Проект урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Submitted by Лилия Викторовна Ноговицина on Wed, 09/01/2013 - 13:39
Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте»
Тип урока: комбинированный
Цель
Помочь учащимся выяснить, что такое деепричастный оборот, учить определять его границы и выделять интонационно, познакомить с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме; развивать навыки выразительного чтения предложений, осложнённых обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты, развивать навыки самостоятельной работы.
Условия для проведения урока
Оборудование: проектор и экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по теме изучаемого урока.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов):не требуется. Если закрепление темы и контроль проходит в компьютерном классе, и учитель планирует привлечь учащихся к выполнению электронных заданий, то от учащихся в этом случае требуется минимальное знакомство с компьютером (мышь, клавиатура).
Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера
Роль учителя: организовать коллективную работу учеников с электронными ресурсами коллекции. Проверить результативность этой работы.
Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: принять участие в работе с электронными ресурсами Единой коллекции, выполнить поставленные учителем задачи, прийти к определенным выводам, сформулировать их в процессе обсуждения.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных знаний. Учащиеся должны ответить на вопросы на усвоение изученного материала.
- Охарактеризуйте деепричастие как часть речи?
- Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
- Назовите наречные признаки деепричастия.
- Какова синтаксическая роль деепричастия?
2. Лингвистическая разминка. На доске записаны слова:
Зависевший, умывшись, подействовав, играя.
Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.
- Ребята, я предлагаю Вам поиграть в игру «Четвертый лишний». В каждой строке есть лишнее слово, Вы должны определить какое и аргументировать свой выбор. Вы готовы? Тогда начинаем.
- Молодцы, Вы справились с заданием на отлично!
3.Сообщение темы и целей урока.
- Тема урока: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте». Сегодня на уроке я помогу вам выяснить, что такое деепричастный оборот, научу определять его границы и выделять интонационно. Вы познакомитесь с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будете учиться строить предложения, с состав которых входит деепричастный оборот. Вы будете развивать умения сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно и в статических парах. Надеюсь, что вы будете внимательны друг к другу, будете бережно относиться к языковому материалу.
Запись темы урока «Деепричастный оборот».
Сцена 1, 2 из виртуального урока «Деепричастный оборот».
Вывод: деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами
Сцена 3 из виртуального урока «Деепричастный оборот».
Вывод: деепричастия и деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, но нужно уметь правильно определять его границы. Выполняя «Задание на 5», обучающиеся записывают в тетради примеры, распределяя их по таблице.
Сцена 4 из виртуального урока «Деепричастный оборот».
Обучающиеся проверяют, правильно ли они распределили примеры по таблице.
Сцена 5 из виртуального урока «Деепричастный оборот».
Учащиеся отвечают на вопрос «Как попали эти примеры?»
Если учащиеся допустили ошибки, сцены 6,7,8,9, 10, 11 аргументируют правильный ответ.
Сцена 12 из виртуального урока «Деепричастный оборот».
Выполняют «Задание на 5», где нужно в предложении верно определить границы деепричастного оборота.
Сцена 13 показывает правильный ответ. Учащиеся сверяют со своим ответом.
Если многие допустили ошибки, сцена 14 объясняет и определяет границы деепричастного оборота.
- Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом предложения (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения – обстоятельство. Для закрепления материала предлагаю Вам из текста К.Г. Паустовского указать предложения с деепричастным оборотом: интерактивный текст с заданием «Укажите предложение с деепричастным оборотом» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a6efb87e-4534-4b1d-b1c7-f....
Поработав с текстом, учащиеся делают вывод о синтаксической функции деепричастного оборота, постановке знаков препинания при деепричастном обороте.
4. Закрепление знаний.
- Мои умницы и умники, чтобы закрепить полученные знания, предлагаю Вам выполнить следующие задания:
Закрепление теоретических сведений по теме «Деепричастный оборот».
Электронное задание «Знаки препинания при деепричастном обороте» (задание «Подберите примеры к правилам»), комментируем, записываем в тетради http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/539db854-ec92-4fc5-8769-e....
Отработка навыка выделения одиночного деепричастия в тексте.
Электронное задание «Знаки препинания при деепричастном обороте» (задание «Найдите в тексте одиночные деепричастия. Выделите их вместе со знаками препинания, которые к ним относятся»). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ddfe8c-888b-44b5-98de-238c4599e702/%5BRUS7_143%5D_%5BQS_377%5D.html
Отработка навыка выделения деепричастного оборота в тексте.
Электронное задание «Знаки препинания при деепричастном обороте» (задание «Найдите в текстах обособленные запятыми деепричастные обороты. Выделите их вместе со знаками препинания, которые к ним относятся»). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/89095099-8cd2-4634-aa31-0...
5. Подведение итогов урока, домашнее задание.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с «деепричастным оборотом». Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания Вам было выполнять интересно?
- Какие задания трудно?
-Чтобы закрепить полученные знания, ваше домашнее задание будет заключаться в следующем. Вы должны выписать из текста художественного произведения пять предложений с деепричастными оборотами, пять предложений с одиночными деепричастиями, графически выделить деепричастия и деепричастные обороты (задание аналогично электронному заданию «Знаки препинания при деепричастном обороте», подобрать примеры к правилам).
Обучающиеся записывают в дневники домашнее задание.