1) образовательная (закрепление материала по Конвенции прав ребенка, самостоятельное исследование по нарушениям прав ребенка, знание не только своих прав, но и обязанностей);
2) развивающая (умение оперировать небольшими правовыми знаниями, умение анализировать права, объяснять их смысл, самостоятельно работать над данной литературой);
3) воспитательная ( положить начало к формированию правовых знаний учащихся: знание своих элементарных прав и обязанностей , которые помогут в дальнейшей жизни; воспитывать интерес самих детей к соим правам).
Материалы:
Конвенция о правах ребенка - Йошкар- Ола, 2000.
А.Ф. Никитин. Право и политика- М.: Просвещение, 1999.
Школьникам о праве-М., 1997г.
Ход мероприятия:
Сегодня я с вами проведу классный час по теме: .Право быть ребенком, для того, чтобы вы умели пользоваться своими правами в жизни и не забывали про свои обязанности.
Мы с вами отправимся в путешествие в страну «Законию».
Этой страны нет на карте, но она в душе каждого из нас, кто старается соблюдать законы.
Представьте себе страну, где живут гостеприимные, доброжелательные люди. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях, порядках. Но так было далеко не всегда.
Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя.
Они жили по разным законам. В государстве » Можно» все было разрешено, что пожелаешь, а в государстве «Нельзя» жители этой страны жили совсем иначе. Там нельзя было грубить друг другу, обзываться, грабить и т.д.
Государства эти постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Это сражение выиграло войско государства «Можно».
Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там порядки.
Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства «Нельзя»
Стали люди пить, курить,
За собою не следить,
И такое говорить,
Что ни в сказке не сказать, ни пером не описать.
Стали люди обзываться,
Стали люди издеваться,
И друг друга обижать.
Жители государства «Можно» сами очень испугались и обратились за помощью государству «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство
Законию.
В этом государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Вопрос:
Как Вы думаете, почему страна стала процветающей? Счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности?
Ответы детей….
Вывод: Жители страны стали жить по законам!
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит они чувствуют себя в безопасности.
Но когда свобода одних людей нарушает интересы и права других, в обществе утверждается беззаконие, беспорядок, несправедливость.
Что же такое ЗАКОН?
( Учитель прикрепляет к доске табличку со словом «Закон» и пояснение к нему).
Закон – это нормативно-правовой акт, содержащий общие обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.
А что мы можем рассказать жителям государства Законии о наших законах?
Самый главный Закон нашей страны – Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 году.
Слово «Конституция» произошло от латинского слова «сонститутио»- установление.
В конституции записано самое главное : как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн и т.д.
Все другие законы написаны в соответствии с Конституцией. (Таблица).
Когда ты счастлив, когда тебе хорошо, ты не задумываешься о своих правах и обязанностях.
Вопрос: Как Вы думаете, что такое права человека (ребенка) ?
Ответ: Это права , присущие человеку, без которых он не может существовать., как человеческое существо.
Права человека начинаются с прав ребенка.
Документ, который закрепил ваши права называется - Конвенция о правах ребенка.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться государствами, подписавшими его. ( Конвенция была принята 20 ноября 1989 году)
В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.
Вопрос: Почему же был принят такой документ, защищающий права детей?
Очевидно, потому что дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите, поэтому наше государство приняло на себя обязательство выполнять Конвенцию о правах ребенка.
В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права (ст.2),
Поэтому мы с вами должны знать и изучать права ребенка, то есть ваши права.
Давайте, рассмотрим основные права ребенка на нашей «Поляне прав».
Основные права ребенка:
- право на жизнь;
- право на имя;
- право на гражданство;
- право на защиту жизни, чести, достоинства;
- право свободно выражать свое мнение;
- право на образование;
- право на охрану здоровья;
- право на свободу мысли, совести, религии;
- право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия;
- право на защиту своей индивидуальности.
( Работа с Конвенцией по правам ребенка).
Вы прекрасно знаете свои права, но ведь помимо прав вы имеете обязанности.
Вопрос: Как Вы думаете, что такое обязанность?
Это ответственность, которую необходимо выполнять.
Вопрос: Какие Вы знаете обязанности?
Ответы детей….
Правильно, обязанностей много: и в школе, и дома, и все они разные, их надо всегда выполнять.
В основе всех обязанностей лежит один принцип – отделять хорошее от плохого. Что можно делать, а что нельзя?
Помните, известные строки из стихотворения: «Крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?
Сейчас я вам буду зачитывать ситуации, а вы должны их оценить с точки зрения этого принципа.
Если вы считаете «хорошо», то хлопаете в ладоши, если плохо, то топаем негромко ногами.
Ситуации:
1. Не соблюдать школьную дисциплину;
2. Бегать на переменах сломя голову;
3. Уступать пожилому человеку место в троллейбусе;
4. Шуметь утром, чтобы все слышали;
5. Написать на парте, что ты болеешь;
6. Уважительно относится ко всем учителям школы;
7. Соблюдать чистоту и порядок в школе и дома.
8. Всегда прийти к другу на помощь;
9. Помочь пожилому человеку и потребовать за это вознаграждение;
10. Переходить дорогу на красный цвет.
А теперь, давайте с вами попробуем ответить устно на вопросы теста.
Ваша задача найти правильный ответ под буквами: а), б), в), г).
1. Права человека не всегда соблюдаются. Но есть люди, которые борются за их соблюдение. Как называется такой человек?
а) боевик;
б) демонстрант;
в) правозащитник;
г) террорист.
2. Кто должен защищать права ребенка, если его права нарушены?
а) сам ребенок;
б) родители;
в) президент.
3. Как называется документ, который закрепляет права ребенка?
а) государство;
б) договор;
в) конвенция.
4. Сколько статей в Конвенции?
а) 24;
б) 31;
в) 44;
г) 54.
5. Какой день объявлен международным днем защиты ребенка?
а) 9 Мая;
б) 8 Марта;
в) 1 сентября;
г) 1 июня.
6. Кто является согласно Конвенции ребенком?
а) бабушка;
б) дедушка;
в) родители;
г) Человеческое существо от рождения до 18 лет.
Вывод: Ребята, наше путешествие в страну «Законию» подошло к концу, но мы в ней остались и будем жить по правилам и законам, а также процветать как жители страны Законии.
Ребята, а как вы думаете, на что похожа наша «Поляна прав»? (На солнце)
Давайте с вами вспомним знаменитую песню: «Пусть всегда будет солнце…»