В дневниках следующие записи: описать биотоп, желательно приложить схему водоема и окрестностей. Определить разные виды птиц, их поведение, звуковые сигналы. Описать виды лягушек и жаб, отметить их количество. Количественный учет птиц. Отметить характер антропогенного воздействия на водоем. В конце экскурсии или дома записать в тетрадях группы птиц: водоплавающие, околоводные, птицы полей и суходольных лугов.
6. Экскурсия по экологическому маршруту. Цель: показать приспособления животных к разным биогеоценозам. Протяженность 5-6 км. Обычно в школах каждого района нашей республики разработаны экологические тропы. Их маршрут пролегает обычно по разным типам биогеоценозов: хвойный лес (сосновый), смешанный лес, речка, влажный луг, болото, степь, поле, агроценозы. Каждая экотропа зависит от географического расположения и окружающих его ландшафтов. На таких маршрутах можно наблюдать достаточно много видов птиц из разных экологических групп. В конце экскурсии сделать записи в дневнике: отметить основные виды птиц пройденных биоценозов, отметить приспособления птиц к условиям обитания, зарисовать схему маршрута с указанием растительных сообществ.
Каждая экскурсия должна завершаться подведением итогов и рефлексией. Здесь должны присутствовать все участники экскурсии. При этом вспоминается все главное, что удалось наблюдать, сообща составляется список увиденных птиц, уточнятся их систематическое положение и т.д. Далее при камеральной обработке полученных данных на экскурсии учащиеся расшифровывают записи в дневниках в систематический дневник. Он представляет собой более совершенную форму полевых записей. В него в систематическом порядке на отдельных страницах дневника вносятся наблюдения по каждой встрече и каждому наблюдению за видом. Так последовательно он заполняется. Наиболее заполненными становятся страницы, посвященные обычным и многочисленным видам, которые часто встречаются на экскурсиях. Делаются необходимые рисунки, схемы. После проведения всего ряда необходимых экскурсий и всех других занятий, учащиеся должны получить целостную картину о местной орнитофауне, познакомится с основными чертами биологии и экологии птиц, знать обычные и редкие виды, нуждающиеся в охране.
Самое интересное — это отчет учащихся по самостоятельным работам. Весь материал, который они собрали в лагере, обрабатывается позже в школе с привлечениемдополнительной информации. Ребята консультируются на биолого-географическом факультете БГУ, в БНЦ и т.д. В конце сентября учащиеся обсуждают выступления на будущей конференции, подбирают слайды, графики, таблицы, гербарии, препараты. В октябре проводится школьная конференция с приглашением учащихся всех классов, родителей, ученых. Ребята выступают, рассказывают о своей работе в летнем полевой школе, о том, чему они научились, какие получили результаты в своих первых научных исследованиях.
Литература:
1. Бадмаева Е.Н. Орнитологические экскурсии в окрестностях Еравнинских озер. _Улан-Удэ: изд-во «Буряд унэн», 2009. – 32 с.
2. Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. Серия: Жизнь наших птиц и зверей. Вып. 4. Л.: Изд-во ленинградского ун-та, 1981. - С. 8-13, 162-165.
|