Работа над пьесой и разбор произведений в классе флейты
Submitted by Габдулвалей Аскарович Абдурахманов on пн, 21/01/2013 - 01:48
Цель урока: творческое развитие личности ученика на основе художественно-образного восприятия и передачи интонационного содержания музыкальных произведений.
Педагогическая цель урока:
Получение учеником опыта творческой деятельности, при создании художественного образа исполняемого произведения, опыта коммуникации с педагогом и с инструментом при решении технологических проблем.
Задачи:
Обучающие:
расширение представлений об авторах музыкальных произведений (эпоха, стиль);
определение видов старинных танцев, а также характерных для них ритмических и интонационных особенностей.
формирование музыкально-слухового багаж
Развивающие:
«Талант – это потребность души без устали трудиться во имя избранной однажды цели» (В. Растороцкий, педагог-тренер)
Определение на слух стилевых особенностей старинных танцев.
Развитие музыкальной эрудиции, широты ассоциаций и художественного кругозора.
Развитие образного восприятия и выразительного исполнения произведений различных жанров и стилей;
Развитие ассоциативных художественно-образных представлений, воображения, слышания произведения внутренним слухом.
Формирование навыка интонационно-содержательного исполнения.
Формирование навыков ансамблевой игры с концертмейстером:
умения выдержать единый темп,
точном соблюдении пауз, штрихов, динамики.
Формирование надпредметных умений (сравнение, обобщение, анализ).
Развитие психических свойств, таких как исполнительская воля, реактивность, концентрация.
Воспитательные:
«Будьте страстны в вашей работе» (И. Павлов)
Развитие умения работать над образно-эмоциональным содержанием исполняемого произведения.
Выявление индивидуальных способностей для самоутверждения и самовыражения.
·Содействие воспитанию коммуникативных качеств личности, формирование культуры общения;
Воспитание трудолюбия и воли к сосредоточенной и целенаправленной работе.
Методы обучения:
«Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А. Макаренко)
практическая деятельность учащегося (игра упражнений, этюдов, исполнение музыкальных произведений),
объяснение,
беседа,
наглядный показ на инструменте,
иллюстративный,
частично-поисковый метод.
Планируемый результат урока:
1. Освоение главных задач в технологии игры (текст, темп, штрихи, аппликатура).
2. Получение опыта аналитической работы при исполнении этюдов, упражнений и пьес.
3. Расширение представлений о танцах сицилиана и жига (ритмические и интонационные особенности).
4. Раскрытие образного содержания и выразительных особенностей разучиваемых пьес.
Ход урока
1-й этап – организационно-подготовительный(5 минут):
Приветствие
Подготовка к работе инструмента.
«Сосредоточенность – это первая буква в алфавите успеха» (И. Гофман)
Задачи и содержание 1-го этапа:
Подготовка ученика и преподавателя к уроку. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для творческо-созидательного взаимодействия с учеником.
2-й этап – конструирующий (25 минут)
Задачи и содержание 2-го этапа: максимальная активизация творческой деятельности ученика. Обеспечение мотивации к деятельности (обозначение цели и задач урока): развитие навыка вслушивания в интонационное содержание и ритмическую организацию исполняемого произведения
Разделы второго этапа
1. УПРАЖНЕНИЯ (8 минут)
«Все, что упражняется – развивается; все, что не упражняется – разрушается» (Ж.Б. Ламарк, франц. естествоиспытатель 1744-1829)
Цель:максимально возможное на данном этапе отчетливое и интонационно чистое исполнение упражнений с правильным звукоизвлечением.
Система упражнения на каждом уроке должна приспосабливаться к изменяющимся задачам, учитывать предстоящую нагрузку и состояние губного аппарата.
Базовые:
· Гаммообразные упражнения разными штрихами.
· Интервальные (в основном терции) диатонические и хроматические (М. Муаз, Н. Платонов т.д.).
В каждом конкретном случае важно педагогу знать какое упражнение предложить ученику для преодоления определенной проблемы из изучаемого репертуара (см. нотное приложение).
Проверка домашней работы.
2. Этюды (8 минут)
«Кто умеет работать, тот научиться и играть!»
(Л. Николаев)
Этюдынеобходимо рассматривать как приобретение навыков (техника, дыхание, интонация, форма), которые будет необходимы при исполнении пьес (Например, Келлер 1 тетрадь, 4 этюд).
Проверка домашней работы.
3. Работа над пьесой (9 минут)
(Мендельсон «Весенняя песня»)
Цель: максимально возможное на данном этапе выразительное и осмысленное исполнение пьесы.
«Думайте, и вы будете играть так, как думаете» (Л.Маджио)
Проверка домашней работы.
· Проигрывание учеником пьесы от начала до конца.
· Анализ названия пьесы, беседа об авторе и музыкальном стиле.
· Выявление особой роли кадансовых зон.
Давая ученику ту или иную пьесу необходимо исходить из того, насколько он подготовлен к данной пьесе. В то же время пьеса должна быть конечной точкой, к которой он должен прийти в данный момент своего развития.
Для выразительного исполнения пьесы необходимо обсуждение образного содержания произведения, средств выразительности, музыкальной формы, динамического плана. Главными из средств выразительности представляются артикуляция (сыграны все ноты) и интонация (точность соотношения звуков между собой.
Часть II
РАЗБОР ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Ф. Гендель. СонатаF-dur(IIIиIVчасти)
«Когда учите, не играйте с душой, а работайте с душой»
(А. Рубинштейн)
Предварительное общее ознакомление с произведением, определение его эмоционально-образного строя.
Два основных метода работы: дедуктивный (первоначальное усвоение общей идеи) и индуктивный (от частностей к общему, работа над деталями). На первом этапе ведущим является дедуктивный метод.
Краткое знакомство с жизнью и творчеством Генделя, особенностями его стиля, эпохи, какое место занимает в его творчестве данное произведение.
Предварительный анализ музыкального произведения:
Исполнительский анализ должен быть «обвит серебряной нитью поэтической фантазии» (Р. Шуман)
· семантика тональности, тонально-гармонический и динамический план произведения;
· особенности ритма, темпа и штрихов;
· структура фраз (принцип суммирования);
· дыхание в суммирующей фразе;
· затактовые фразы (ямбические) и хореические ( с сильной доли);
· определение кульминационной зоны (каданс);
· интонационной выразительности скачков в мелодии
· мелизмы.
На первом этапе работа над произведением ведется в медленном темпе.
Х. Синисало. Миниатюры (одна из трех).
Работа над произведением на основе взаимосвязи трех главных компонентов музыкального воспитания и образования:
3-й этап – итоговый (5 минут):анализ качества и уровень усвоения практических и теоретических знаний. Оценка сотрудничества и объяснение содержания следующего урока.
Домашнее задание:
Формула самоконтроля:
«Я играю, я слушаю, я сужу себя» ( П.Казальс)
«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее.. (П.Чайковский)
1. Упражнения для разыгрывания.
2. Общая работа над звуком (упражнения в выдержанных звуках).
3. Общая техническая работа (работа над этюдами).
4. Работа над художественным материалом (определение перспектив дальнейшей работы над произведениями).
5. Работа над дополнительным материалом (чтение с листа).