1. Формировать представление о снеге и его свойствах.
2. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.
4. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов.
Предварительная работа:
1.Рассматривание картин на зимнюю тематику.
2.Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
3.Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
4.Рисование снежинок.
5.Вырезывание снежинок из салфеток.
.
Материалы и оборудование:
Дем. – модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;
Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.
НОД:
Воспитатель говорит: «Ребята, сели удобно, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно»
« Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И ВЕСНА настала!»
Восп: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?
Дети: …
Восп: (обобщает ответы детей) Земля, наша планета, в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных лучей, а значит тепла и света. Поэтому понижается температура воздуха, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Восп: Одна из примет зимы - с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
Дети: …
Восп: А сейчас внимательно послушайте рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»
Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.
- О каких снежных пушинках идет речь?
- Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор? Как называл он снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)
- Как образуются снежинки?
- Почему хрустит снег под ногами?
- Как образуется наст?
- Как автор говорит о беге зайца по насту?
- Кому трудно передвигаться по насту? Почему?
Физкультминутка «Снежки»
Мы танцуем со снежками,
Посмотрите все на нас.
Вот так топаем ногами!
1-2, 1-2, 1-2!
А теперь снежки положим
Мы к снеговику сюда.
И теперь в ладоши можно
Нам похлопать без труда.
Осторожно поднимайтесь,
Не забудьте взять снежок.
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и встань в кружок.
Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге. Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые?), будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).
3. Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял)Почему?(на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять?(попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово "пожайлуста") Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)
4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их(круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему?(на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)
5. Сравним: какого цвета вода и снег(снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).
6. Ребята, а как узнать, снег пахнет?(надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег(у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)
8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная).Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую).В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее расстаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег?(по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара.
Воспитатель продолжает: «Ребята, а что мы любим больше всего лепить из снега зимой? (Снеговика) Давайте соберем по картинкам снеговика». Занятие окончено.
Татьяна Тимофеевна, с удовольствием познакомилась с идеей проведения занятия.. Очень хочется увидеть уже готовый конспект с подгруженными и расставленными внутри текста ссылками на конкретные ресурсы..Проверьте ссылку - она некорректно выставлена, там фактически их несколько, этих ссылок, но они не разделены пробелом между собой, и уводят на страницу каталогов, не всегда на страницу конкретного ресурса..
На: Зимние явления в неживой природе
Татьяна Тимофеевна, с удовольствием познакомилась с идеей проведения занятия.. Очень хочется увидеть уже готовый конспект с подгруженными и расставленными внутри текста ссылками на конкретные ресурсы..Проверьте ссылку - она некорректно выставлена, там фактически их несколько, этих ссылок, но они не разделены пробелом между собой, и уводят на страницу каталогов, не всегда на страницу конкретного ресурса..
С уважением, Юлия Дудко
На: Зимние явления в неживой природе
Я попыталась выполнить еще в пятницу, 25.01.