Официальный сайт filipoc 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Размещено: Анастасия Ложкина - ср, 09/01/2013 - 14:12
Данные об авторе
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

 

Рассказать учащимся, что в течении учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежды, игрушки и т.д. )

 

Тема: Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Цель:

Рассказать учащимся, что в течении учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.

Задачи:

1.                  Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей.

2.                  Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

3.                   Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

1.                  Художественные материалы.

2.                  Таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.

План урока

1.                  Беседа о древних орнаментах с использованием игровой ситуации (открыть тайну рисунков на «старинной» вазе)

2.                  Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении.

3.                  Постановка художественной задачи.

4.                  Практическое выполнение задания.

5.                  Подведение итогов и обсуждение работ.

 

Ход урока

Организационный момент.

1.      Приветствие

2.      Проверка готовности к уроку

Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Ребята! В течении этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)– это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежды, игрушки и т.д. )

Давайте назовем такие предметы в нашем быту.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цветы и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, свое понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

Рассмотрим ее внимательно. Какая же тайна скрывается в рисунках на чаще? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней? Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной- расцветает, летом- плодоносит, сенью- увядает. И все это зависит от великого и могучего святила- Солнца. За все то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели песни.

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего это  кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года. Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца. Зарисуйте в строке знаки Солнца.

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только роса и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается  где то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь ,надо изобразить его.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящен богу грома и молнии Перуну

Зарисуйте в строку знаки дождя и знаки воды в виде извилистых линий. Эту строку изобразите под знаками Солнца  

В распаханную землю сеяли бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? Верно, в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента (показать).

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы - значит будет урожай. Найдите в орнаменте чаши знаки ростков и зарисуйте их в строке под знаками семян.

Творческое задание

А теперь, ребята, пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу чародейными узорами.

Ребята могут придумать свою форму чаши самостоятельно сочинить еще 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.

Подведение итогов.

Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн