2 Повторение тем:"Тепловые явления" и "Изменение агрегатных состояний вещества"-10мин
3 Физкультминутка-2мин
4 Изучение нового материала-13мин
5 Физкультминутка-2мин
6 Закрепление нового материала-10мин
7 Объяснение домашнего задания-1мин
8 Выставление оценок за урок-1мин
1Организационный момент-1мин
Здравствуйте. Сегодня мы повторим пройденный материал первого полугодия, а именно темы "Тепловые явления" и "Изменение агрегатных состояний вещества" и перейдем к изучению новой ,очень интересной темы "Электрические явления".
2 Повторение тем:"Тепловые явления" и "Изменение агрегатных состояний вещества"-10мин
Предлагаю вам 2 задания:
1 Вы получаете карточки с формулами, их объединяют общие признаки, ваша задача разложить их на отдельные стопочки и объяснить свой выбор.
2 Сейчас я буду вам зачитывать пословицы и поговорки народов мира, ваша задача рассказать какие физические процессы описываются в пословице и показать какие формулы помогут описывать эти процессы.
-Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает(русская).==(плавление тел)
-Суши зерно, пока солнце высоко(индонезийская).===(испарение тел)
-Без мороза дно озера не покроется льдом(чеченская).==(кристаллизация)
-Шестого числа шестого месяца так печет. что яйца становятся крутыми(китайская).==(нагревание)
-Туманы отдыхают в долинах, крокодилы в мелкой воде(мальгашская).==(конденсация)
-Мороза бояться- на двор не ходить(латышская).==(охлаждение)
-Дрова в печи дымят, плохо горят-к оттепели(русская).==(сгорание топлива)
"Кота она звала сыночком: он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти."
-вопрос? Почему кот "испускал искры", когда его гладили?
-ответы учащихся
-вопрос? Где вы наблюдаете еще похожие явления?
-ответы учащихся
-Посмотрим опыты по электризации тел
1электризация палочки и ее действие на порезанную бумагу и на пенопласт
-вопрос? Как вы думаете? Может ли наэлектризованная палочка оказывать свое действие на более тяжелые тела?
-ответы учащихся
(приглашаются желающие проделать опыты)
2электризация палочки и ее действие на яйцо(опыт Фарадея), кольцо из синтетического материала, стеклянного пузырька, трубки из синтетического материала, пушинки из ваты.
-вопрос? Как вы думаете? Может ли наэлектризованная палочка оказывать свое действие еще на более тяжелые тела?
-ответы учащихся
(приглашаются желающие проделать опыты)
3электризация палочки и ее действие на длинные предметы: железный профиль, пластиковые молдинги.
-вопрос? Какие тела могут показать наэлектризованна палочка или нет?
-ответы учащихся
(приглашаются желающие проделать опыты)
4электризация палочки и ее действие на бабочку, металлическую гильзу, снежинку, линейку, карусель, резиновый шарик, карандаш.
(приглашаются желающие проделать опыты)
-вопрос? Как взаимодействуют между собой наэлектризованные тела?
-ответы учащихся
(приглашаются желающие проделать опыты)
5электризация эбонитовой палочки и ее действие на такую же наэлектризованную палочку
6электризация эбонитовой палочки и ее действие на наэлектризованную стеклянную палочку
сделать вывод с детьми о существовании двух видов электрических зарядов и взаимодействии одноименных и разноименных зарядов.
Рассказать о законе сохранения заряда
вопрос? Создана ли машина для получения электрических зарядов?
-ответы учащихся
7 Опыты с электрофорной машиной
Прежде чем приступить к опытам прочитаем легенду об открытии электризации.
Легенда об открытии электризации
(по книге В.Рюмина "Занимательная электротехника")
Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск "электрон"-что значит "солнечный камень" Отсюда и произошло, правда много позже. и само слово электричество.
Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый древнегреческий философ Фалес Милетский(624-547гг.до н.э.). Вот как об этом рассказывает легенда.
Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.
Вы можете повторить опыт дочери Фалеса Милетского. Янтарные изделия для этого иметь не обязательно -воспользуйтесь любым стеклянным или пластмасс предметом.
-учащиеся проделывают опыты и записывают выводы.
5 Физкультминутка-2мин
6 Закрепление нового материала-10мин
Сейчас проведем диктант, если согласны с утверждением поднимаем и показываем красную сторону указателя, если нет то-синюю.
диктант
1 Электроном -греки называли янтарь. ==(да)
2 Тело, которое наэлектризовано- нагревается ==(нет)
3 Фалес впервые исследовал явление электризации. ==(да)
4 Электрические заряды бывают только отрицательными. ==(нет)
5 Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного- притягиваются. ==(да)
7 На эбоните впервые обнаружено явление электризации. ==(нет)
Ответьте на вопросы:
1 Чисто голову ты вымыл,
Высушить не счел за труд,
А потом провел расческой-
Дыбом волосы встают.
Что топорщются они?
Пожалуйста, объясни.
Что за явление наблюдаешь?
Расскажи-ка, если знаешь?
-ответ: Волосы и расческа при расчесывании электризуются, поэтому волосы тянутся за расческой, т.к. разноименные заряды притягиваются.
2 Вот палочка стеклянная
Лежит перед тобой.
Один конец заряжен,
Заряжен, и другой
Возможно ли такое-
Точнее объяснюсь:
Один конец-знак "минус",
Другой конец-знак "плюс"
-ответ: На стеклянной палочке можно создать два рода зарядов, если один конец ее натереть мелком, а другой- мехом.
3 Прочитаем фрагмент древнегреческой легенды о Фаэтоне
-"Зевс услышал мольбу богини Геи, грозно взмахнул он десницей, бросил свою сверкающую молнию и ее огнем потушил огонь. Зевс молнией разбил колесницу. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны. По всему небу разбросаны осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса."
-вопрос? Что собой представляет молния? Почему Зевс молнией разбил колесницу?
Электризация трением на производстве и в быту
-На производстве - целлюлозно-бумажный комбинат рвется бумага в результате электризации, рвется нить на ткацкой фабрике.
-При трении о воздух электризуются самолеты
-Человек электризуются когда ходит по ковру или снимает с себя одежду.
-В бензобаках электризуются бензин.
Способы борьбы с накоплением электрических зарядов
-На производств для -тщательное заземление станков, машин, применение токопроводящих пластиков для полов, увлажнение воздуха, использование различного рода "нейтрализаторов"(по условиям производства- индукционных, электрических,
радиоизотопных, электроаэрозольных и др).
-В домашних условиях- повышение влажности воздуха до 60-70 процентов(электрические увлажнители),антистатик, химические вещества.
-В медицине используются электроаэрозоли(капельки электроаэрозоля сильнее измельчаются, меньше слипаются, глубоко проникают в легкие, создавая в них запасы постепенно всасывающихся лекарственных веществ.
Если остается время рассмотреть вопрос- можно ли наэлектризовать воду ?
-вопрос? Можно воду наэлектризовать?
-Опыты с водой
1 электризация палочки и ее действие на струю воды
2 электризация палочки и ее действие на кораблик на воде