"И это всё о нём..." (Сюжетно-ролевой урок литературы в 10-ом классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
« И это всё о нём…» ( по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
(Сюжетно-ролевой урок литературы в 10 классе).
Цель: 1) обобщить знания учащихся о Базарове;
2) совершенствовать навыки анализа произведения
3) воспитывать такие качества, как целеустремлённость, силу воли, трудолюбие.
Оформление урока:
- на доске – портреты героев романа, выполненные учащимися; портрет И.С.Тургенева; репродукция картины В.Перова «Старики-родители на могиле сына».
- столы расставлены полукругом, а на них – таблички с фамилиями героев романа.
Подготовка к уроку:
- заранее распределить роли; исполнителям ролей дать задание собрать мнения о Базарове от имени своего героя;
- предложить желающим нарисовать портреты героев.
Ход урока.
В начале урока звучит аудиозапись финала романа.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...
Учитель.Мы прочитали роман. Он кончается смертью главного героя, неожиданной и мужественной. Герой – человек незаурядный. Какие воспоминания оставил он о себе? Попробуем пройти дорогой Базарова, вспомним его от имени тех людей, с которыми он жил, встречался, спорил. Первое слово – Аркадию Кирсанову.
Выступления учащихся:
1. А.Кирсанов
А) Когда познакомился с Базаровым?
Б) Занятия в университете, авторитет среди молодёжи.
В) Поведение в Марьино в гостях у стариков Кирсановых, отношение к ним.
Г) Разговор под стогом сена.
Д) Последняя встреча.
2. Н.П.Кирсанов
А) Первое знакомство, впечатление от его внешности, манер.
Б) Занятия в Марьино.
В) «Но отвергать поэзию…» ( отношение Базарова к искусству, природе).
Г) Отношение к Базарову.
3. П.П.Кирсанов
А) Первая встреча (неприязнь к Базарову, возмущение над его происхождением, манерами, самоуверенностью. «Я предчувствовал, у нас ещё будет схватка с этим лекарем, я ждал её».
Б) Спор с Базаровым (можно зачитать или включить запись).
В) Дуэль с Базаровым, обернувшаяся комедией.
Г) Мнение о герое.
4. Фенечка.
А) «Он и доктор отличный, и человек простой…»
5. А.С.Одинцова
А) Встреча на балу.
Б) Разговор в гостиной.
В) «…Я много думала о нём…странный человек этот лекарь…он поразил моё воображение».
Г) Последний визит.
Д) Перед смертью (монолог Базарова в записи).
6. Родители Базарова.
А) Любовь к сыну, воспоминания о нём.
Б) Три дня дома. Обида, что быстро уехал.
В) Второй приезд сына, изменения в нём.
Г) Болезнь и смерть сына.
Учитель.Споры вокруг романа. Буря читательских откликов. Равнодушных не было.
7. Критики: М.Антонович, Д.Писарев, Н. Страхов(отношение к герою).
С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.
“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение.
В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”.
В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман — замечательное Достижение Тургенева-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.
Учитель.Такая оценка его героя озадачила и самого автора.В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье “По поводу “Отцов и детей” он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности: “...Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.
Как комментировал он сам поступки и характер своего героя?
8. Автор И.С.Тургенев
А) Замысел автора, прототипы.
Б) Заступничество за героя.
В) «Он явился слишком рано и, не найдя применения своим недюжинным силам , был вынужден погибнуть».
Учитель. Кто прав из критиков?
9. Современники.( в процессе выступления они могут задавать вопросы героям).
А) Современное звучание романа (нигилизм, отношение к природе, к любви, взаимоотношения между отцами и детьми).
Б) Чему можно поучиться у Базарова?
Учитель. Время Базаровых ещё не прошло. Герой стоит в преддверии будущего. Он горько сожалеет перед смертью: «Я нужен России? Нет, верно не нужен».
Заключительное слово учителя.
Книга перешагнула рубеж двадцать первого столетия. Интерес к ней вспыхивает всякий раз, когда новое поколение предъявляет счёт предыдущему, утверждает иное отношение к миру. Люди, подобные Базарову, первыми начинают осознавать рутинность общественных норм, но ещё не видят действенных путей к изменению общества. Они остро понимают и чувствуют, что по-старому жить нельзя. Они – нигилисты, а в тургеневском понимании- революционеры. За ними идут другие, готовые строить новое. Дело Базаровых не пропадает даром. Поэтому противоречивый, но цельный характер Базарова и по сей день волнует читателей. «Отцы и дети» остаются книгой вечной.
Примерное выступление ученика.
П.П.Кирсанов о Базарове.
Впервые я встретился с Базаровым по приезду его с моим племянником Аркадием к нам в дом. С первых же минут знакомства с Базаровым я заподозрил в нём человека, неблагоприятно влияющего на Аркадия, несколько даже развязного. Не понравилась мне и некоторая неопрятность его внешности. Впоследствии оказалось, что мои подозрения не только оправдались, а дело обстояло гораздо хуже. Всё это выяснилось в наших спорах с Евгением Базаровым.
Вот о чём мы говорили (зачитать отрывок текста). Этот человек оказался глубоко неприятен мне. Он полностью отвергал все жизненные принципы, отвергал всё, на чём, по моему убеждению, держалась цивилизованная жизнь. Но мало того, что он сам отрицал принципы, авторитеты, поэзию, любовь… Гораздо губительно то, что всё это поддерживала молодёжь! И Аркадий подвергся его влиянию. Этот человек (Базаров) не столько плох, сколько опасен. Однажды, услышав разговор Базарова с Фенечкой в беседке, я понял, что ей грозит бесчестие, и не только ей, но и всей нашей семье. Я решил вызвать Базарова на дуэль. Он отнесся к нашему поединку крайне легкомысленно:
-…А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычен до смешного. Вы посмотрите только на лицо нашего секунданта.
Я же был настроен вполне серьёзно:
- Вам всё желательно шутить. Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьёзно.
Одноко это легкомыслие не помешало Базарову победить на дуэли. Этим он унизил моё достоинство, задел самолюбие, но я, как благородный человек, не стал держать на него зла и продолжать мстить, ведь он победил в в честном поединке. К тому же, Базаров уехал из нашего дома, а с ним прошла и опасность позора нашей семьи.
Я считаю, что Базаров никчёмный, грубый и опасный человек. Он отвергает все «принсипы», на которых держится цивилизованный мир, а это может сделать только безнравственный человек. Я не отвергаю того, что Базаров умный, образованный и волевой человек, но это только укрепляет его позиции: никто не в состоянии переубедить его. Он убеждает многих молодых людей в пользе нигилизма, и тем самым приносит большой вред обществу. Базаров глубоко противен мне.