Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Математические методы решения физических задач с векторами

Размещено: Татьяна Геннадиевна Дудникова - вт, 15/01/2013 - 14:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дудникова Татьяна Геннадиевна, Тильтигина Наталья Алексеевна
Место работы, должность: 
Заместитель директора по УВР, Учитель математики МОУ "СОШ п Дубки Саратовского района Саратовской области". Учитель физики МОУ "СОШ п Дубки Саратовского района Саратовской области".
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Геометрия
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

     Цели:

  • Синтезировать и обобщить полученные теоретические и практические знания на уроках геометрии и физики.
  • Развивать умения  применять знания и умения в знакомой и в новых учебных ситуациях.
  • Развивать логическое мышление, память, самостоятельность. Формировать коммуникативную и эмоциональную культуру. Продолжать показ тесной связи точных наук.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  • Геометрия. 7-9 класс.  Шарыгин ИФ
  • Физика. 9 класс. Громов С.В., Родина Н.А.
Используемое оборудование: 

 

  •  Мультимедийный проектор.
  • Чертежные инструменты.
  • Компьютерный диск “Уроки геометрии Кирилла и Мифодия”.
  • Карточки ( инструктивные карты с дифференцированными заданиями для работы в парах).
Используемые ЦОР: 

 

 
  • Компьютерный диск “Уроки геометрии Кирилла и Мифодия”. 
Краткое описание: 
Интегрированный урок геометрии и физики в 9 классе на тему "Векторы, действия с векторами, равнодействующая сил.

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН КОНСПЕКТ

 

интегрированного урока Математика+ Физика

 

на тему «Математические методы решения физических задач с векторами»  в 9 классе.

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Дудникова Т.Г. –учитель математики

1 кв категории МОУ «СОШ п. Дубки

Саратовского района»,

Тильтигина Н.А.- учитель физики

1 кв категории  МОУ «СОШ п. Дубки

Саратовского района».

 

 

 

 

 

 

 

2012 г

 

 

 

Интегрированный урок: геометрия + физика.

Класс:  9-й класс.

    Тема урока: Математические методы решения физических задач с векторами»

     Цели:

  • Синтезировать и обобщить полученные теоретические и практические знания на уроках геометрии и физики.
  • Развивать умения  применять знания и умения в знакомой и в новых учебных ситуациях.
  • Развивать логическое мышление, память, самостоятельность. Формировать коммуникативную и эмоциональную культуру. Продолжать показ тесной связи точных наук.

Тип урока:  урок комплексного применения знаний и умений.

Оборудование:

  •  Мультимедийный проектор.
  • Чертежные инструменты.
  • Компьютерный диск “Уроки геометрии Кирилла и Мифодия”.
  • Карточки ( инструктивные карты с дифференцированными заданиями для работы в парах).

 Учебники:

  • Геометрия. 7-9 класс.  Шарыгин ИФ
  • Физика. 9 класс. Громов С.В., Родина Н.А.

Ход урока

I. Орг. момент

II.  Целеполагание и мотивация. Приветствие.

 Учитель математики:  Практика рождается из тесного соединения физики и математики. Френсис Бекон.

-На уроках математики, решая задачи, мы с вами составляем математические модели реальных ситуаций. Но в жизни достаточно ситуаций зависящих от природных явлений, т.е. физических величин.

- Значит мы должны научиться составлять физико-математические модели реальных ситуаций, чтобы отвечать на множество возникающих вопросов в жизни.

-Сегодня на примере решения физических задач с векторными величинами мы постараемся убедиться в истинности данного высказывания. Сегодня за урок каждый из вас , надеюсь, получит хорошие отметки  и по математике, и по физике.

- Учитель физики: Напомню, возникнув, понятие «вектор» сразу нашло применение в физике. И неслучайно, вектор в школьной программе изучается в математике и физике. Важность этого понятия никто уже не оспаривает. Я предлагаю нам с вами провести сравнительный анализ понятия «вектор» и действий над векторами при изучении вектора в математике и в физике.

 

2 ученика (на доске или презентация) показывают подходы в изучении понятия «вектор» в математике и физике.

Вывод:

-особенности: в математике вектор можно отложить от любой точки плоскости, в физике силы приложены к одной точке; в математике используют при сложении векторов правило треугольника и правило параллелограмма, в физике чаще пользуются правилом параллелограмма;  в математике длину вектора называют  модулем , в физике –длиной.

 

Сделаем вывод: в каждом учебном предмете вектор рассматривается так, как это удобно для изучаемого вопроса, но суть – одна.

 

Учитель физики: Предлагаю обсудить гипотезу: физическую векторную задачу можно решить, используя математические методы.

  Определим задачу урока: подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Подтвердить или опровергнуть гипотезу нам поможет учитель математики.

III.  Актуализация.

 Учитель физики   -Не входя в воду, нельзя научиться плавать. А мы хотим научиться решать задачи, значит, начинаем их решать.

 Решение  задачи  №1с учителем физики ( знакомая, типовая ситуация)  на движение катера по течению и против течения. Презентация слайды  6,  7.

Дополнение учителя математики. Рассматривается текст задачи из учебника «Алгебра 9 класс» Мордковича  № 48 стр 10.

Решение задачи №2с учителем физики на иллюстрациях о движении самолета с точки зрения сложения векторных сил ( задача в новой ситуации). Презентация слайды  9-12.

Вы составили физическую модель реальной ситуации.

 Решение задачи №3. Слайд  13 . Математическое решение   аналогичной задачи с числовыми данными с учителем математики у доски. Вы составили физико-математическую модель реальной ситуации- полета самолета.

 Решение задачи №4. Слайд 14 с учителем физики и математики на движение катера  перпендикулярно течению реки.

 Вопрос : удалось составить физико-математическую модель движения катера?

 IV.  Физминутка. Слайд 15. Тренинг по профилактике нарушений зрения по методике Базарного.

V. Самостоятельная работа.

 Учитель математики .  А сейчас вам предлагается решить задачи самостоятельно. Учащимся предлагаются 3-х уровневые по сложности задачи.  Работайте в парах по инструктивным картам.

Вариант 1.

Вариант 2

Вертолет летел на север со скоростью 20 м/с. С какой скоростью и под каким углом к меридиану будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10 м/с?

 

Вариант 3.

Задача из сказки «Репка».    Почему дед не смог вытянуть репку, а мышь смогла? Разве она самая сильная?

 На решение вам дается 4-5 мин. Затем сдаете карты и проверяем решения по слайдам.

VI. Контроль знаний и умений по образцу на слайде.

 

VII.  Итог урока.

 Учитель математики.   Вернемся к нашей гипотезе. Доказали или опровергли ее? Значит справедливы слова эпиграфа : Практика рождается из тесного соединения физики и математики. Возможно решать физические задачи математическими методами и составлять физико-математические модели реальных ситуаций.  Сегодня вы решали и простые задачи, знакомыми методами, и сложные задачи, в которых при решении приходилось использовать давно известные формулы и теоремы в новых условиях. Физико-математические модели каких реальных ситуаций мы с вами на уроке построили

 

VIII. Рефлексия.

 Учитель математики.  Итак, этот урок является своеобразным «мостиком» между уроками математики и физики. Что же вы взяли для себя с этого урока? Чему научились и какие трудности испытывали при решении задач? Предлагаю  вам   продолжить  высказывание : Я знаю как…

      -построить схему, рисунок, чертеж по условию задачи.

      -выполнить дополнительные построения ( достроить до треугольника, прямоугольника, параллелограмма и т.д).

     -применить математические знания (формулы, теоремы, определения).

     - без ошибок выполнить вычисления ( свойства действий над числами, таблица умножения и тд)

  На уроке  вы  работали в парах, индивидуально, коллективно. Какая из этих форм работы больше по душе вам?

 

IX.  Дифференцированное  креативное домашнее задание.

- Учитель физики.   Слайд  ( задача из басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Составить физическую модель ситуации. Возможно ли, что «воз и ныне там»?

- Учитель математики.  Составить кроссворд  по теме  «Векторы»  или задачу.  Рассмотреть , в каких еще литературных произведениях описываются  реальные ситуации, которые можно описать физическими векторными законами.

X.  Оценки за урок.   Индивидуальные + за  самостоятельную  работу в парах.

Прикрепленный файл Размер
пРЕЗЕНТАЦИЯ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ УРОКУ В 9 КЛАССЕ.ppt 1.03 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн