Консультация
"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя с родителями"
Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников. В современной дошкольном учреждении наиболее распространенными остаются коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, психолого-педагогических лекториев, дни открытых дверей, организации Школы молодого родителя). Педагогами используются также групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы, проведение совместных с родителями и детьми трудовых десантов, спортивных соревнований. Использование средств мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Специалисты раскрывают несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В качестве таких путей выделяют:
- применение программы Power Point
- применение программы Move Maker
- организация on-line взаимодействия
Охарактеризуем возможности предоставляемые каждым из этих путей. Во время проведения родительских собраний большую помощь могут оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса. Так, например, при проведении гостиной "Мама, папа, я – читающая семья" возможно использование фильма о литературных предпочтениях всех членов семьи, созданного в программе Move Maker.
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:
- телемост
- телекоммуникоционный проект
- дистанционные конференции
- семинар для родителей – на дистанционном уровне по средством электронной почты.
- просвещение родителей через интернет
- создание информационно-методического журнала on-line
- создание сайта детского сада
Рассмотрим каждый из них.
Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных групп.
Телекоммуникационный проект– это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.
Работа над проектом делится на несколько этапов:
- этап получения и обсуждения задания;
- этап поиска решений или необходимой информации;
- этап подготовки информации на компьютере.
Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.
Дистанционные телеконференциимогут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки. Охарактеризуем их.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.
Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определённое время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников. Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов.
Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.
В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно так же участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у координатора контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание участниками итогового образовательного продукта на конференции.
Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почтыв режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей воспитанников, так как большинство российских дошкольных учреждений не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др., позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. В зависимости от выбранного варианта работы списка рассылки строится и обучающая структура электронной конференции. У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями. В чат-конференции из-за ограниченного времени трудно избежать малосодержательных реплик. Кроме того, по электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить пока невозможно.
Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Ноу-хау ДОУ может стать создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Как правило, на сайтах ДОУ и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Пирогова Елена Сергеевна
|