План-конспект урока с использованием ситуационной задачи
Submitted by Тамара Львовна Скворцова on Tue, 22/01/2013 - 13:42
Тема урока: « Пейзаж - сфера искусства, в которой формируется
отношение к природе»
Цель урока: - формирование обучающимися умения в процессе зрительного восприятия произведения искусства проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств.
Задачи урока:
- приобретение обучающимися знаний творческого процесса создания картины: от внутреннего представления, к композиционному замыслу и эскизам;
- развитие аналитических способностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства
Название ситуационной задачи: « Пейзаж осенний, с мокрым днем ненастным »
Зрительный ряд: репродукция картины И. Остроухова « Золотая осень »
Ход урока: Целеполагающий момент
На сегодняшнем мини-уроке мы поведем речь о картине Ильи Остроухова « Золотая осень ».
Целью беседы по этому произведению является не только определение его содержания и художественных средств, но и к тому же мы попытаемся объяснить как художник, работающий в жанре пейзажа, формирует у нас отношение к природе.
Беседа с учащимися
У каждого из вас при определении задачи урока возник вопрос: « Как проанализировать содержание и определить художественные средства картины ?» (Личностно-значимый познавательный вопрос)
У меня при просмотре этой картины родились строки:
( Информация )
Могучий лес - владыка, господин,
Еще недавно изумрудно-малахитовый,
Живой театр родных былин
Стоит задумчивый, покинутый.
Замолк, затих он до поры, до времени,
Лишь слышно тихое падение листа,
И спит росток, не выбравшись из семени,
И крепкий боровик глядит из-под куста.
Тропа промокшая петляет по поляне,
На ней сорок стрекочущих привычный силуэт,
И липа с кленом - лесные поселяне
Танцуют зачарованно старинный менуэт.
Обратите внимание на листы, где есть репродукция картины И. Остроухова «Золотая осень», стихотворение и задания для работы с полученной информацией. Рассмотрите сюжет картины, прочтите стихотворение и выполните устные и практические задания.
Первое задание: проведите беглый анализ произведения и назовите, к какому виду относится наш пейзаж ? ( Лесной )
Второе задание: прокомментируйте своё впечатление от настроения пейзажа. ( Впечатление лирического пейзажа с элементами эпического )
Третье задание: Сравните изображение и стихотворные строки, а затем обоснуйте, почему лес я называю владыкой, господином, который является живым театром русских былин?
( Величие леса с его тайнами, мифическими и живыми существами всегда внушал русскому человеку уважение. К тому же лес кормил, согревал, давал возможность построить кров, сделать необходимые в быту вещи.
Многие русские былины, сказания происходили на фоне лесного пейзажа. На втором плане изображены деревья с искривленными стволами и причудливыми ветвями, напоминающие сказочные события и вызывающие в душе священный трепет.)
Четвертое задание: Раскройте особенности художественно-выразительных средств, которые использовал художник для передачи спокойствия, задумчивости и в то же время жизнеутверждающей силы в пейзаже ?
( В композиции картины преобладают вертикальные и горизонтальные линии: стволы деревьев, плавно струящиеся ветви, дорожка, уходящая вдаль двумя параллельными полосами, что выражает спокойствие.
Колорит картины золотисто-охристый, но нет ярких, освещенных солнцем пятен, четких теней. Погода пасмурная с впечатлением легкой мороси.
Но вся картина пронизана жизнеутверждающей силой. Множество поросли на переднем плане и две сороки, общающиеся между собой, оживляют пейзаж. А два дерева, стоящие рядом, как будто на самом деле плывут в танце.)
Практическая работа
Пятое задание: Изложите в форме живописного эскиза своё понимание величия или лиричности пейзажа
( Обучающиеся выполняют живописный эскиз пейзажа. По окончании работы проводится просмотр рисунков )
Подведение итога урока
И в качестве подведения итога урока, давайте решим последнее шестое задание: Оцените значимость выражения художником своего понимания красоты пейзажа для формирования у нас эстетического отношения к природе ?
( Художник в своих работах выражает свое понимание красоты и учит нас искать её вокруг себя, видеть и понимать )
Ситуационная задача приводится ниже
Ситуационная задача
Тема урока: « Пейзаж - сфера искусства, в которой формируется
отношение к природе»
Название ситуационной задачи: « Пейзаж осенний, с мокрым днем
ненастным »
Личностно-значимый познавательный вопрос: « Как проанализировать содержание и определить художественные средства картины ?»
Информация
Могучий лес - владыка, господин,
Еще недавно изумрудно-малахитовый,
Живой театр родных былин
Стоит задумчивый, покинутый.
Замолк, затих он до поры, до времени,
Лишь слышно тихое падение листа,
И спит росток, не выбравшись из семени,
И крепкий боровик глядит из-под куста.
Тропа промокшая петляет по поляне,
На ней сорок стрекочущих привычный силуэт,
И липа с кленом - лесные поселяне
Танцуют зачарованно старинный менуэт.
( Скворцова Т.Л. )
Задания на работу с данной информацией:
Проведите беглый анализ произведения и назовите, к какому виду относится пейзаж И. Остроухова ?
Прокомментируйте своё впечатление от настроения пейзажа
Сравните изображение и стихотворные строки, а затем обоснуйте, почему лес я называю владыкой, господином, который является живым театром русских былин?
Раскройте особенности художественно-выразительных средств, которые использовал художник для передачи спокойствия, задумчивости и в то же время жизнеутверждающей силы в пейзаже ?
Изложите в форме живописного эскиза своё понимание величия или лиричности пейзажа
Оцените значимость выражения художником своего понимания красоты пейзажа для формирования у нас эстетического отношения к природе ?