Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пересечение и объединение множеств

Submitted by Татьяна Владимировна Викульцева on Wed, 09/01/2013 - 23:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Викульцева Татьяна Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ Гимназия №1, учитель информатики

Регион: 
Московская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Авторская разработка урока по информатике</p>

Конспект урока
 

 

Предмет: информатика, комбинированный урок.

Тема: Пересечение и объединение множеств (слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств). 

Продолжительность: 1 урок – 45 минут.

Класс: 3 класс.

Технологии: компьютер, мультимедийный проектор.

Конспект урока:

Цели и задачи урока:

  • Повторить и закрепить понятия «Множество», «Элементы множества», «Отношения между множествами»;
  • Сформировать начальное представление об объединении двух множеств;
  • Научить находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением и объединением двух множеств;
  • Научить определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух множеств;
  • Научить определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечение);
  • Развитие логического и визуального мышления;
  • Воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.
  • Продолжить формирование навыков работы на компьютере.

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютеры,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • презентация,
  • интерактивные задания для выполнения на компьютере.

Методологическая база:

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2-х частях, часть 2. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2009. (Образовательная система “Школа 2100”).

Ход и содержание урока

  1. Организационный момент(1–2 мин).
  2. Проверка домашнего задания(5 мин).
  3. Повторение пройденногоматериала (5 мин.)

Слайд 1 Презентации(Приложение 1).

Давайте вспомним, что мы знаем о множествах:

  • Что такое множество? (множество – это группа объектов, объединенных по какому-либо общему признаку)
  • Как называют объекты внутри множества? (Элементами множества).
    Слайд 2 Презентации.
  • Количество элементов множеств может быть разным. Слайд 3 Презентации.
    Сколько элементов внутри множеств: «Носов у человека» (один), «Ушей у человека» (два), «Глаз у человека» (два), «Пальцев на руке человека» (пять), «Хвостов у человека» (ноль)
  • Слайд 4 Презентации.А сколько элементов внутри множества «Звёзд на небе» (бесконечное множество). Вывод: количество элементов множеств может быть от ноля до бесконечности.
  • Множества не существуют сами по себе. Они могут находиться в определенных отношениях друг с другом. Так, например:
    • одно множество может находиться внутри другого, образовывая маленькую подгруппу, как мы назовем такое множество (подмножество).
       Слайд 5 Презентации. При этом нужно помнить, что ВСЕ элементы подмножества являются элементами множества, но не наоборот (ВСЕ хвойные деревья являются деревьями, но не ВСЕ деревья являются хвойными);
    • множества могут не иметь общих элементов, про такие множества мы говорим, что… (они не пересекаются). Слайд 6 Презентации. При этом нужно помнить, что НИКАКИЕ элементы одного множества не являются элементами другого множества, и НИКАКИЕ элементы второго множества не являются элементами первого множества (НИКАКИЕ рыбы не являются птицами, и НИКАКИЕ птицы не являются рыбами)
    • и еще одно отношение между множествами, с которым мы познакомились – это отношение при котором два множества имеют общие элементы, принадлежащие одновременно двум множествам, про такие множества мы говорим, что они … (пересекаются). Слайд 7 Презентации. При этом нужно помнить, что только НЕКОТОРЫЕ элементы одного множества являются одновременно элементами другого множества и наоборот. (НЕКОТОРЫЕ пятнистые животные являются хищными, НЕКОТОРЫЕ хищные животные являются животными с пятнистой окраской)
    • отношения между множествами могут быть более сложными:

подмножества словно матрешки могут быть вложены друг в друга.
Слайд 8 Презентации;

   вложенные множества могут либо не пересекаться, либо пересекаться  друг
  другом. Слайды 9, 10 Презентации.

Давайте попробуем определить тип отношения между множествами.
Слайд 11 Презентации.

Что можно сказать, про отношения двух множеств, которое изображает первая схема? (множества пересекаются), вторая? (множества не пересекаются), третья? (одно множество является подмножеством для другого). Перед вами пары множеств, наша задача найти соответствие между ними и схемами, изображающими их отношение.

Первая пара множеств: множество людей и множество врачей. Давайте подумаем, соответствует ли отношение между этими множествами первой схеме. Если множества пересекаются, то НЕКОТОРЫЕ элементы одного множества являются одновременно элементами другого множества и наоборот. Поверим, НЕКОТОРЫЕ люди являются врачами, это так, НЕКОТОРЫЕ врачи являются людьми, а это уже не подходит.

Проверим вторую схему. НИКАКИЕ люди не являются врачами, НИКАКИЕ врачи не являются людьми. Не подходит и эта схема.

И проверка для третьей схемы. ВСЕ врачи являются людьми, но ВСЕ люди являются врачами, это так. Соединим первую пару множеств с последней схемой.

Вторая пара множеств: множество людей и множество инопланетян. К этой паре подходит вторая схема, потому что НИКАКИЕ люди не являются инопланетянами, НИКАКИЕ инопланетяне не являются людьми, у этих двух множеств нет общих элементов, они не пересекаются. Соединим вторую пару множеств со второй схемой.

У нас осталась одна пара множеств и одна схема. Но прежде, чем соединить их, давайте все-таки проверим, пересекаются ли эти множества. НЕКОТОРЫЕ женщины являются врачами, НЕКОТОРЫЕ врачи – женщины, это так. Соединим их линией.

  1. Задание для самостоятельного выполнения. (3 мин.)

Теперь я прошу вас выполнить самостоятельно похожее задание в ваших рабочих тетрадях. Это задание №17 на стр.10.

  1. Объяснение нового материала. (10 мин)

Сегодня мы будем учиться находить на схеме множеств области, соответствующие множествам со сложными названиями, в которых есть слова «И», «ИЛИ», «НЕ».
Слайд 12 Презентации.

Давайте найдем на схеме область, где находятся птицы домашние И водоплавающие – это область пересечения двух множеств. Итак, если в названии множества есть слово «И», то каждый элемент такого множества должен находиться одновременно в двух множествах.

Теперь отыщем на схеме область, где находятся элементы множества «НЕ домашних птиц». Для начала нужно найти множество без слова «НЕ». Как оно обозначено на схеме? (красным кружочком). Значит, все элементы внутри этого кружочка будут являться домашними птицами, а все, что за пределами этого кружочка – «НЕ домашними птицами». Закрасим на схеме всю область вокруг красного круга. Аналогично найдем область «НЕ водоплавающих птиц».

И наконец, давайте выясним, где находятся элементы множества «Домашних ИЛИ водоплавающих птиц». В информатике, когда мы говорим о множествах, слово «ИЛИ» может означать «хотя бы одно», а не «одно из двух». Так, например, «Домашними ИЛИ водоплавающими птицами» могут быть только домашние птицы, только водоплавающие птицы и птицы одновременно домашние и водоплавающие. Какую же область мы закрасим на схеме? (оба множества). Мы объединили два множества в одно.

Теперь посмотрим еще раз соответствие множеств со сложными названиями, содержащими слова «НЕ», «И», «ИЛИ» и закрашенными областями на схеме, которые им соответствуют. Слайд 13 Презентации.

 

  1. Закрепление нового материала. (8 мин)

Выполнение у доски задания №13 на стр. 8 учебника.

  1. Индивидуальная практическая работа за компьютером– выполнение интерактивных заданий по новой теме Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева. (Приложение 2) (10 мин.)

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92862/?&subject=19

  1. Домашнее задание  №14 стр.19 (1 мин.)
  2. Подведение итогов урока  (1 мин.)

 

Прикрепленный файл Size
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ и ОБЪЕДИНЕНИЕ множеств.rar 8.41 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн