Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



А.С. Пушкин. Южная ссылка. Романтизм

Фото пользователя Людмила Николаевна Ляпунова
Submitted by Людмила Николаевна Ляпунова on пн, 27/04/2009 - 12:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ляпунова Людмила Николаевна
Место работы, должность: 
Учебно-методический центр
Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Конспект урока литературы для 9 класса. Урок может быть вторым при изучении биографии поэта и диалектики его творчества. Особый упор делается на черты романтизма как литературного метода и соответствие творчества Пушкина им.

 

Конспект урока по литературе
Ляпунова Людмила Николаевна,
учитель МОУ СОШ №4
 
 
Тема: Биография А.С.Пушкина. Южная ссылка. Романтизм.
Цели:
  • Познакомить с событиями биографии
  • Дать понятие о методе романтизма
  • Выявить черты романтизма в произведениях данного периода
  • Совершенствовать навык анализа стихотворного текста.
  • Воспитывать патриотизм, гордость за национальную культуру
 
План
  1. Лекция учителя «Пушкин в 1820 году. Романтизм».
  2. Анализ текста стихотворения «Погасло дневное светило».
  3. Выборочное чтение и беседа по поэме «Кавказский пленник».
  4. Сообщения о поэмах «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники».
  5. Выводы урока, домашнее задание
 
Виды деятельности на уроке:
 
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Лекция учителя
Рассказ, демонстрация слайдов
Составление конспекта лекции
Анализ текста
Руководство работой
Коллективная фронтальная работа
Выборочное чтение, беседа
Чтение, постановка вопросов
Чтение, активное слушание, ответы на вопросы
Сообщения
Оценивание, рецензирование
Запись, рецензирование
Итог урока
Наводящие вопросы
Формулировка и запись выводов
 
 
 
 
Лекция учителя
В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов.
Слайд №2
Пушкин был направлен в Екатеринослав служить к генералу Инзову, наместнику края. Простудился, купаясь в Днепре. 26 мая в Екатеринослав приехали Раевские. Через два дня Пушкин с разрешения Инзова поехал с ними в Крым и на Кавказ.
Семья Раевских переживала лучшие времена. Генерал Николай Николаевич Раевский, герой отечественной войны, его младший сын Николай, прелестные дочери Екатерина, Елена, Мария, Софья, слуги, учителя, Никита Козлов.
Слайды №3,4,5,6.
Судьба семьи трагична. Александр Раевский станет декабристом. Мария поедет в Сибирь за мужем-декабристом. Семья будет скорбеть по ним. Но пока все упиваются радостями жизни.
Сначала едут на Кавказ, в Горячие воды (Пятигорск). Пушкина восхищает окружающая природа. Он всходит на открытый пик пятиглавого Бешту, на Машук, другие горы. Слушает рассказы духанщика о том, как он попал в плен к черкесам и жил у них некоторое время. Вот и исходный мотив для поэмы «Кавказский пленник». Кавказ поразил поэта величием и красотой.
Слайд №7
В августе 1820 года вместе с семьей Раевских на военном корабле «Мингрелия» П. плывет в Гурзуф. На палубе ночью н написал «Погасло дневное светило»
Слайд №8
 
 
Чтение стихотворения.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
   Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
      Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
      Воспоминаньем упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
      Душа кипит и замирает;      
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
   Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
      Но только не к брегам печальным
      Туманной родины моей,
      Страны, где пламенем страстей
      Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
      Где рано в бурях отцвела
      Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
      Искатель новых впечатлений,
   Я вас бежал, отечески края;
   Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной... Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
   Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
Беседа.
  • Какие биографические моменты содержит стихотворение?
 
  • Почему мы можем назвать его произведением романтизма? Слайд №9
 
  • За счет каких приемов организации текста создается в стихотворении ощущение присутствия моря?
 
Продолжение лекции
Пушкин писал брату Льву: «Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения; он остановился в виду Юрзуфа. Там прожил я три недели. Мой друг, счастливейшие моменты моей жизни провел я среди семейства почтенного Раевского.Друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских»
Слайд №10.
 
Проведя три недели в Гурзуфе, через Алупку, Бахчисарай и Одессу, П. прибыл 231 сентября в Кишинев, куда переехала канцелярия Инзова. Потекли дни службы, и хотя Инзов был милейшим человеком, п. примеривает на себя романтические одежды: « Я жертва клеветы и мстительных невежд», сравнивает себя с Овидием.
Творчество всех этих лет идет под знаком романтизма. Написаны следующие поэмы: «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы».
Слайд №11.
 
Поэма «Кавказский пленник» - выборочное чтение.
Почему эта поэма – романтическая?
 
Выводы урока
 
Каким образом связано в творчестве Пушкина пребывание на Кавказе и в Крыму с периодом романтизма в творчестве?
Слайд №12

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн