Submitted by Татьяна Геннадиевна Дудникова on Tue, 15/01/2013 - 16:22
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ
НА ТЕМУ «ТРЕУГОЛЬНИКИ»
В 5-КЛАССЕ
Учителя 1 квалификационной
категории МОУ «Сош. П. Дубки»
ДУДНИКОВОЙ ТАТЬЯНЫ
ГЕННАДИЕВНЫ.
2008 год.
Предмет : МАТЕМАТИКА.Наглядная геометрия.
Тема урока: «ТРЕУГОЛЬНИКИ».
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний и умений.
ЦЕЛИ УРОКА:
1).систематизировать понятие «треугольник», виды треугольников, пропедевтика изучения темы площади многоугольников, равные и равновеликие фигуры;
2).развивать мыслительную деятельность (умения классифицировать и обобщать), развивать творческую деятельность (интуицию, пространственное воображение), конструктивные умения;
3).показать, что понятия не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи, воспитание сознательной дисциплины.
1.ОРГМОМЕНТ (готовность к уроку, учащиеся сообщают об отсутствующих, записывают число, классная работа, учитель предлагает ученикам оценить по 5-бальной системе свое состояние :Н-настроение, З-здоровье, У-успешность.)
Вводное слово учителя:В геометрии важно уметь смотреть и видеть. Замечать различные особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей. Сегодня наш урок мы посветим самой простой геометрической фигуре- треугольнику. Но самой простой, не значит не интересной. Каждый может выбрать для себя не менее одной цели и постараться ее выполнить в течение урока.
Цели урока записаны на доске:
1Научиться определять все виды треугольников, узнать, что такое тетраэдр.
2. Научиться находить углы в треугольнике.
3. Научиться составлять различные фигуры из треугольников.
4. Научиться делить фигуры на треугольники и определять их виды.
5. Узнать о геометрических игрушках, флексагоне.
2.ПРОВЕРКА ДОМ. ЗАДАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. На прошлом уроке мы рассмотрели виды треугольников, свойства или особенности треугольников, изготовили шаблоны разных видов . Из предложенного набора елочных украшений выберете только те, которые относятся к треугольникам.(Выполняет один ученик у доски с импровизированной елкой). Другому ученику предлагается вставить пропущенные слова в определения (см. приложения).
Учитель.Остальным учащимся предлагается устно назвать элементы и обозначения. Виды следующих геометрических фигур. На экране появляются изображения фигур:
Учитель. Найдите неизвестные углы в треугольниках, какое важное свойство углов необходимо помнить? Слайды на экране.
Может ли в треугольнике быть два прямых угла, тупых угла, острых угла? Сделайте вывод. Что вы заметили? Какие особенности?
Последнюю задачу учащиеся оформляют на доске с решением, это развивает навыки письменной математической речи.
Далее все проверяют украшенную елку и правильность полученных определений.
Учительпредлагает вспомнить самую первую задачу, которую решали по геометрии: сложите из 6 спичек 4 треугольника, каждая сторона которого равна длине спички. Желающие показывают решение, изготовив тетраэдр. Сосчитайте количество треугольников и
определите их виды. «4»-тетра, «грань» - эдр. Соединим два слова получим тетраэдр.
3.. СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВОЙ СИТУАЦИИ.
Учитель: Треугольники, соединяясь друг с другом могут, образовывать другие фигуры. Слайды показывают пошаговое построение каждого рисунка.
Например:
Обведите шаблон 6-угольника, соедините одну вершину с другими, соедините вершины через одну. Сколько треугольников вы получили, какого они вида. Можно ли 6-угольник разбить на простые фигуры? А8-угольник? А 10-угольник?
Сделайте вывод, что можно составить из простых фигур?
4. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Учителем предлагаются тестовые задания в двух вариантах на 5 минут.
Для слабых учащихся практическая работа:
1. Из конструктора изготовить различные треугольники, определить их виды. 2.Сосчитать и определить виды треугольников на моделях геометрических фигур. 3.Разделить многоугольник на треугольники.
5.ИТОГ УРОКА.
Учитель. Существует интересная геометрическая игрушка, которая состоит из 10 правильных треугольников и меняется, выворачиваясь наизнанку. Эта игрушка ФЛЕКСАГОН - «гнущийся многоугольник». (Новое слово выписывается на доске, способ изготовления показывается на экране, игрушка демонстрируется учителем).
Учитель предлагаетпослушать сказку «Треугольник и квадрат» и ответить на вопрос: Как мог бы треугольник отомстить брату квадрату?»
Жили два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший квадратный-
Добродушный, приятный.
Младший- треугольный,
Вечно недовольный.
Далее учитель обращается к целям, поставленным в начале урока:Какую цель поставили и выполнили за урок?
6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
Каждый ученик получает оценку за тест , отвечающие ученики за работу в течение урока.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Сосчитать количество треугольников на рисунке №3 (на слайде).
- Составить практическую задачу с треугольниками (из бумаги, конструктора, кроссворд, модель тетраэдра и др.)
8.УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ ОЦЕНИТЬ
СВОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИМСЯ ПО 5-БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
И СРАВНИТЬ С ОЦЕНКАМИ В НАЧАЛЕ УРОКА
Н-настроение, З-здоровье, У-успешность.
Приложения к уроку.
Тест.
Вариант1. Вариант2.
1.Соедините стрелкой название треугольника с рисунком:
- равнобедренный, - равносторонний,
-прямоугольный, - тупоугольный,
-правильный, -равнобедренный.
2.Назовите углы и стороны изображенной фигуры.
3.Найдите угол А треугольника АВС, если:
-угол В равен 45о - угол В равен 70о
-угол С равен 65о - угол С равен 25о.
4.Сосчитайте, сколько треугольников изображено на вашем рисунке?
ИНДТВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ :
Вставьте пропущенные слова
1.Треугольник называют равнобедренным, если у него …….стороны равны.
2.Если в треугольнике три стороны равны, то его называют……..или……….
3.Треугольник называют прямоугольным, если у него ………………………..
4. Треугольник называют тупоугольным, если у него ………………………..
5.Сумма всех углов в треугольнике равна………….
Записи на доске.(Словарная работа обогащает словарный запас)