Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Электризация тел.Электрический заряд. Два вида электрического заряда. Взаимодействие зарядов.»

Submitted by Нина Михайловна Дремина on Sat, 26/01/2013 - 12:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дремина Нина Михайловна
Место работы, должность: 
учитель физики МБС(К)ОУ С(К)ОШ №127
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Физика
Краткое описание: 
урок физики 8 класс

Цель урока:

1 Повторение изученных тем первого полугодия:"Тепловые явления" и "Изменение агрегатных состояний вещества"

2 Познакомить учащихся с явлением электризации тел.

3 Доказать существование двух видов зарядов и

объяснить взаимодействие зарядов.

 

Метод обучения:

Информационно-развивающий

 

Формы работы:

 Беседа, экспериментальная работа

 

Демонстрации:

1 Демонстрация электризации тел при трении

2 Демонстрация существование двух видов электрических зарядов

3 Демонстрация взаимодействия одноименных и разноименных зарядов

 

Фронтальные опыты:

1 Электризации тел

Цель опыта: наблюдать электризацию тел при трении, установить, что в электризации участвуют два тела.

2 Наблюдение взаимодействия одноименных и разноименных зарядов

Цель опыта: выяснить, как взаимодействуют заряженные тела.

 

Требования к базовому уровню подготовки:

Знать и понимать смысл понятия "электрический заряд"

Уметь описывать взаимодействие электрических зарядов

 

Ход урока:

1 Организационный момент-1мин

2 Повторение тем:"Тепловые явления" и "Изменение агрегатных состояний вещества"-10мин

3 Физкультминутка-2мин

4 Изучение нового материала-13мин

5 Физкультминутка-2мин

6 Закрепление  нового материала-10мин

7 Объяснение домашнего задания-1мин

8 Выставление оценок за урок-1мин

 

1Организационный момент-1мин

 

Здравствуйте. Сегодня мы повторим пройденный материал первого полугодия, а именно темы "Тепловые явления" и "Изменение агрегатных состояний вещества" и перейдем к изучению новой ,очень интересной темы "Электрические явления".

 

2 Повторение тем:"Тепловые явления" и "Изменение агрегатных состояний вещества"-10мин

 

Предлагаю вам 2 задания:

 

1 Вы получаете карточки с формулами, их объединяют общие признаки, ваша задача разложить их на отдельные стопочки и объяснить свой выбор.

 

2 Сейчас я буду вам зачитывать пословицы и поговорки народов мира, ваша задача рассказать какие физические процессы описываются в пословице и показать какие формулы помогут описывать эти процессы.

 

-Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает(русская).==(плавление тел)

-Суши зерно, пока солнце высоко(индонезийская).===(испарение тел)

-Без мороза дно озера не покроется льдом(чеченская).==(кристаллизация)

-Шестого числа шестого месяца так печет. что яйца становятся крутыми(китайская).==(нагревание)

-Туманы отдыхают в долинах, крокодилы в мелкой воде(мальгашская).==(конденсация)

-Мороза бояться- на двор не ходить(латышская).==(охлаждение)

-Дрова в печи дымят, плохо горят-к оттепели(русская).==(сгорание топлива)

Спасибо за работу, а сейчас физкультминутка.

 

3 Физкультминутка-2мин

 

4 Изучение нового материала-13мин

 

-Прочитаю вам фрагмент сказки Г.Х.Андерсена -Гадкий утенок

 

"Кота она звала сыночком: он  умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти."

 

-вопрос?  Почему кот "испускал искры", когда его гладили?

-ответы учащихся

 

-вопрос?  Где вы наблюдаете еще похожие явления?

-ответы учащихся

 

-Посмотрим опыты по электризации тел

 

1электризация палочки и ее действие на порезанную бумагу и на пенопласт

 

-вопрос?  Как вы думаете? Может ли наэлектризованная палочка оказывать свое действие на более тяжелые тела?

-ответы учащихся

(приглашаются желающие проделать опыты)

 

2электризация палочки и ее действие на яйцо(опыт Фарадея), кольцо из синтетического материала, стеклянного пузырька, трубки из синтетического материала, пушинки из ваты.

 

-вопрос?  Как вы думаете? Может ли наэлектризованная палочка оказывать свое действие еще на более тяжелые тела?

-ответы учащихся

(приглашаются желающие проделать опыты)

 

3электризация палочки и ее действие на длинные предметы: железный профиль, пластиковые молдинги.

 

-вопрос? Какие тела могут показать наэлектризованна палочка или нет?

-ответы учащихся

(приглашаются желающие проделать опыты)

 

4электризация палочки и ее действие на бабочку, металлическую гильзу, снежинку, линейку, карусель, резиновый шарик, карандаш.

(приглашаются желающие проделать опыты)

 

-вопрос? Как взаимодействуют между собой наэлектризованные тела?

-ответы учащихся

(приглашаются желающие проделать опыты)

 

5электризация эбонитовой палочки и ее действие на такую же наэлектризованную палочку

 

6электризация эбонитовой палочки и ее действие на  наэлектризованную стеклянную палочку

 

сделать вывод с детьми о существовании двух видов электрических зарядов и взаимодействии одноименных и разноименных зарядов.

Рассказать о законе сохранения заряда

 

вопрос? Создана ли машина для получения электрических зарядов?

-ответы учащихся

 

7 Опыты с электрофорной машиной

 

Прежде чем приступить к опытам прочитаем легенду об открытии электризации.

 

Легенда об открытии электризации

(по книге В.Рюмина "Занимательная электротехника")

 

Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск "электрон"-что значит "солнечный камень" Отсюда и произошло, правда много позже. и само слово электричество.

Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый древнегреческий   философ Фалес Милетский(624-547гг.до н.э.). Вот как об этом рассказывает легенда.

Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты  шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

 

Вы можете повторить опыт дочери Фалеса Милетского. Янтарные изделия для этого иметь не обязательно -воспользуйтесь любым стеклянным или пластмасс предметом.

 

-учащиеся проделывают опыты и записывают выводы.

 

5 Физкультминутка-2мин

 

6 Закрепление  нового материала-10мин

 

Сейчас проведем диктант, если согласны с утверждением поднимаем и показываем красную сторону указателя, если нет то-синюю.

 

диктант

 

1 Электроном -греки называли янтарь. ==(да)

2 Тело, которое наэлектризовано- нагревается ==(нет)

3 Фалес впервые исследовал явление электризации. ==(да)

4 Электрические заряды бывают только отрицательными. ==(нет)

5 Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного- притягиваются. ==(да)

6 Электризация-получение телом электрического заряда. ==(да)

7 На эбоните впервые обнаружено явление электризации. ==(нет)

 

Ответьте на вопросы:

 

1 Чисто голову ты вымыл,

Высушить не счел за труд,

А потом провел расческой-

Дыбом волосы встают.

Что топорщются они?

Пожалуйста, объясни.

Что за явление наблюдаешь?

Расскажи-ка, если знаешь?

 

-ответ: Волосы и расческа при расчесывании электризуются, поэтому волосы тянутся за расческой, т.к. разноименные заряды притягиваются.

 

2 Вот  палочка стеклянная

Лежит перед тобой.

Один конец заряжен,

Заряжен, и другой

Возможно ли такое-

Точнее объяснюсь:

Один конец-знак "минус",

Другой конец-знак "плюс"

 

-ответ: На стеклянной палочке можно создать два рода зарядов, если один конец ее натереть мелком, а другой- мехом.

 

3 Прочитаем фрагмент древнегреческой легенды о Фаэтоне

 

-"Зевс услышал мольбу богини Геи, грозно взмахнул он десницей, бросил свою сверкающую молнию и ее огнем потушил огонь. Зевс молнией разбил колесницу. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны. По всему небу разбросаны осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса."

 

-вопрос? Что собой представляет молния? Почему Зевс молнией разбил колесницу?

 

Электризация трением на производстве и в быту

 

-На производстве - целлюлозно-бумажный комбинат рвется бумага в результате электризации, рвется нить на ткацкой фабрике.

-При трении о воздух электризуются самолеты

-Человек электризуются когда ходит по ковру или снимает с себя одежду.

-В бензобаках электризуются бензин.

 

Способы борьбы с накоплением электрических зарядов

 

-На производств для -тщательное заземление станков, машин, применение токопроводящих пластиков для полов, увлажнение воздуха, использование различного рода "нейтрализаторов"(по условиям производства- индукционных, электрических,

радиоизотопных, электроаэрозольных и др).

-В домашних условиях- повышение влажности воздуха до 60-70 процентов(электрические увлажнители),антистатик, химические вещества.

-В медицине используются электроаэрозоли(капельки электроаэрозоля сильнее измельчаются, меньше слипаются, глубоко проникают в легкие, создавая в них запасы постепенно всасывающихся лекарственных веществ.

 

Если остается время рассмотреть вопрос- можно ли наэлектризовать воду ?

-вопрос? Можно воду наэлектризовать?

-Опыты с водой

1 электризация палочки и ее действие на струю воды

2 электризация палочки и ее действие на кораблик на воде

 

7 Объяснение домашнего задания-1мин

 

прочитать 25,26, проделать опыты по электризации

 

8 Выставление оценок за урок-1мин


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн