Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Спирты

Фото пользователя Надежда Николаевна Попцова
Размещено: Надежда Николаевна Попцова - чт, 17/01/2013 - 09:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Попцова Надежда Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ Оршанская СОШ, учитель химии
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Цель: обобщение материала о  спиртах, изучение физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов, их действия  на организм человека.

Задачи:

            Образовательные:

- изучить физических свойства одноатомных и многоатомных спиртов, выявить причины и последствия токсичности этанола

Познавательные универсальные учебные действия

Формирующие умственные операции:

·         Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

·         Сопоставлять  объекты по нескольким признакам ;

·         Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

·         Высказывать предположения;

·         Обсуждать проблемные вопросы;

·         Выявлять известное и неизвестное;

·         Моделировать различные отношения между объектами (собирание шаростержневых моделей)

Отражающие методы познания окружающего мира:

·         Выявлять признаки объектов в процессе наблюдения;

·         Анализировать результаты опытов;

·         Фиксировать их результаты;

·         Воспроизводить по памяти информацию.

 

            Развивающие:

- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

Универсальные учебные действия (регулятивные, коммуникативные)

·         Формировать умение оценивать результаты своей деятельности;(Р)

·         Формировать умение работать в малых группах;(К)

·         Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;(К)

·         Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;(К)

·         Формировать умение корректировать свои действия и других;(Р)

·         Формировать вербальные и невербальные способы коммуникации.(К)

            Воспитательные:

- воспитывать  стремления к получению знаний, трудолюбие, заинтересованность процессами, происходящими вокруг нас.

Универсальные учебные действия (личностные)

·         Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

·         Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

·         Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;

·         Формировать желание выполнять учебные действия в соответствии с правилами техники безопасности;

·          Воспитывать качества лидера на примере работы в группах. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии: Книга для учителя.-2-е изд.,  испр.-М.: Просвещение, 1995.- 96 с

Габриелян О.С. Химия 10 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. –  М.: Дрофа, 2008. – 319 с.

Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия 10 класс: Метод.пособие.-М.: Дрофа, 2001.-  160с.

Горковенко М.Ю. Химия. 10 класс. Поурочные разработки к учебникам химии. – М.:     ВАКО, 2004

Рябов М.А. Тесты по химии: 10 класс: к учебнику О.С. Габриелян «Химия.10». – М.: изд-во «Экзамен», 2009

Используемая методическая литература: 

 

Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии: Книга для учителя.-2-е изд.,  испр.-М.: Просвещение, 1995.- 96 с

Габриелян О.С. Химия 10 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. –  М.: Дрофа, 2008. – 319 с.

Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия 10 класс: Метод.пособие.-М.: Дрофа, 2001.-  160с.

Горковенко М.Ю. Химия. 10 класс. Поурочные разработки к учебникам химии. – М.:     ВАКО, 2004

Рябов М.А. Тесты по химии: 10 класс: к учебнику О.С. Габриелян «Химия.10». – М.: изд-во «Экзамен», 2009

Используемое оборудование: 

 

компьютер, проектор,  презентация к уроку, индивидуальные задания,  тестовые задания , инструктивные карточки, учебник, штатив с пробирками, , реактивы: дистиллированная вода, этанол, глицерин, азотная кислота, куриная печень, куриный белок, молоко.

Используемые ЦОР: 

 презентация к уроку, видео-ролик о вреде употребления алкоголя

http://files.mail.ru/3497FE92A29545E686628F7193C980EE

Краткое описание: 
План урока 1. Организационный блок 1.1 Приветствие учащихся и гостей 1.2 Деление на группы для проведения лабораторных опытов 2. Актуализация знаний, умений, навыков 2.1 Вступительная беседа 2.2 Выполнение заданий 3. Мотивация на урок 4. Объяснение нового материала 4.1 Физические свойства спиртов 4.2 Химический эксперимент 4.3 Демонстрация опыта 4.4. Просмотр ролика о влиянии этанола на организм человека 5. Первичное закрепление 6. Подведение итогов урока 6.1 Оценивание работы на уроке 6.2 Рефлексия 7. Задание на дом

 

Этапы урока

1. Организационный блок

            Приветствие учащихся и гостей

            Деление на группы для проведения лабораторных опытов

2. Актуализация знаний, умений, навыков

   2.1. Об этих веществах мы говорили на прошлом уроке. Слайд 1 О каких? Это спирты. Сейчас выполним ряд заданий с целью проверки уровня усвоения материала предыдущего урока.

Задание 1 группе . Даны вещества: пропанол-1, этандиол-1,2, бутан, глицерин, этанол, метан, бутадиен-1,2, ацетилен.

Проведите классификацию веществ по самостоятельно вы­бранному основанию. Соберите

шаростержневые модели предельных одноатомных спиртов.

Задание 2 группе

Составьте структурные формулы органических веществ: а)2-этилбутанол-2; б)3-метилпентанол-1; в) метанол, г) 2,2-диметилпропанол-1; д) пентанол-2. Назовите среди них изомеры.

Задание 3 группе

Решите задачу. Массовая доля С ,Н, О в спирте равна соответственно 52,18%, 13,04%, 34,78%. Выведите формулу спирта и вычислите его  относительную молекулярную массу.

Задания 4 группе   Осуществить превращения. Указать условия проведения реакций.

C2 H6àC2H4àC2H5ClàC2H5OHàC2H4àCO2

3. Мотивация на урок

Вступительная беседа Запишите в своих тетрадях тему сегодняшнего урока «Предельные одноатомные спирты». У меня к вам вопрос: «Что вам первое приходит на ум когда произносится слово «спирт»? В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Но сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшения настроения, сопутствующее употреблению алкоголя. Понять враг или друг спирт людям главная задача ближайших уроков.

И, конечно же, чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно изучить особенности этого вещества.

4. Объяснение нового материала

   4.1. Физические свойства спиртов Слайд 1

1) Спирты от С1 до С11 – жидкости, от С12  - твердые вещества.

2) Низшие имеют алкогольный запах и жгучий вкус, твердые запаха не имеют.

3) Низшие спирты (до пропилового) смешиваются с водой в любых отношениях. Высшие спирты практически нерастворимы в воде.

4) Глицерин и этиленгликоль - вязкие жидкости, неограниченно  растворимы в воде. Этиленгликоль  ядовит.

Почему среди спиртов нет газообразных веществ? Как вы можете объяснить этот факт. Слайд  Водородная связь

Межмолекулярная водородная связь возможна между отдельными молекулами спирта и между молекулами спирта и воды. Это влияет на физические свойства спиртов: повышает температуру кипения, снижает летучесть, способствует хорошей растворимости в воде, не позволяет перегонкой получить 100% спирт из его водного раствора.

Химический эксперимент

Опыт 1Растворимость спиртов

Групповая работа:

Опыт:  растворимость этанола, бутанола и глицерина в воде

   Реактивы: этиловый спирт, бутанол, глицерин, вода.

Цель:определить содержимое пробирок, используя имеющиеся реактивы.

Инструктивная карта.

 В каждую пробирку добавьте подкрашенную дистиллированную воду. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о растворимости спиртов в воде  письменно.

Физиологическое действие на организм человека.

Cообщение ученика:

          История сосуществования человека и алкоголя насчитывает не одно тысячелетие. Возможно, что уже в первобытнообщинном обществе случайно раздавленный и подвергшийся брожению фрукт мог оказать на человека опьяняющее действие. Однако только с распространением земледелия и виноградарства, а также с освоением техники изготовления посуды начинается широкое приготовление вин. Многочисленные исторические исследования показывают, что пьянство было уже в первых общественных формациях – у древних китайцев, египтян, индусов, греков и других народов. Чаще всего спиртные напитки вырабатывали из винограда. В Древней Греции и Древнем Риме в честь сбора винограда устраивались празднества. Однако довольно быстро человечество стало понимать и пагубные последствия пьянства, о чем свидетельствуют отдельные попытки oгpaничить распространение спиртных напитков. Египетским царям и жрецам разрешалось, например, пить вино в очень небольшом количестве.

      Положение изменилось во всех странах в XV в. – после открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40-50 градусов. Считается, что способ получения спирта из вина (потому он и называется винным спиртом) был впервые открыт арабским алхимиком Рагезом, а позднее – в средние века – итальянским алхимиком-монахом Валентинусом. Пьянство быстро распространяюсь по всей Европе. Широко предавались пьянству и духовенство, и рыцарство. Старая английская пословица гласила: "Пьян, как лорд".

    

 О действии спирта на организм человека вы говорили на уроках биологии. Что происходит в организме, если спирт попадает внутрь?

     

   Возможные варианты ответов учащихся:

·         Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, спирт поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды, хорошо растворимы в жирах.

·         Ученые установили, что спирт, нарушая функции клеток, приводит к их гибели. При употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г водки - 7500.

 

А что происходит с кровью человека при употреблении спиртного?

   Возможные варианты ответов учащихся:

·         Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.   При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов.

 

       Правильно,  кроме того нарушается терморегуляция, в печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид, который в процессе окисления образует уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт, в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола составляет 20 г; при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада, а именно уксусный альдегид и уксусная кислота.

          

               С2Н5ОН    à       СН3-СОН    à  СН3СООН     à     СО22О

                                        промежуточные продукты              конечные продукты

                                                  распада                                             распада

                                    (повреждение печени, головного

                                         мозга, почек и сердца)

 

Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. 

Химический эксперимент

Опыт 2
Влияние этанола на молекулы белков.

     Организм человека – белковая материя. Давайте посмотрим, что произойдет при действии спирта на белок.

Групповая работа:

   Опыт:  действие этилового спирта на белок (денатурация белка)

   Реактивы: этиловый спирт, азотная кислота, белок, молоко

Цель:убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно, отрицательно воздействует на организм человека.

Инструктивная карта.

 В пробирках выдан раствор белка куриного яйца и молоко. Прилейте в каждую  пробирки столько же азотной кислоты и  столько же этанола. Отметьте изменения в пробирках.

     Вы видите, что действие спирта сродни действию на белок азотной кислоты.  Происходит денатурация белка, т. е. необратимое разрушение.

         Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в    организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие.

       В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, так как 90% этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

Вот что происходит с печенью пьющего человека.

 Демонстрация опыта.

Влияние этанола на куриную печень. 

Выступление учащегося с презентацией или ролик о вреде алкоголя или презентация о влиянии спиртов на организм человека

Знаете ли вы, что...

•   Последние научные данные показали, что в пиве содержатся:

психоактивные вещества, подобные тем, что содержатся в конопле. Вот почему опьянение от пива бывает своеобразным, отупляющим;

ядовитые вещества (относительно без­вредны в малых количествах, но при увеличе­нии объёмов становятся агрессивными), в частности кадаверин (продукт гнилостного распада белков), который крайне вреден для сосудов, особенно для сосудов мозга.

•    Сам объём выпитого пива резко увеличи­вает нагрузку на сердце, страдают и почки (лиш­няя жидкость задерживается в организме).

•    По содержанию алкоголя 1 рюмка водки (50 мл) = 1 банке пива = 1 банке коктейля.

•    Даже эта доза пагубно воздействует на организм человека:

способность к ориентации в пространстве снижается на 10-12%.

Если в трезвом состоянии снайпер 10 патро­нами выбивает 96 очков из 100 возможных, то по­сле принятия рюмки водки — 26;

способность к выполнению физической нагрузки (количество движений до полного мышечного утомления) падает на 15%.

• Алкоголизм приводит к раннему старе­нию: пьющая женщина в 30 лет, как правило, выглядит старше, а к 40 годам превращается в старуху.

6. Подведение итогов урока

    7. Домашнее задание

П.17 стр.143-148 записи в тетради

Решить задачу.

В магазине продается пиво в посуде ёмкостью 1.5 л с концентрацией спирта 3,4,6,9 %. Определите какое количество уксусного альдегида образуется в организме человека при употреблении пива

Закрепление  и рефлексия

 Вопросы позволяют провести контроль уровня овладения новым материалом и рефлексию.

Контрольный лист

1.Окаких органических веществах шла речь на уроке?

2.   Какова общая формула предельных од­ноатомных спиртов?

3.   Какое агрегатное состояние и почему нехарактерно для спиртов при обычных усло­виях?

4.   Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков?

5.       На что влияет алкоголь в организме че­ловека?

6.       Почему говорят, что алкоголь — это со­циальное зло?

7.   В ответах на следующие вопросы исполь­зуйте слова «да», «нет», «не знаю».

8.       Информация, полученная на уроке, за­ставляет задуматься?

9.       Стоит ли об этом рассказать друзьям? родителям?

10.Помогут ли знания, полученные на уроке, сохранить здоровье?

Рефлексия

1.      Теперь я умею…

2. После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку…

Прикрепленный файл Размер
спирты.ppt 942.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн