Submitted by Татьяна Алексеевна Немчикова on Tue, 15/01/2013 - 18:37
Ход урока:
1. Определение темы урока.
-Когда-то давно, почти 85 лет назад, родились 2 сказки. Их герои будут сегодня нашими помощниками. Вы их узнали? Слайд
-А сказку? Кто её придумал? Слайд
-В именах героев сказки (Айболит, Бармалей) и автора (Корней Чуковский) есть один общий звук. Какой? (Звук [й])
-Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Что нам сегодня нужно выяснить? Чему научиться?
-Что нужно выяснить про звук? А про букву? Такими будут наши задачи урока. А чем отличается звук от буквы?
2. Изучение нового материала.
А) -Как появилось имя Айболит? Слайд
-Выделите из слова АЙ последний звук. Послушайте его. Зеркало поможет сделать вывод: какой это звук, почему? (при произношении звука воздух встречает во рту преграды: зубы, язык, значит он согласный).
-Как образуется этот звук? (слышится голос и шум)
-Как произносится твёрдо или мягко? На доске:
-Сделайте вывод про звук [й]?
Б)-Поучимся слушать этот звук в словах.
Узнаем несколько тайн про Айболита и Бармалея.
Что Айболит больше любит: кисель или йогурт? Почему?
Какое варенье ест: из малины или айвы?
Какой весенний месяц больше любит?
Бармалей - разбойник или пират?
«Я- злой разбойник Бармалей.
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких
(да, очень маленьких)
…»
Что пообещал Бармалей после того, как оказался в брюхе у крокодила? (стать добрей)
Физкультминутка «Муха» Слайд с героями сказок Чуковского
-что объединяет все предметы на слайде?
А вам нравятся сказки К. Чуковского? Где можно взять и почитать любую из этих сказок? (в библиотеке) Представить книги на выставке.
-А знаете ли вы о том, что существуют правила обращения с книгами?
Попробуем составить их. Постарайтесь, чтобы в каждом правиле было слово со [й]. (например, читай внимательно, не загибай страницы, аккуратно их перелистывай, пользуйся закладкой, вовремя сдавай или меняй книги.) Слайд с правилами. Чтение правил хорошо читающими детьми. Я надеюсь, эти правила вы будете соблюдать и станете в библиотеках желанными гостями.
В. Знакомство с буквой.
Правила уже записаны. А значит новый звук [й’] уже обозначен буквой. Покажите какой? Исследуем кассу букв: сколько букв для обозначения нового звука [й’] ? Как называется эта буква? Почему так? (потому что составлена она была из и, а над ней писали значок, который назывался «кратка», «и с краткой». Потом люди забыли что такое кратка, а про букву стали говорить и краткое.)
Почему их 2?
Работа в тетрадях: печатание узора в тетради из букв Й,й
-Определите закономерность и продолжите дальше. Вначале разбор закономерности.
Дифференцированная работа: Крутиков Влад, Дворцовы Тоня и Саша, Бычкова Лиза, Сергиенков Ярослав: научиться читать также полными словами это же стихотворение, а потом столбики слов ниже на этой же странице.
Ребята: Даша, Илья Д, Илья З., Вакарук Е. работают со мной: чтение слогов. Слайд
Остальные ребята читают столбики слов с новой буквой в «Азбуке».
Игра на внимание: найди лишнюю букву Слайд и в «Азбуке».
4.Частичный звуко-буквенный разбор:
Слайди «Азбука».
-Назовите слова. На какой звук указывает стрелка? Что о нем можете рассказать? Какой буквой обозначим? Впишите букву по стрелке. Какое слово «лишнее?» А предмет?
-Всегда ли звук [й] обозначается буквой й?
Работа в группах: впишите букву по стрелке, какой звук она обозначает? Покажите цветом. (Задание на листочках для слова юла)
После работы в группе ведущие вешают слово на доску.
Вероятнее всего дети будут испытывать затруднение с определением цвета и звука. Поэтому направляю их:
-Назовите первый звук ([й’]-он согл, мягкий), а второй?([у] –он гласный) Показать раскрашивание клетки. Какой буквой обозначили звуки[ й’у]?
Вывод: звук[й] вместе с другим гласным звуком может обозначаться другой буквой.
5. Итог урока: что нового узнали на уроке? Чему учились? Что было трудным? Что было интересным?
-Перевернём полоски (там на каждой одна из букв слова молодцы) Составьте слово.