Размещено: Сергей Александрович Борисов - пн, 28/01/2013 - 09:21
Тема: Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Ход занятия
Оргмомент.
-Все мы были в музее, там всегда интересно. Но можем ли мы сами догадаться о предназначении многих старинных вещей?
- Обычно в любом музее есть человек, который нам все может рассказать и объяснить. Как он называется?
-Сегодня предлагаю самим подготовить небольшую экскурсию по нашему школьному музею. Каждый из вас побывает в роли экскурсовода.
2. Подготовка к проведению занятия.
-Тема занятия «Подготовка и проведение музейной экскурсии».
- Вы разделитесь на группы, каждой из которой достанется одна из экспозиций нашего музея. Вам предстоит самостоятельно подготовить рассказ о своей экспозиции.
3. Проведение учебного занятия.
1)-Ребята, вспомним значения некоторых слов с прошлого занятия: «экспонат», «экспозиция», «исторические ценности», «документ», «архив», «музей».
-Расскажите, как понимаете их значение.
- Второе задание – как строится экспозиция? Это мы также разбирали на прошлых занятиях. Расскажите.
2)- Перед вами сейчас находятся экспозиции нашего школьного музея. Посмотрите, какие они разные. Вот стенд с подборкой старинных фотографий и документов, а здесь – подобраны предметы быта, одежда. Вам, как экскурсоводам, нужно будет рассказать посетителям: что это за вещи, для чего они предназначались, как ими пользовались. А для фотографий – что на них изображено. Ведь музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.
- Поэтому, сначала мы определяемся, какая тема нашей экскурсии, о чем мы сейчас хотим рассказать.
- Подбираем информацию по нашей теме в библиотеке, интернете, архиве. Мы должны узнать о каждом экспонате все подробнее, составить «карточку экспоната». А все собранные нами сведения по экспозиции будут называться «Вспомогательный текст экскурсии». Он нам пригодится, когда посетители будут задавать вопросы. Бояться их не нужно – это значит, что их заинтересовал ваш рассказ.
- Когда мы все выяснили, нам нужно построить рассказ так, чтобы мы смогли плавно перейти от одного предмета нашей экспозиции к другому, используя небольшие логические «мостики-переходы». Тогда наш рассказ будет слушаться с интересом. В начале мы должны представиться, назвать тему экскурсии, а в конце нашего рассказа мы должны поблагодарить посетителей за внимание. Так мы подготовили «Индивидуальный текст экскурсии».
- Теперь мы готовы провести экскурсию. Скажите, а как нам нужно стоять, чтобы зрителям было все хорошо видно? (дети отвечают)
- Правильно! Мы должны стоять лицом к зрителям так, чтобы наши экспонаты были от нас справа. А в руках должна быть указка – так удобнее, и не придется наклоняться или тянуться к предмету.
- И, самое главное, нужно больше смотреть в сторону зрителей! Согласитесь, некрасиво, когда экскурсовод говорит, разглядывая свои ботинки, сутулится и бормочет себе под нос? Поэтому, еще одно требование – осанка и четкий рассказ.
- Вот основные правила для подготовки музейной экскурсии.
4. Закрепление полученных знаний.
- А теперь я предлагаю вам распределиться по 3 человека на каждую экспозицию. Сейчас я вам раздам необходимые книги, карточки экспоната и подборки статей для каждой экспозиции. Вам необходимо подготовить экскурсию по своим экспонатам, а к концу занятия мы все с вами друг друга прослушаем и выберем, у кого лучше получилось.
5. Домашнее задание.
- Экскурсии можно проводить не только в музее, но и на улице, в движении. Там тоже есть несколько правил. Их мы разберем на следующем занятии. А ваше домашнее задание – составить список всех магазинов нашего села, указать, где они находятся, и какие виды товаров в них продаются. Каждый из вас для этого посетит один магазин и изучит его. Это пригодится нам на следующем занятии по составлению экскурсионного маршрута для гостей нашего села.
6. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу.
- Что понравилось?
- Что заинтересовало?
- К чему хотелось бы вернуться?
- Что показалось вам самым сложным?
- Спасибо нашим экскурсоводам, и предлагаю в завершение нашей работы каждой группе высказать критические замечания своим товарищам и по возможности дать советы. Чтобы вам было легче это сделать, предлагаю начать со слов: