Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Губами, пересохшими от жажды..." По творчеству татарского поэта Мусы Джалиля"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Копьева Лариса Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Городищенская средняя общеобразовательная школа" Дрожжановского муниципального района РТ, учитель русского языка и литературы 

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Управление образованием
Цель урока: 

 

1. Познакомить с некоторыми моментами жизни и творчестве татарского поэта Мусы Джалиля .

           2. Организовать самостоятельную деятельность учащимся по анализу  стихотворений.  

           3. Вызвать чувство патриотизма.

           4. Активизировать работу воображения учащихся, вызвать их эмоциональный    

         отклик 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература, 6 класс

Используемая методическая литература: 

Сборник стихотворений Мусы Джалиля.

Используемое оборудование: 

Портрет Мусы Джалиля

Используемые ЦОР: 

Интерактивная доска

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> &nbsp; &nbsp; &nbsp; - Чем дальше отходит от нас события ВОВ, тем масштабнее, значительнее предстаёт в нашем сознании и творческий подвиг народа, спасшего мир от фашизма.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Годы, как бы отсеивая случайное, высвечивает самое главное, и то, что проходит испытание временем, поистине бессмертно. К таким бессмертным подвигам относится и подвиг татарского поэта Мусы Джалиля&nbsp;</p>

 

- Однажды Гази Кашшаф- близкий друг поэта.

      - Что ты любишь больше всего на свете? Поэт подумал и ответил:

      - Больше всего люблю детей.

      - Почему.

      - Потому- последовал ответ- что дети для меня не только ребятишки. Они- любовь к жизни, к отчему дому. Они наше продолжение во времени. Как же можно не любить детей, друг мой.

        Был один из тех дней последней предвоенной весны. Они наступили тогда в Казани  как-то неожиданно, сразу после затянувшихся заморозков и холодных ветров.

       Друзья шли по берегу Волги.

        - Я непременно напишу стихи о ребятах, бегающих по цветущему лугу,- сказал о ребятах, наблюдая, как падал розовый воздушный змей.

        И он сдержал своё слово. Спустя два с половиной года в его самодельном блокноте появилась стихотворение «Цветы».

Стихотворение «Цветы»

 Оно было обращено к детям. Поэт зовёт юных друзей на зеленые луга, где легко бегать по траве, любоваться сказкою маков и гвоздик, слушать песню шмелей, о добром лете. В цветах можно почувствовать сердцебиение родной земли, пролитой кровью отцов и старших братьев. Дети-цветы земли, в их лицах играет отсвет грядущего. Пусть же вам  всегда будет отрадно на белом свете.

       Так к детям Муса Джалиль обращался из мрачного фашистского застенка.

       В августе 1944 году Муса Джалиль был казнён за пропаганду среди заключенных бороться против фашистов. Несколько им написанных блокнотов соседу по камере бельгийцу Тиммермасну удалось сохранить и позже передать на его родину. После войны о мужестве и стихах татарского поэта узнали миллионы людей.  Ему посмертно присвоено звание Героя советского Союза .Его имя – Муса Джалиль.

 «Моабитская тетрадь» -удостоена Ленинской премии.

   Все круги ада прошёл Муса Джалиль в заточении и ни разу не поступился человеческим достоинством, ни на одно мгновение не впал в отчаяние. 

  Стихи запечатлели самые разнообразные его переживания,  раздумья , но среди них нет чувства страха.

(1.    Стихотворение «Палачу»).

(2.    Стихотворение «О героизме»)                                         

Волховский фронт. Корреспондент газеты «Отвага» Мусса Джалиль рядом с воинами на передовой. При прорыве из окружения Муса был тяжело ранен, попал в плен к фашистам.

        Враг меня сковал полумёртвые руки. Пыль занесла мой кровавый след…

Болью и тоской, « губами, пересохшими от жажды, просил он у родины прощения за то, что не умер в бою смертью храбрых.

        Коль в насмешку, слепо

        Стороной прошла- и смерти нет.

        Что же делать, если так нелепо

        Изменил и передал пистолет.

 .

      - Стихотворение «Сон»

 III. Заключение

      - В безбрежных просторах оренбурских степей затерялось небольшая татарская деревушка Мустаднено. Зимой её чуть не до самых крыш заносит сугробами. Летом немилосердно палит солнце. В этой деревне 15 февраля 1906 г родился будущий великий  и Герой Советского Союза Муса Джалиль.

      А на берегу Волги, вблизи Казанского кремля возвышается памятник автору «Моабитской тетради» Сюда приходят и старые и молодые. Они приносят букеты цветов, и кажется, что розы и гвоздики, положенные к пьедесталу, зацвели от тепла человеческих сердец.

      Дети всматриваются в лицо поэта. Вряд ли известно, что когда-то неподалёку от этого места Джалиль говорил другу о любви к ребятишкам и дал слово написать о них  стихотворение.

       Домашнее задание. 1. Определить какое стихотворение и какого автора напоминает стихотворение  Муссы Джалиля «Сон».

                                         2. Выучить стихотворение «Сон» наизусть.

                                         3. Анализировать стихотворение о героизме.

    Итог урока. Делаются выводы по тесту.

                 

  


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн