Submitted by Зоя Ивановна Юскова on пн, 21/01/2013 - 16:08
Ход урока
1.Организация начала урока.
У: Здравствуйте,ребята!
2. Речевая разминка.
2.1. Игра «Насекомые»
У: Давайте вспомним, как пищит комарик?
Д: Ззззззззззз.
У: Когда я буду отводить руки вперёд, то комарик будет пищать тихо, а когда подводить к себе, то громче. Давайте попробуем!
У: А кто мне покажет, как жужжит шмель?
Д: Жжжжжжжжж.
У: Когда я буду отводить руки вперёд, то шмель будет жужжать тише и наоборот.
У: Вот я знаю несколько скороговорок, давайте мы с вами их проговорим.
1А теперь тихо.
А теперь со средней силой голоса.
Громко.
2Медленно.
В среднем темпе.
Быстро.
3Интонация.
3. Проблемная ситуация
У: Представьте себе такую сценку, которую я увидела однажды на улицах нашего города.
На шумной площади, возле скверика, стоит киоск с надписью «Справочное бюро». К нему то и дело подходят люди и спрашивают о разных разностях: Как проехать к центральному универмагу, на какой улице расположен кинотеатр. В киоске сидит строгая тетенька в очках. С утра она успела выдать 100 справок, ответить на 100 вопросов. А вот на 101 вопросе вышла заминка: в окошке вдруг показалась белая панамка, два синих глаза, нос кнопкой и чьи-то пальчики на подоконнике. «Скажите, пожалуйста, зачем коту усы?» - спросил тоненький писклявый голосок. «Усы?Коту?! Не знаю!» - растроенно ответила тетенька в окошке. А потом она раздраженно добавила: «Шел бы ты, мальчик, домой! Задавай такие вопросы своим родителям! А не мне! Да и таких справок мы не даем!» «Почему?» - удивился малыш. «Почему, почему?... Потому!» - не унималась строгая тетенька в окошке. И за тем, вспомнив собственного внука, улыбнулась и продолжила: - «Ох, уж эти мне дети! Совсем замучили! Ужасный возраст! Что не увидят, сразу – «Почему?» Да ладно уж! что поделаешь, детям обязательно нужно узнавать про все на свете. На то они и дети. Да это ж просто замечательно, Если ребята растут почемучками и любознайками! Чем мудрее их «Отчего» и «Почему» тем лучше. И очень плохо, если дети не получают вовремя ответа: Чего доброго, они перестанут спрашивать, сделаются скучными, неинтересными, равнодушными».
4.Формулирование темы и цели урока
Чтобы не превратиться в таких людей, мы будем с вами ,ребята, учиться рассуждать – то есть объяснять, доказывать, размышлять. А это не всегда легко.
У:А где вам приходится рассуждать?
Рассуждать нам приходится в самых различных ситуациях: на уроках, когда мы объясняем что-то, в общении с друзьями, родителями, с незнакомыми людьми.
У:Кто мне скажет, чему мы будем учиться на уроке?
Д: Рассуждать.
У: И тема нашего урока?!
Д:Рассуждение.
5 Открытие нового знания
5.1 Работа с учебником.
У: Правильно. Давайте откроем все учебники на странице 88.
Прочти пожалуйста определение, что означает слово- рассуждать.
У: Рассуждать- это значит объяснять, доказывать что-то, делать выводы, то есть думать, размышлять. А это очень нелегко. Знание о том, как строится текст рассуждения, помогают объяснять и доказывать.
У: Молодец, рассуждать- это значит мыслить, разговаривать на какую либо тему. доказывать свою точку зрения.
Объяснять
Доказывать
Размышлять
Рассуждать
У: Кто мне прочитает задание из упражнения 92? Читай.
Д: Вспомни, что тебе удавалось объяснять понятно, точно в школе, на уроках, а что не удавалось. Приходится ли тебе в общении с друзьями и родными что-нибудь объяснить, доказывать? Удаётся ли тебе убедить их?
У: Кому-нибудь приходилось что то доказывать?
Д: (дети отвечают).
У: Что ты видишь на картинке №1?
Д: Мальчик рассказывает о Южной Америке.
У: Верно. Он Объясняет, доказывает всему классу, т.е. рассуждает о этом материке.
А на картинке №2?
Д: Учительница рассказывает о рыбах.
У: Молодец. Она объясняет где они обитают и чем они питаются. Это тоже у нас рассуждение.
У: Теперь мы переходим к упражнению №93.
На уроке русского языка ученик рассуждал так:
Читай пожалуйста.
Д: «В слове «т…жёлый» напишу безударную гласную Я, потому что под ударением в этом корне пишется Я. Проверочное слово – «тяжесть».
У: Судя по его объяснению, как вы думаете, на каком уроке могло прозвучать такое объяснение?
Д: На уроке русского языка.
У: Какой вопрос задал ученику учитель?
Д: Какая гласная пишется в корне слова «тяжёлый».
У: Что объяснял ученик?
Д: Ученик объяснял, почему в корне слова пишется гласная Я.
У: Давайте вспомним на примере этого объяснения, как строится объяснение, из каких частей оно состоит. Найдите ту часть, в которой указывается, что объясняется.
Д: В слове «тяжелый» напишу безударную гласную Я.
У: А теперь прочитайте ту часть , в которой дано само объяснение.
Д: Под ударение в этом корне пишется Я. Проверочное слово – «тяжесть».
У: Назовите слово- мостик, связывающие две части рассуждения.
Д: Потому что.
Рассуждение всегда строится по такой схеме:
То, что объясняется
Слова- связки
Объяснение
Потому что
Пример: На солнце очень жарко, потому что это доказано учеными.
Вывод: Так всё таки из каких частей состоит рассуждение? Кто мне их назовёт?
5.2 Физкультминутка.
У: А теперь давайте мы все дружно встанем и немного поиграем.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
У: Вот как много зайчиков в вашем классе.
5.3 Работа в парах
А теперь из упражнения №94 прочитайте текст и постарайтесь понять его.
Д: (дети читают текст).
У: Найдите в тексте его основную мысль.
Д: Ртуть очень ядовита. Когда она находится внутри термометра, она не опасна. Но нужно обращаться с термометром осторожно, чтобы не разбить его.
У: Можете ли вы объяснить, почему с приборами, содержащими ртуть, надо быть очень осторожными? Постройте своё рассуждение по схеме 1 на странице 89.
Д: С приборами, в которых есть ртуть, надо быть очень осторожными …
У: Слова-связки «Потому что» , «Так как» вы изучали ещё во втором классе. А какие слова-связки данные в таблице, являются для вас новыми?
Д: «Дело в том, что…», «Объясняется это тем, что…»
То, что объясняется
Слова- связки
Объяснение
Потому что
Дело в том, что
Объясняется это тем, что
У: А теперь постройте своё рассуждение по схеме 2. С чего оно начинается?
Д: Оно начинается с самого объяснения.
У: Что представляет собой вторая часть рассуждения?
Д: Вывод, который можно сделать из объяснения, результат.
У: Обратите внимание: слова-связки, используются другие в этом случае. Они как бы готовят слушающего к тому, что далее последует вывод. Назовите их.