Звучит музыка, ребята и все присутствующие приглашаются в круг.
-Сегодня я предлагаю вам поздороваться несколько необычно:
Игра:
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Психологический настрой
- Сегодняшний классный час мы хотим посвятим дружбе.
-С чего же начинается дружба?
Хором: -Дружба начинается с улыбки.
Правильно и я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….
-А теперь, я предлагаю вам, подарить друг другу свои улыбки.
Игра «Встреча взглядами»
Опустите глаза. Сейчас, когда вы поднимите глаза, постарайтесь встретиться взглядом с одним человеком, улыбнитесь ему. Пройдите с ним за парту и туда, где вашей паре будет удобно.
Стадник ,Оляницкий.
( мальчики пытаются сесть на один стул, при этом толкая друг друга)
1 –й –Подвинься!
2- й – Нет,ты подвинься!
1-й - я не хочу !
2-й – и я не хочу!
й – Иван вредный, голос вредный!!
й – Сам с кувшин, голова с аршин!!
- Ребята ,не ссорьтесь, а ответьте мне на вопрос, кого можно назвать друзьями?
1-й – ну во –первых нас!
(Обсуждение ситуации, в которой были мальчики «Разве настоящие друзья так себя ведут?»)
-Ребята, кто из вас может уверенно сказать: «У меня есть настоящий друг» (ответы детей)
- А теперь подумайте, кого мы называем другом? (ответы детей)
Друг – это тот человек, который тревожиться, волнуется, переживает, радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.
Чтение и обсуждение стихотвтрения «Друзья» Елены Стеквашовой
Рудик Серёжа
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
- О настоящих друзьях идёт речь?
– Какого друга можно назвать настоящим?
_-Только ли человек может быть другом? А кто ещё?
Савин Сергей
Что такое дружба ? каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять задания,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год..
Если друг твой что-то ,к сожаленью
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
-Какое тёплое слово – « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь
своего друга, с которым тебе интересно играть,читать новую книгу или секрет-
ничать о чём-то своём. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь
весёлых героев мультфильмов. Друг – это любимая книга, кото-
рую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно по-
может тебе в трудную минуту,друг – это школьный учитель,который поможет
тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с
оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
---- РОМАШКА ДРУЖБЫ. Интересно, ребята, а как вы считаете. Какими нравственными качествами должен обладать друг ? Давайте попробуем это определить.
( на столе у учителя лепестки, на которых напечатаны нравственные качества, дети по одному берут, зачитывают вслух –лепестки с положительными качествами вывешиваются на доску в форме Ромашки)
Доброжелательность
Грубость
Лживость
Терпеливость
Уступчивость
Отзывчивость
Равнодушие
Заботливость
Вредность
Скупость
Честность
Щедрость
Драчливость
Жадность
Бескорыстность
Нетерпимость
Зависть
Тактичность
Ответственность
Льстивость
Подлость
Эгоизм
Хвастовство
Вежливость
- Вот такая у нас получилась Ромашка Дружбы.
В противоположных сторонах класса вывешены два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна».
Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
- Обсуждение выбора детей. Работа над понятием «зачем дружба нужна в классе?». Моделирование ситуации.
-как поступите в ситуации (на карточках записаны ситуации, дети выбирают карточки и рассказывают, как будут действовать)
-если мой друг добился в чём то успеха , то я…
Если я обидел своего друга.то я…
-если я думаю, что мой друг предал меня,то я..
- если друг ошибается и может совершить опасный поступок , я…
- если мой друг предлагает мне похулиганить, то я…
- если моего друга ругают за меня, то я ..
- если моего друга не справедливо ругают, то я…
- если мой друг называет меня грубо, то я.
- если я вижу , что моему другу не нравится, как яс ним поступаю, то я..
- если у меня есть интересный фильм, то я…
- если у меня есть конфета , то…
- если мой друг не может сделать домашнее задание, то я…
-если мой друг не умеет играть в игру ,тоя…
- я надеюсь наша Ромашка Дружбы у нас никогда не завянет.
- Где проявляются все эти качества? ( в поступках)
Мимическая пауза
– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?
– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Мозговой штурм
Я предлагаю вам, ребята, тянуть вопросы и быстро на него отвечать.
- Может ли другом быть кошка, собака?
-Могут ли дружить девочка с мальчиком?
-Нравятся ли родителям твои друзья?
-Какого друга ты хотел бы иметь?
-Что ты любишь больше: получать или дарить подарки?
-Можешь ли ты доверить тайну девочке( мальчику)?
-Защитишь ли ты друга, если о нем плохо говорят в твоем присутствии?
-Если друг подвел, можно ли дать ему еще шанс?
-Чем можно испортить дружбу? (словом, поступком)
Викторина «Кто с кем дружит?»
- И взрослые и дети все любят сказки. В сказочной стране живёт много сказочных героев, которые дружат между собой.
Я буду называть сказочного персонажа , а вы, ребята хором называйте его друга . Итак начинаем… (на слайд вывести картинки)
-Белоснежка и …(Семь гномов)
-Буратино и …..(Пьеро, Мальвина)
- крокодил Гена и …..(Чебурашка)
- Винни-Пух и ….(Пяточёк)
- Бурундуки Чип и …(Дейл)
- Золушка и …(Принц)
ИГРА на внимание
Учитель: Давайте немножко отдохнём и поиграем.
-Спасибо! Молодцы!
Литературная пауза.Дети прочтут стихи.
1. Мы весёлые стихи
Прочитаем вам сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из нас.
2. Дружба крепкая у нас.
Дружим все мы – вот так раз.
Потому на переменах
Сотрясается весь класс.
3. Артём с Вовой подружились,
Вместе в школу, вместе в класс.
Даже дневничок свой школьный
Оставляют дома в раз
4. Ну а Коля наш с Ванюшей
Тоже верные друзья.
Вместе двойки получают,
Хоть и знают, что нельзя.
5. Андрей, Ваня и Сергей
Любят обзываться.
И дружить с углом умеют,
Как не догадаться!
6. Класс наш дружный, не унылый,
От Яковченко Вовы до Гайворонской Ангелины,
Весь наш класс, заверю я,
Очень дружная семья!
7. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы дружба загорелась,
Надо песней помогать!
ПЕСНЯ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!»
ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ
-Народная мудрость гласит: «Друг познается в беде, лучший друг в радости».
Мне хочется рассказать вам притчу. Послушайте и скажите, о какой посло- вице вы вспомнили, слушая рассказ.
« Давным –давно жил в горах богатый человек.Имел он огромную отару овец и столько
же друзей .
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и
угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на
выпас, ни одной овцы там не оказалось.Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал.Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге.Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
-О какой пословице речь в этой притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Народом создано много пословиц о дружбе. Сейчас я буду читать начало пословицы, а вы хором продолжайте.
Нет друга – ищи, а нашел –… береги.
Крепкую дружбу и топором не ….разрубишь.
Друзья познаются в….. беде.
Человек без друзей, что дерево….. без корней.
Легко друзей найти, да трудно…. сохранить.
Игра «Плохо одному»
- У вас на столах лежат фигурки. Посмотрите внимательно на них внимательно и найдите точно такую у другого учащегося в классе .В итоге игры один ученик остался в одиночестве.
-Как ты себя чувствуешь? (ребенок жалуется на одиночество, скуку)
-Почему же случается так, что дружба распадается?
-Прекрасно, когда у человека есть настоящий друг. Но иногда случается так,что
вчерашние друзья сегодня даже не смотрят друг на друга. А у некоторых совсем
нет друзей. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.
Правила дружбы
- – Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много Правил дружбы. Вот некоторые из них (на слайде):
•Помогай другу: если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с друзьями:если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
• Останови друга,если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
• Не ссорься с друзьями:старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
• Умей принять помощь, советы и замечания других ребят
- Если вы будете выполнять эти правила,то сможете стать настоящим другом.
Раздать законы дружбы детям.
Учитель:Мы сегодня говорили о дружбе. А кто мне скажет, с кем можно дружить ?
- С родителями можно дружить? С Бабушкой, дедушкой? Учителем?
-А с животными ? С природой ?( в чём выражается дружба с природой,животными?
-Ребята, ещё можно дружить с книгой. Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Обращает внимание на подготовленную заранее выставку книг с рекомендацией прочитать их:
Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
А. Гайдар «Тимур и его команда»;
В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».
- Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в нашем классе проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопают все учащиеся. На слово «жёлтый» - хлопают гости . И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:
«Красный» - хлопают дети.
«Жёлтый» - хлопают гости.
«Зелёный» - хлопают все вместе.
учитель: Наш классный час подошёл к концу.Давайте встанеми скажем друг другу слова известного героя,добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:»Ребята,давайте жить дружно!»
Спасибо всем, кто разделил его вместе с нами! До новых встреч, друзья!