- закрепить у учащихся представления об явлении трения, о понятии «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;
- продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;
- совершенствовать навыки групповой работы.
Тип урока: урок комбинированный.
Оборудование: Брусок деревянный (4 штуки) , 4 карандаша, 3 набора грузов, брусок с различными поверхностями, мультимедийный проектор, компьютер, тестовые задания, карточки для групповой работы.
Учебник: Пёрышкин А.В. «Физика-7».
Ход урока
1. Орг момент.
2. Фронтальная работа. Актуализация опорных знаний.
- Что является мерой взаимодействия тел?
- Какие силы вам знакомы?
- Укажите силы, действующие на тела, изображенные на рисунке №1
- Если шарик находится в покое и сила тяжести, действующая на шарик, равна 2 Н, то чему будет равна сила упругости?
- Если парашютист спускается с постоянной скоростью и его масса 80 кг, то чему будет равна сила сопротивления воздуха?
- С какой силой познакомились прошлом уроке?
- Докажите, что сила трения существует.
- На рисунке № 2 укажите направление и точку приложения силы трения.
- В чем причина возникновения силы трения?
- Какие виды трения вам известны и в каких случаях они возникают (привести примеры) ? (по слайду 1)
III.Формирование новых знаний.
1) Учитель: Вот сколько интересного мы знаете о силе трения. Сегодня вы узнаете о т чего зависит сила трения, об учете и применении силы трения в технике (презентация)
Учёных издавна интересовало, от чего зависит сила трения ? (слайд 2)
Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины их грузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхностей .
А хотите знать, от чего зависит сила трения? Давайте разобьемся на группы и выясним это, а потом сравним результаты нашего исследования с результатами Леонардо да Винчи. (Учащиеся получают карточки для групповой работы.)
2)
Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые - 4 шт.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска, в таблицу.
4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в таблицу.
5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемешайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра, результат измерения силы запишите в таблицу.
Сила трения покоя,
Н
|
Сила трения скольжения, Н
|
Сила трения качения,
Н
|
|
|
|
6. Ответьте на контрольный вопрос: максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения; сила трения скольжения или сила трения качения?
7. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей
Приборы и материалы: динамометр, брусок с различны видами поверхностей.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте силу трения скольжения бруска:
а) по поверхности стола деревянной поверхностью,
б) по поверхности стола картонной поверхностью
в) по поверхности стола тканевой поверхностью
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра.
Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей
|
Сила трения скольжения, Н
|
Дерево по дереву
|
|
Дерево по картону
|
|
Дерево по ткани
|
|
3. Ответьте на контрольные вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? От шероховатости трущихся поверхностей?
- Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?
4. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Положите на стол брусок большой гранью, а на него - груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в таблицу.
3. Положите на брусок еще два груза и снова измерьте силутрения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в таблицу. Сравните полученные данные.
Количество грузов
|
Сила трения скольжения, Н
|
1
|
|
3
|
|
5. Ответьте на контрольные вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, еслизависит, то как?
6. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты.
Группа 4. Изучение зависимости или независимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Положите на стол брусок большой гранью, а на него – 2 груза. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в таблицу.
3. Положите на стол брусок меньшей гранью, поставьте на него 2 груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке
Результат измерения силы запишите в таблицу .
Трущиеся поверхности
|
Сила трения скольжения, Н
|
|
|
|
|
4. Сравните его с результатом, полученным при выполнении пункта 2.
5. Ответьте на контрольные вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихсяповерхностей при постоянной силе давления?
6. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
3) Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:
1) цель экспериментальной работы;
2) порядок выполнения работы;
3) полученные результаты, выводы
4) Учитель (слайд 3) Подведем итоги. Отчего зависит и от чего не зависит сила трения?
Леонардо да Винчи получил следующие результаты :
от площади не зависит;
от величины нагрузки зависит ( пропорциональна ей);
от шероховатости поверхностей зависит.
Совпадают наши результаты эксперимента с его результатам?
5) Объяснение учителя: трение в природе и технике.
Учитель: Ребята, а как вы думаете: трение полезно или вредно? (слайд 4)
- Какова роль силы трения при ходьбе?
- Как можно облегчить движение по скользкой поверхности?
- Влияет ли трение на трущиеся детали машин и механизмов?
Как уменьшить трение?(Смазка, подшипники)(слайд 5)
Как увеличить трение? (слайд 6)
Исторический казус (слайд 7)
Когда первый поезд шел по только что построенной железной дороге из Петербурга в Москву, «один услужливый царский чиновник, желая угодить начальству, приказал на подведомственном ему перегоне выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав в участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса поезда забуксовали - и поезд остановился. Случилось это потому, что из-за смазки сила трения покоя резко уменьшилась и ее не хватило на то, чтобы тянуть поезд. Пришлось срочно соскребать краску на перегоне в несколько километров».
Тормозной путь автомобиля и трение очень тесно связаны (слайд 8)
IV. Формирование умений и навыков (слайд 9)
1. Соприкасающиеся поверхности изготовлены из металла и древесины. Расположите в порядке убывания коэффициенты трения для этих двух веществ :
- коэффициент трения покоя;
- коэффициент трения качения;
- коэффициент трения скольжения.
2. Выберите факторы, которые влияют на силу трения :
- сила, вынуждающая тело начать движение;
- вес груза;
- площади движущихся поверхностей;
- направление движения;
- неровность поверхности.
Объясни поговорки (слайд 10)
Не подмажешь не поедешь.
Что кругло, то катится далеко.
Угря в руках не удержать
1. Какой вид трения имеет место при катании на роликах? При перевозке груза на санках? При катании на лыжах? При движении вагонетки?
2. Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?
3. Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспортере?
4. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?
5. Почему металлические ступеньки (лестницы, подножки трамвая, поезда ) не гладкие, а имеют рельефные выступы?
6. Почему при постройке электровозов не применяют легкие металлы или сплавы?
7. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесе подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?
Учащиеся выполняют тестовое задание.
1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?
2. Парашютист, масса которого 80 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?
3. При смазке трущихся поверхностей сила трения ...
4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?
5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед ...