Среди многочисленных вопросов, связанных с эстетическим воспитанием, необходимо выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебного вопроса - вопроса о приобщении к народной культуре детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, в которой народный фольклор займет заслуженное место. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы народной музыки привлекают внимание детей, доставляют им радость и в то же время оказывают на них свое воспитательное воздействие.
Произведения детского фольклора для ребенка и подростка - живые организмы, полевые цветы, вырастающие на глазах. Фольклор очень близок детям, «созвучен им по мироощущению». И нужно с самого раннего возраста воспитывать в детях чувство радости от общения с фольклором, тогда, став взрослее, они сохранят интерес и любовь к нему. А это чрезвычайно важно, ведь, по словам Д. И. Шостаковича, народная музыка «очищает дух». Попевки, считалки, скороговорки, песенки - неотъемлемая часть детского быта.
Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому, если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся близкими и родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно ска жется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, поскольку эстетические интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народному фольклору нужно воспитывать.
Необходимы активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству. Такими методами в работе педагога могут стать:
исполнение и разучивание учащимися произведений русского фольклора, слушание народной музыки;
исполнение и разучивание учащимися произведений русского фольклора, слушание народной музыки;
беседа как путь накопления теоретических знаний;
чтение и слушание книг и сказок о музыке как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;
пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы;
сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведения;
музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.
Как же проверить, насколько развивается у детей интерес к народному творчеству? Для этого можно воспользоваться различными путями, например:
свободное высказывание детей о музыкальном фольклоре;
викторины с элементами игры;
оценка школьниками произведений по трем категориям: «очень нравится», «не очень нравится», «совсем не нравится».
Уровень развития интереса к народному творчеству определяется следующими показателями.
- Эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы.
- Проявление любознательности (вопросы к учителю, желание высказывать свои впечатления; желание коллекционировать предметы, относящиеся к фольклорным этническим жанрам).
- Степень осознанности своих впечатлений, выявляющаяся
в суждениях и оценках воспринятого при проведении письменных и устных ответов
Итак, суммируя все вышеперечисленное, можно сделать выводы:
Учитывая то, что младший школьный возраст является особенно перспективным в развитии эстетической восприимчивости, необходима достаточная нагрузка на память детей. Она создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народному творчеству. Музыкальный эстетический слух детей будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать (слушать, петь, анализировать) свою народную музыку, творчество других народов.
Детей увлекает и вносит эмоциональный интерес только насыщенное разнообразным материалом, проводимое в достаточно быстром темпе занятие.
Широкое использование народного эпоса в обучении детей младшего школьного возраста повышает уровень их восприятия, которое становится все более дифференцированным, эмоциональным и осмысленным, что проявляется в устойчивом внимании детей, в желании больше узнать о творчестве разных народов, чаще слышать родную музыку.
Русские фольклорные традиции:внеклассные мероприятия с младшими школьниками. Автор составитель О.В. Ворошилова
|
На: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕ
На: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕ