Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Помогите птицам зимой!

Данные об авторе
Автор(ы): 
Перетятько Елена Александровна
Место работы, должность: 

МКОУ СОШ с. Таежное, учитель начальных классов

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 

Познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, их питании, образе жизни; Развивать речь учащихся; прививать любовь и уважение к родному краю, ко всему живому.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> На улице зима. Земля, вода и лес - все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон.Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Замерли, но не умерли. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком - спи крепко, смотри сладкие сны.</p> <p> А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.</p>

 

КЛАССНЫЙ ЧАС: ПОМОГИ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ

Цель:

познакомить учащихся с многообразием пернатых;

дать представление о разновидностях птиц, их питании, образе жизни;

развивать речь учащихся;

прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход занятия:

УЧИТЕЛЬ: Тема нашего урока спрятана в загадке

Снится ночью по утру

Чудо-юдо на суку:

Острый клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…. (птица)

 

                На улице зима. Земля, вода и лес - все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон.Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Замерли, но не умерли. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком - спи крепко, смотри сладкие сны.

                А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.

УЧЕНИКИ:

 

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

 

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 

 Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

 

 Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

 

 Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

 

 Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

УЧИТЕЛЬ:

                Хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто даст зернышек, кто - сальца, кто - ягод, кто - хлебных крошек. А сколько их можно спасти от голодной смерти!

                Птиц на земле очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, а есть совсем крошечные, как бабочки. Одни птицы живут в лесу, другие – в горах, а третьи – только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей, а есть, которые едят в основном ягоды и семена. Есть птицы которые улетают зимовать в теплые края. Их называют перелетные, есть птицы, для которых наши зимы не страшны. Они прилетают к нам из более холодных мест.   Есть птицы, которые никуда не улетают из своих насиженных мест, и остаются с нами зимовать. Вот о них мы сегодня и поговорим.

УЧИТЕЛЬ:

Воробьи Величина и облик общеизвестны. Верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса. Спина коричневая с черными пестринами, брюшко беловатое.   Населяет большую часть территории страны. Воробьи есть полевые и домовые.От полевого воробья домовой отличается серой "шапочкой", от черногрудого воробья - коричневой спиной.Очень прожорливые птички. Они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом. "Вора бей!" – кричали люди, когда видели, как воробьи уничтожали посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.

УЧЕНИК:СКОРО ЛЕТО, ВОРОБЕЙ!

 Ах, мороз, ах, лиходей!

Бедных птичек пожалей!

В сером платье воробей.

Видно, что не богатей,

Сроду нищий и ничей.

Липнет к людям как репей.

 Не теряйся, воробей!

Бросят хлеб, хватай скорей.

 Не грусти, будь веселей,

Скоро лето, Воробей!

УЧИТЕЛЬ:

Синица  величиной с воробья. Голова, полоса вдоль груди, горло, задняя часть брюшка и подхвостье черные. Щеки белые. Спина зеленоватая, нижняя сторона тела желтая, хвост и крылья голубоватые. Оседлая и кочующая птица. Широко распространена на территории страны от западных ее границ до Сахалина. Гнездо устраивает в дупле. Голос - звонкое "пинь-пинь-чэржжж" и песня "ци-ци-ци-пи... ин-ча-ин-ча". Довольно легко определяется по яркой окраске и относительно крупной величине.

УЧЕНИК:

СИНИЦА – МАСТЕРИЦА

 

Синица - мастерица всё лето веселиться.

Охотница, певица, в саду она - царица.

Увы, не может птица зимою прокормиться.

Едва взойдёт зарница, синица в дом стучится.

Малыш наш удивится: "Она здесь не жилица.

 Зачем в окно стучится, заглядывает в лица?"

 "Синичек вереница летит сюда кормиться!

 Насыплем мы для птицы семян, зерна крупицы!"

 

УЧИТЕЛЬ:

   Свиристель   Величиной со скворца. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу черные, лоб красноватый. На голове большой хохол. На конце хвоста поперечная желтая полоса. Кочующая птица. Населяет север лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Гнездо строит на дереве. Голос - нежное "свирири-свирири". В природе легко определяется по характерной внешности. Питается свиристель ягодами рябины.

 УЧЕНИК:

 СВИРИСТЕЛИ ПРИЛЕТЕЛИ

 

 Опять к нам Свиристели

зимою прилетели.

 И пели, и свистели

 наперекор метели.

 

 Кружились Свиристели

подобно карусели.

 Им кланялися ели,

а подпевать не смели.

 

 Умели Свиристели

такие выдать трели!

И в стужу, и в метели

 о чём-то нежном пели.

 

УЧИТЕЛЬ:

Поползень  ПОПОЛЗНИ живут в дуплах, залепляя их глиной, оставляя лишь небольшую дырочку. В любое время года делает запасы впрок, прячет каждое семя в щель ствола дерева. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами. Зимой охотно прилетает к кормушке. Прилетев, торопливо хватает 10-15 зерен и стремительно улетает с ними в лес. А через 2-3 минуты  опять здесь, быстро набирает в свой длинный клюв зерна (они в нем лежат как горошины в стручке).

УЧИТЕЛЬ:

   Снегирь . Величиной с воробья. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост черные. Подхвостье и надхвостье белые, спина голубовато-серая, брюшная сторона розово-красная. У самок брюшная сторона серая. Оседлая и кочующая птица. Населяет хвойные леса от западных границ страны до Камчатки. Гнездо строит на дереве. Голос - громкое "фю-фью" и трескучая песня.   Держатся снегири небольшими стайками на рябинах, клёнах, кустах калины: они обрывают ягоды и расклёвывают семена, выбрасывая мякоть. Кормясь, птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом, а насытившись усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки, причём поют и самцы, и самки.

УЧЕНИК:

 

СНЕГИРИ

 Гляньте, лёгкой  стайкой снегири

К нам зимой летят на пустыри.

Чёрно-белый зимний,  скучный свет

 Красят птицы в яркий алый цвет.

 

Нет, совсем они не бунтари.

Выправить хотят календари!

В холод от зари и до зари

Вместо солнца светят снегири.

 

УЧИТЕЛЬ:

Щегол. Благодаря оригинальной окраске спутать эту птицу с какой-либо другой невозможно. Передняя часть головы ярко-красная, верх головы – черный, щеки белые, а спинка каштановая. Это ЩЕГОЛ (заполняется кроссворд). Щеглы не улетают от нас, живут круглый год. Летом питаются насекомыми, а зимой кормятся семенами репейника. Поэтому если снег засыпает их корм, то птицам приходится очень туго. Холодов же они не боятся.

ФИЗМИНУТКА.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится, прыг-скок, прыг-скок.

 Завертелась как волчок.

 Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,

 И с дорожки – на плетень,

 Тири-тири, тень-тень-тень!

 

УЧИТЕЛЬ. Писатель Николай Николаевич Сладков подслушал их разговоры и записал в книге "Разговоры животных".  Послушаем, о чем же разговаривают птицы. А ваша задача узнать новое про  птиц.

ИНСЦЕИРОВКА

Сорока, снегирь, свиристель.

Сорока: Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт... пальмы, бананы, жарища!

Снегирь: Это смотря на какой зимовке, сорока!

Сорока: На какой, на какой – на обыкновенной!

Снегирь: Обыкновенных зимовок, сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я – Снегирь, а это – Свиристель.

Сорока: Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? У вас снег – и у нас снег, у вас мороз – и у нас мороз. Что же это за курорт?

 Свиристель: У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковее. Но главное – это рябина. Рябина для нас дороже всего на свете!

УЧИТЕЛЬ: Составьте поговорки о птицах

Слово - не воробей,                       учится чирикать у старого

Красна птица опереньем,              вылетит – не поймаешь

Молодой воробей                           а человек  - уменьем

 

УЧИТЕЛЬ: Разгадайте загадки:

1.Что за стол среди берез,

 Под открытым небом?

 Угощает он в мороз

 Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

 

2.Чернокрылый, красногрудый,

 И зимой найдет приют:

 Не боится он простуды –

 С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

 

3.Маленький мальчишка в сером армячишке

 По двору шныряет, крохи собирает.(Воробей)

                 

4.Спинкою зеленовата,

 Животиком желтовата,

 Чёрненькая шапочка

 И полоска шарфика. (Синица)

 

5.Птичка-невеличка

 Ножки имеет

 А ходить не умеет.

 Хочет сделать шажок

 - Получается прыжок.(Воробей)

 

6.Вот птичка так птичка,

 Не дрозд, не синичка,

 Не лебедь, не утка

 И не козодой.

 Но эта вот птичка,

 Хоть и невеличка,

 Выводит птенцов

 Только лютой зимой. (Клёст)

 

7. Дополните строки

 К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких …

Песню севера запели

Для детишек …

Вот крушина, вот калина,

А в деревне у овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели ...,

Заскрипели, засвистели,

Всё до ягодки поели.

(Свиристели)

 

ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

 Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды. Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.

Правила подкормки птиц:

кормушки должны быть удобными (показ образцов кормушек)

кормить птиц надо регулярно

корма в кормушках должно быть немного

 

1.Нам не унять метели, не растопить снега,

 но чтобы птицы пели – это в наших руках.

 

2.Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.

УЧИТЕЛЬ:Подвести итог нашему уроку помогут ребята, которые прочитают стихи.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ:

Морозы жестокие в этом году…

 Тревожно за яблоньку в нашем саду,

 Тревожно за Жучку:

 В её конуре такой же морозище, как на дворе.

 Но больше всего беспокойно за птиц,

 За наших воробышков, галок, синиц:

 Ведь очень уж холодно в воздухе им.

 Поможем ли мы беззащитным таким?

 Поможем! Их надо кормить,

 И тогда им будет легко пережить холода.

Е.Благинина

 

Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –

 Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.

 “Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день –

 Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.

 Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.

 Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек”.

 

Ю.Синицын

Прикрепленный файл Размер
Помогиет птицам зимой!.docx 25.89 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн