Submitted by Светлана Александровна Скворцова on вс, 20/01/2013 - 23:32
Путешественник увидел трёх рабочих, которые
толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у
каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,
будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей
семьи».
А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ
ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ!».
Вот так и учителя в своей работе: для одних – это тяжелый труд, для других - способ зарабатывать деньги, а третьи - строят собор, собор знаний, духовности, нравственности.
Считаю, что историю необходимо изучать всесторонне, чтобы достичь такого уровня образованности, который соответствует требованиям современного общества.
Мудрейшие из философов говорили, что чем больше познает человек, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его, вот поэтому активные методы обучения относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности.
Учить - учиться – так я понимают сегодня свою задачу: учить детей самостоятельно добывать знания, выбирать необходимое среди громадного потока информации, критически относится к предлагаемой массе сведений. Но научить учиться можно лишь в том случае, если решение данной задачи сопровождается решением другой - задачей формирования мышления.
Сегодня мы используем активные методы обучения при повторение темы «Удельная Русь»
Цели урока
Обобщить знания учащихся о феодальной раздробленности на Руси, как закономерном этапе в условиях господства феодального строя.
Способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьями функций государственной власти, а также между натуральным хозяйством и самостоятельностью княжеств.
Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, выделять причинно-следственные связи, находить ошибки.
«Сегодня на уроке мы обобщим знания о том, как проходил процесс феодальной раздробленности на Руси.
Работа с классом. В ходе беседы с классом на доске составляется план:
Начало феодальной раздробленности. Хронологическая работа с настенными картами. Рисунок 1, Рисунок 2.
Учитель: «Обратите внимание на эти две карты. Сравните их и сделайте выводы». Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Карта как бы раскрывает условные обозначения, создавая представление о реальной местности и пространстве.
Учащиеся: «На первой карте мы видим единое государство в 9-11 веках. На второй карте раздробленное государство».
Вывод: «Раздробленность началась в 12 веке».
Причины феодальной раздробленности.
Учитель: «Попытайтесь объяснить, что побудило княжества к самостоятельности?»
В ходе беседы выясняем:
Развитие хозяйства приводило к появлению крупных землевладельцев. Они жили за счет своего хозяйства, могли поддержать своего князя.
Развивались новые города как политические, культурные и хозяйственные центры.
Свой князь больше заботился о развитии этих земель, чем далекий киевский князь.
Власть Киевского князя ослабла.
Опрос – средство контроля; этот элемент контроля имеет место в тех случаях, когда ученикам ставятся какие – либо вопросы.
Опрос – средство закрепления знаний; ученик, отвечая на те, или другие вопросы преподавателя, естественно, еще раз закрепляет изученный материал, часто с новых точек зрения, в разных разрезах.
Опрос – средство анализа и разбора изучаемых в курсе документов.
Учитель: «Положительно или отрицательно мы можем характеризовать явление феодальной раздробленности?»
В ходе беседы выясняем, что феодальная раздробленность - противоречивое явление.
Положительные черты:
отдельным княжеством легче и удобнее управлять;
имеет место экономический и культурный подъем.
Отрицательные черты:
ослаблялась обороноспособность;
продолжались усобицы и раздоры;
дробились княжества между наследниками;
имеют место конфликты между князьями и местным боярством.
Остановимся на наиболее важных методологических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках истории: во-первых, игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.
Учитель: «Какие княжества стали самыми значимыми в 12-13 веках?»
Учащиеся делятся на четыре группы (им необходимо будет представить доставшееся княжество; чтобы процесс распределения по группам прошел быстрее заранее готовятся карточки для жеребьевки), получают задания избрать князя и рассказать о своем княжестве. Князь получает право назвать учителю имена наиболее активных товарищей, что позволяет поставить оценку в конце урока. Группы учащихся располагаются в соответствии географическим положением на карте, на столах таблички с названием столичных городов.
На этом этапе урока с учащимися составляем кластер. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Данный прием может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой работе. Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Создание атмосферы доверия, в которой учащиеся чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, является важным аспектом в организации образовательного процесса для моих детей. Важное условие эффективности образовательного процесса - включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.Кластеры предоставляют возможность грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике различные подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.
. Ученик записывает в
центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные
стороны. На первом этапе работы ученики выписывают на отдельном листке
всѐ то, что вспомнилось им по поводу данной темы (возникает как бы
некоторый хаос различных данных).
Группы получают задание: из списка терминов, дат и имен им предлагается выбрать, что имеют отношение представляемому ими княжеству.
ГИА . Задания в тестах могут предусматривать либо выбор ответа из предложенных вариантов (они называются элективными), либо свободно конструируемые ответы (инвентивные задания). Внутри заданий с выбором ответов тоже существуют отличия. Так, наибольшее распространение в нашей школе получили задания, в которых среди представленных для выбора вариантов ответов верным является только один, а остальные неверны. Учащийся должен указать этот единственно верный ответ. Однако часто более эффективными оказываются задания, в которых нужно выбрать сразу несколько из предложенных вариантов. Задания могут иметь возрастающий характер сложности, а могут быть одинаковыми по сложности (это свойство критериально-ориентированных тестов). Существуют также тесты констатирующего характера (их цель - определить степень подготовленности учащегося) и диагностирующие тесты, которые помогают установить причину недостаточной подготовленности.
Важно подчеркнуть, что предлагаемые задания должны предполагать различные виды деятельности учащихся (называть, характеризовать, определять, сравнивать и др.), а следовательно, и различные уровни ее сложности. Как показывает школьная практика, чем более разнообразные по форме и уровню сложности задания используются учителем в ходе текущей проверки знаний, тем увереннее чувствует себя учащийся на этапе итогового контроля.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда.