Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта
Выберите действие:
Submitted by Светлана Дмитриевна Голубятникова on Fri, 11/01/2013 - 13:11
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Поэтому, содержание Программы, относительно Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования, должно включать образовательную область -познавательно-речевое развитие.
В семьях, за пределами дошкольных организаций, процессы развития и воспитания происходят по разному: дети очень много времени проводят около телевизора, компьютера. Так же, свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители относятся с пренебрежением к детским вопросам, художественной и энциклопедической литературе. Очень редко обсуждаются просмотренные, прослушанные сказки, не обсуждается погода за окном. И поэтому, формирование познавательно-речевой деятельности, в основном, ложится на плечи воспитателей.
Известны случаи, когда бедны активный и пассивный словарные запасы. Все это может привести к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. малыш не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует. Достижения ребёнка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приёмы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2.Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3.Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4.Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5.Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6.Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность, невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребёнок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно чётко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
Литература:
• М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
• А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»
• А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»
• С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»
• Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»
• Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Комментарий был изменен с момента создания (Svetlana Golubyatnikova, вс, 09/03/2014 - 16:18).
—
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
Смотря в каком качестве это "непроизнесение"... все утверждения относительно визуального обследования конкретного случая, т.к. ''Общее недоразвитие речи'' (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте[1].
Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в России Левина, Роза Евгеньевна и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.)[2]. Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах. У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности: — позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам; — речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; — экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли; — речь детей с ОНР малопонятна (I,II уровня развития речи по Р.Е.Левиной).
—
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реали
Уважаемые коллеги, внимательнее просматривайте тематику блога и задавайте вопросы относительно обсуждений :))
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реали
http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/osobennosti-razv...
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реали
http://ppt4web.ru/pedagogika/o-rabote-vospitatelja-v-gruppe-dlja-detejj-... http://www.pedlib.ru/Books/1/0146/1_0146-117.shtml http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-gorodskom-seminare-osobenos...
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реали
Посмотрите, пожалуйста, прикреплённый файл.
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
Методическая консультация для воспитателей
В семьях, за пределами дошкольных организаций, процессы развития и воспитания происходят по разному: дети очень много времени проводят около телевизора, компьютера. Так же, свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители относятся с пренебрежением к детским вопросам, художественной и энциклопедической литературе. Очень редко обсуждаются просмотренные, прослушанные сказки, не обсуждается погода за окном. И поэтому, формирование познавательно-речевой деятельности, в основном, ложится на плечи воспитателей.
Известны случаи, когда бедны активный и пассивный словарные запасы. Все это может привести к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. малыш не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует. Достижения ребёнка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приёмы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2.Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3.Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4.Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5.Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6.Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность, невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребёнок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно чётко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
Литература:
• М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
• А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»
• А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»
• С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»
• Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»
• Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Методическая консультация для воспитателей
Вопрос не по теме блога ))) Сформулируйте, пожалуйста другой.
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Методическая консультация для воспитателей
Тематика консультативного материала обширна. Могу предложить примерные консультации для родителей. Посмотрите в прикреплённых файлах.
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Методическая консультация для воспитателей
...об особенностях речевого развития детей младшей группы дошкольного возраста...
http://www.pedlib.ru/Books/6/0473/6_0473-116.shtml
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Методическая консультация для воспитателей
Вопрос отклонен от темы блога )
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Методическая консультация для воспитателей
http://festival.1september.ru/articles/575289/
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Методическая консультация для воспитателей
Смотря в каком качестве это "непроизнесение"... все утверждения относительно визуального обследования конкретного случая, т.к. ''Общее недоразвитие речи'' (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте[1].
Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в России Левина, Роза Евгеньевна и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.)[2]. Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах. У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
— позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
— речь детей с ОНР малопонятна (I,II уровня развития речи по Р.Е.Левиной).
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП
На: Методическая консультация для воспитателей
http://www.autismnet.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=436
С уважением, Светлана Дмитриевна Голубятникова, старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, АИПКП