Формирование УУД на уроках математики. Состав числа 10.
Submitted by Татьяна Николаевна Ефимова on пн, 21/01/2013 - 21:41
«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В. А. Сухомлинский
Тема:Двузначные числа. Состав числа 10.
Ход урока
I.Мотивация к деятельности.
1. приветствие
Звенит звонок, рассыпав смех веселый
День добрый, школа!
День добрый, наш уютный светлый класс! Добрый день!
2.Чтение стихотворения.
Математику, друзья!
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Эта математика!
(Слайд 2)
Я хочу наш урок начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж.Руссо.
В добрый путь за знаниями!
Нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот и сейчас проверим, на сколько вы внимательны.
II. Актуализация знаний.
Математический диктант.
Назовите и запишите:
-число, следующее за числом 8 (9)
-число, которое больше 5 на 2 (7)
-1 слагаемое – 3, 2 слагаемое – 3. Чему равна сумма?
-6 уменьшить на 2
-чему равна разность чисел 8 и 3.
-число, предыдущее числу 3 (2)
-сумму чисел 7 и 1
На доске: 9 7 6 4 5 2 8
-Что можно сказать о числах, которые у нас получились? (натуральные, однозначные, четные, нечетные)
-Почему они однозначные? (Для записи используется одна цифра)
-Запишите числа в порядке возрастания 2 4 5 6 7 8 9
-Получился натуральный ряд чисел. Какой ряд называется натуральным?
-Что нужно сделать, чтобы получился отрезок натурального ряда чисел? (1, 3)
(Слайд 3)
Восстановите ряд. Запишите.(1 2 3 4 5 6 7 8 9 )
-Составьте устно равенства, в которых значение разности равно 5.
9-4=5
8-3=5
7-2=5
6-1=5
-Как называются числа при вычитании? Где целое число?
Значение суммы равно 9.
4+5=9
8+1=9
7+2=9
6+3=9
-Как называются числа при сложении? Какое число является целым?
III. Постановка проблемы и формулирование темы урока.
Самостоятельная работа по карточкам
На столе лежат карточки. Возьмите и соедините точки в таком же порядке, как на доске (2 3 4 5 6 7 8 9 ) при помощи линейки и карандаша.
-Что у вас получилось? (звезда)
(Слайд 4)
-С помощью чего вы соединили точки? (отрезков)
-Как еще можно назвать эту фигуру? (ломаная линия)
-Какая ломаная? (замкнутая)
-Из чего состоит ломаная? (из звеньев и вершин)
-Сколько звеньев у этой ломаной? (10)
-Сколько вершин? (10)
-Как обозначены вершины? (числами)
-А все ли вершины обозначены? (Каждой вершине соответствует определенное число)
-Какое число должно стоять у данной вершины, которая осталась без названия? 10
Есть такая легенда, что когда рождается человек, на небе зажигается новая звезда.
-Как вы думаете, в честь кого зажглась наша звезда на уроке математики? (в честь числа 10). Почему?
-Это тема нашего урока?
-А где можно посмотреть тему урока, точную формулировку? На с. 37 учебника
-Что мы все вместе узнаем?
-Чему научимся на уроке?
-Что каждый из вас сумеет сделать, чтобы узнать состав числа 10?
IV. Открытие нового знания
А есть ли место для числа 10 в нашем натуральном ряду? По-моему оно лишнее? При записи используются 2 цифры, 2 знака.
-Чтобы доказать, есть ли место числа 10 в натуральном ряду, вам нужно поработать в паре, ответить на вопросы вместе. Помнить о правилах при работе в паре. (Повторяем правила при работе в паре.)
1. Работа в паре.
Карточки – вопросы.
1. Число 10 следует за числом ______
2. Число 10 _____ всех чисел, которые стоят справа от него в натуральном ряду.
3. Число 10 стоит перед числом ______
4. Число 10 находится между числами ______
5. Число 10 больше числа 9 на ______
6. Для записи числа 10 понадобятся ______ цифры. Значит число ______.
Фронтальная проверка работы
-Что узнали о числе? Какой вывод можно сделать?
(Слайд 5)
2.Обобщение– вывод. Число 10 – самое маленькое двузначное число. Для записи используются цифры 1 и 0 в двух клетках. Слева записываем 1, а справа 0. Число состоит из разряда единиц и десятков.
Даже С.Я. Маршак заметил, как важно держать их вместе.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не знает ничегошеньки.
Если слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить…
3.Запись числа.(Учитель на доске показывает запись числа)
-Что обозначает в записи цифра 1? 0? (1 – количество десятков, 0 – количество единиц).
Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты, достатка. Дома подберите пословицы и загадки, в которых встречается число 10.
4. Физпауза под музыку
5.Знакомство с моделью десятка.
(Слайд 6,7)
Число 10 еще называют десятком.
-Какое число надо сложить 10 раз, чтобы получить 10?
-Что такое десяток? (10 единиц, которые объединены вместе)
1+1+1+1…=10
1д=10ед
-Где в жизни встречались с таким понятием? (1 десяток яиц)
-Что это такое? Есть у меня работники
Во всем помочь охотники
Целый десяток
Верных ребяток.
-Покажите
А мы с вами будем пользоваться вот такой моделью десятка.
(Слайд 8)
Треугольник – модель десятка,
Желтые круги – модель единиц.
.
. .
…
….
-Найдите это в учебнике. С.39
6.Знакомство с составом числа 10.
№86. –Что получилось? Состав числа 10.
-Зачем нужно знать состав числа? (быстро легко решать + -)
Во всех равенствах какое число целое? 10 – значение суммы. Части – слагаемые числа.
9+1=10 6+4=10
8+2=10 5+5=10
7+3=10
-Давайте искать «узелки» на память. Как легко можно запомнить состав числа 10.
5+5=10 9+1=10
V. Первичное закрепление Работа по Тетради на печатной основе С.30 №65
1. Гимнастика для глаз(Слайды 9-10)
VI. Домашняя работа по Тетради на печатной основе стр. 31 №66, 67.
VII. Рефлексия
(Слайд 11)
-Чему научились?
Я узнал
удивился
повторил
научился
запомнил
Просмотр отрывка из мультфильма «Козленок, который считал до 10» (мультфильм в приложении)
Число 10 приготовило для вас сюрприз, посмотрите отрывок из мультфильма «Козленок, который считал до 10»
-О чем хотело сказать число, посылая этот мультфильм? (О том, что важно уметь считать, и о том, что любое дело лучше выполнять вместе)
Vlll. Самооценка.
Итак, наш урок подошел к концу. Я хочу, чтобы вы вернулись к нашей звезде, которая взошла в честь числа 10, закрасьте ее тем цветом, какое настроение осталось у вас после нашего урока.
Я вижу, настроение у всех отличное. И каждый из вас еще больше полюбил самую точную науку математику и развил свой талант к математике.
(Слайд 12)
Спасибо за урок!
Можно долго спорить, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.