Тема: Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Цель:
Рассказать учащимся, что в течении учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.
Задачи:
1. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей.
2. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
1. Художественные материалы.
2. Таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.
План урока
1. Беседа о древних орнаментах с использованием игровой ситуации (открыть тайну рисунков на «старинной» вазе)
2. Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении.
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и обсуждение работ.
Ход урока
Организационный момент.
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Ребята! В течении этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)– это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежды, игрушки и т.д. )
Давайте назовем такие предметы в нашем быту.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цветы и форма часто имеют символическое значение.
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, свое понимание устроения мира и его красоты.
Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.
Рассмотрим ее внимательно. Какая же тайна скрывается в рисунках на чаще? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней? Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить.
Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной- расцветает, летом- плодоносит, сенью- увядает. И все это зависит от великого и могучего святила- Солнца. За все то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели песни.
Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего это кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года. Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца. Зарисуйте в строке знаки Солнца.
В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только роса и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь ,надо изобразить его.
О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящен богу грома и молнии Перуну
Зарисуйте в строку знаки дождя и знаки воды в виде извилистых линий. Эту строку изобразите под знаками Солнца
В распаханную землю сеяли бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? Верно, в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента (показать).
Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы - значит будет урожай. Найдите в орнаменте чаши знаки ростков и зарисуйте их в строке под знаками семян.
Творческое задание
А теперь, ребята, пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу чародейными узорами.
Ребята могут придумать свою форму чаши самостоятельно сочинить еще 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.
Подведение итогов.
Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки