УЧИТЕЛЬ: Что у нас в классе помогает сохранить нам здоровье?
ДЕТИ: Комнатные цветы помогают очищать воздух и обогащают его кислородом.
(если дети что-то не скажут из этой информации, то её озвучивает учитель)
УЧИТЕЛЬ:
Человеку необходимы растения не только на улицах, но и в помещениях. Растения используют для украшения комнат. Но самое главное, что зелёные красавцы нужны для того, чтобы воздух в помещениях очищался и обогащался кислородом. Кислород главный газ в воздух, без которого человек не мог бы дышать. Одним словом комнатные растения приносят большую пользу человеку. Но за ними надо правильно ухаживать.
Основная часть урока
Работа с различными источниками информации.
(Дети из различных статей и литературных источников подобранных учителем, библиотекарем или назначенными детьми и рассказывают, что для растений большое значение имеют: СВЕТ и ТЕПЛО, ПОЛИВ, ВЛАЖНОСТЬ, РЫХЛЕНИЕ и уход за листьями. Учитель вывешивает на доске эти слова).
Этап создания проблемной ситуации
УЧИТЕЛЬ: Ваша задача в течение 2х занятий проверить полную ли мы собрали информацию о том, что необходимо растениям. Проведите поисковую работу по сбору материала из домашней библиотеки, опросите взрослых-любителей комнатных растений, возможно обратитесь к интернет-ресурсам.
(Учитель читает выдержки из статьи)
«Комнатных растений очень много. Почти все они жители влажных тропических лесов и жарких пустынь, переселившиеся в наши комнаты из Бразилии, Индии, Мексики, Африки, Индонезии. Они круглый год зелёные, ведь в тропиках нет осеннего листопада.
Прежде чем решить, куда поставить растение, нужно узнать, откуда оно родом, какие у него потребности в свете и тепле. В первом ряду у стекла на окне должны расположиться алоэ, пеларгония, кактусы, т. е. те растения, на родине которых много солнца, тепла. А вот традесканция- житель болот тропических лесов Америки – привыкла к относительно слабому освещению и влажной почве. Её можно поместить где-нибудь подальше от окна, но не забывать часто поливать. Узумбарская фиалка – уроженец влажных тропических лесов – требует тенистого тёплого места и влажного воздуха.
Лучше всего растения чувствуют себя на окнах, обращённых на юго-восток. Поливать цветы нужно водой комнатной температуры. В помещениях с сухим воздухом цветы очень полезно опрыскивать. Нельзя опрыскивать только те растения, листья которых покрыты волосками, например бегонию».
Энциклопедический словарь юного натуралиста/ Сост. А.Г.Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981.
УЧИТЕЛЬ: Оказывается, большинство комнатных растений происходит из тропических и субтропических территорий нашей планеты, поэтому они и стоят зелёные весь год. Но есть выходцы и из других мест. Всех этих разных родственников мы пытаемся вырастить в одной комнате. А они привыкли к разным климатическим условиям. И чтобы им было хорошо, мы должны всё про них знать. Для этого вы в группах получаете домашнее задание - создать об определённом растении ПАСПОРТ. Каждый самостоятельно добывает информацию о своём растении. На следующем уроке вы объедините их в книжечки и обобщите найденный материал.
ХЛОРОФИТУМ
БЕГОНИЯ
«откуда родом»;
«откуда родом»;
как выглядит
как выглядит
какое любит освещение
какое любит освещение
какую любит температуру воздуха;
какую любит температуру воздуха;
какой любит полив
какой любит полив
другие особенности ( информация об
особой пользе, нужен ли период покоя,
нужна ли обрезка и т. п.)
другие особенности ( информация об
особой пользе, нужен ли период покоя,
нужна ли обрезка и т. п.)
МОНСТЕРА
кактус
«откуда родом»;
«откуда родом»;
как выглядит
как выглядит
какое любит освещение
какое любит освещение
какую любит температуру воздуха;
какую любит температуру воздуха;
какой любит полив
какой любит полив
другие особенности ( информация об
особой пользе, нужен ли период покоя,
нужна ли обрезка и т. п.)
другие особенности ( информация об
особой пользе, нужен ли период покоя,
нужна ли обрезка и т. п.)
ФИЗМИНУТКА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(Дети под руководством учителя учатся рыхлить и опрыскивать растения, выбранные учителем)
ИТОГ: Кто получил удовольствие от работы. Почему?
ХОД 2 занятия
(Дети сидят за партами в группах)
Организационный момент:
УЧИТЕЛЬ:Природане молчит. Простой цветок из моего сада подсказал мне истину.«Постигни, человек, - сказал он мне, моё рождение и мой рост – и ты уразумеешь тайну жизни»Бенедикт Спиноза
Как вы понимаете эти слова?
(Ответы детей)
Основная часть урока
УЧИТЕЛЬ: У вас на столах лежит статья, прочитайте её и выберите предложения, которые говорят о значении выращивания комнатных растений для человека:
РАБОТА в ПАРАХ(на двух человек даётся лист)
Давайте поинтересуемся составом воздуха кухни в нашей квартире. Оказывается, за час горения газовой плиты при закрытом окне концентрация угарного газа и двуокиси азота значительно превышает норму, допустимую, например, на химических заводах. А в воздухе жилых комнат обнаруживаются летучие вещества растворителя, содержащегося в красках, клеях, пластиках, из которых изготовлена кухонная мебель, пластификаторы - вещества, придающие гибкость пластмассам... Среди них немало аллергенов, и вредное их воздействие на здоровье, особенно детей и людей пожилого возраста, как правило, мы недооцениваем. А ведь исследования свидетельствуют: концентрация токсических веществ в воздухе квартир нередко достигает столь значительного уровня, что становится причиной заболеваний дыхательных путей - бронхита, астмы.
Выход специалисты видят в борьбе с загрязнением воздуха с помощью... комнатных растений, которые не только усваивают накапливающийся углекислый газ и выделяют кислород, но и поглощают целый ряд вредных веществ. Там, где они есть, дышится легче.
А.Пахомов
ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЩИВАНИЯ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА:
- интерьер становится красивей;
- происходит очищение воздуха от микробов:
- никакой пользы нет, только время тратится на уход;
- воздух в помещении обогащается кислородом;
-…………………………………………………………
-………………………………………………………....
(ответы детей)
РАБОТА В ГРУППАХ
(Дети объединяют свой материал перечитывают и выбирают выступающего от группы)
ЗАЩИТА ПАСПАРТОВ РАСТЕНИЙ
(дети должны сообщить, из какого источника взята информация)
ФИЗМИНУТКА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(дети ухаживают за своими растениями, под руководством учителя в соответствии с паспортами растений)
ИТОГ: Почему за растениями требуется разный уход. Необходимо ли человеку знать эту информацию? Зачем?
Задание
Между членами отделения распределите цветы класса и составьте к ним паспорта. Ухаживайте за растениями в соответствии с паспортом и наблюдайте за их состоянием. Помните, что от их здоровья зависит ваше. Ответственные за составление паспортов ко всем растениям класса - цветоводы.