Рабочая программа по географии . 8 класс. Дистанционное обучение детей-инвалидов.
Submitted by Ольга-58 on Wed, 09/01/2013 - 11:11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
· стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
· примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
· письма от 11июля 2011года за №06-1277 «Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах ЗФ в 2011-2012 гг.»
· постановления правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
·
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения с нагрузкой 1 час в неделю, 34 часа в год.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели.Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии , необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
· основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
· географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
· различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
· специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
· природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
· находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
· составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
· определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
· применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Основной учебник: Баринова И.И. География России. Природа. Издательский дом « Дрофа» 2001 – 2005 гг.
· Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/
· Российский общеобразовательный портал - www.school.edu.ru
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru
· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - www.fcior.edu.ru 2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.
3. Моисеева О.П.Тематический тестовый контроль по Географии России.
4.Офисные приложения MSOfficeWord, MSOfficePowerPoint, MSOfficeExcel (из офисного пакета MS Office) или приложения OpenOffice.orgWriter, , графические редакторы Paint, Gimp и др. (для создания изображений), программу для создания
видеофайлов Windows Movie Maker, интерактивные карты.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 чаcа.
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1час.
Тематическое планирование по курсу география России / Природа / в 8 классе
Дата
Тема
№ урока в теме
Тема урока
Практическая работа
Домашнее
задание
Дата проведения
месяц
число
Введение (4)
1(1)
2(2)
3(3)
4(4)
Введение. Что изучает курс География России.
Географическое положение России.
П\Р Обозначение на интерактивной карте границу РФ ,о-ва, моря.
Моря, омывающие Россию.
Россия на карте часовых поясов. Пр./р. №1
Политико – административное деление России.
Освоение и изучение территории России.
Обобщение и закрепление знаний.
№1. Определение поясного времени для разных пунктов России, посредством решения задач.
§ 1.
§ 2.§ 3.
§ 4.
сентябрь
Раздел 1. О С О Б Е Н Н О С Т И П Р И Р О Д Ы И П Р И Р О Д Н Ы Е Р Е С У Р С Ы
Рельеф России (3 ч.)
5(1)
6(2)
7(3)
Особенности рельефа России.
Геологическое строение территории России.
Минеральные ресурсы России.
Развитие форм рельефа. Пр./Р. №2
Итоговое занятие темы. Контроль знаний.
№ 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых от строения земной коры.
§ 5.§ 6.
§ 7. § 8.
октябрь
Климат России (3 ч.)
8(1)
9(2)
10(3)
От чего зависит климат нашей страны.
Циркуляция воздушных масс. Пр./р. №3
Типы климатов России.
Зависимость человека от климатических условий.
Итоговое занятие темы. Контроль знаний.
№ 3.Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации, выявление особенностей распределения ср. t я и ил.
§ 9.
§ 10.
§ 12-13.
октябрь
ноябрь
Внутренние воды России (2 ч.)
11(1)
12(2)
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Озера, болота, подземные воды, ледники.
Водные ресурсы России.
Контроль знаний по теме. П/Р № 4 .Оценка обеспеченности вод ресурсами крупных регионов России. Составление прогноза их использования.
№ 4. Составление характеристики одной из рек с помощью карт. Определить возможность хозяйственного использования.
§.15§ 14.
§ 16.
ноябрь
Почвы России
(2 ч.)
13(1)
14(2)
Образование почв и их разнообразие.
Закономерности распространения почв.
Почвенные ресурсы России.
Итоговое занятие по теме
№5 Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия.
§ 17-18.
§ 19.
декабрь
Растительный и животный мир России (3 ч.)
15(1)
16(2)
17(3)
Растительный и животный мир России.
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
Природно – ресурсный потенциал России.
Обобщение и систематизация знаний уч-ся по разделу № 1.
Контроль знаний по разделу № 1. « Особенности природы и природные ресурсы »
№ 6. Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.
§ 20-22
декабрь
январь
Раздел № 2. П Р И Р О Д А Алтайского края / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ /
Региональный компонент курса
Природа Алтайского края. ( 4 ч.)
18(1)
19(2)
20(3)
21(4)
Введение. Заселение территории Алтайского края.
Географическое положение.
Геологическое строение территории.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Внутренние воды.
Почвы Алтайского края.
Растительный и животный мир Алтайского края.
Природные территориальные комплексы. Обобщение и систематизация знаний по теме
«Природа Алтайского края»
П/Р №6 Сравнение площади Алтайского края с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление благоприятности и не благоприятности
Физического положения края.
Текстовый материал.
январь
февраль
Раздел № 3. П Р И Р О Д Н Ы Е К О М П Л Е К С Ы Р О С С И И
Природное
Районирование ( 3ч.)
22(1)
23(2)
24(3)
Разнообразие природных комплексов России.
Моря, как крупные природные комплексы.
Природные зоны России.
Разнообразие лесов России.
Безлесные зоны юга России. Высотная поясность.
№ 7. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа серии карт.
№ 8 . Объяснения принципов выделения крупных природных регионов на территории страны.
§ 23.§ 24.
§ 25.
§ 26.
§ 27. § 28.
февраль
Природа регионов России (19 ч. )
25(1)
26(2)
27(3)
28(4)
29(5)
30(6)
31(7)
32(8)
Русская равнина.
Природные комплексы Русской равнины.
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.(обзорно)
Северный Кавказ – самые молодые горы России.
Природные комплексы Сев. Кавказа.
Урал: каменный пояс Земли русской.
Своеобразие природы Урала.
Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская низменность: особенности природы.
Природные ресурсы Западно - Сибирской равнины
Восточная Сибирь: величие и суровость природы
Природные районы Восточной Сибири.
Жемчужина Сибири – Байкал.
Природные ресурсы Восточной Сибири.
Дальний Восток: край контрастов.
Природные комплексы Дальнего Востока.
Природные ресурсы Дальнего Востока.
Обобщение знаний уч-ся по теме
« Природа регионов России».
Контроль знаний по теме: «Природа регионов России».
П/Р№( . Составление карты
« Природные уникумы России » (с подробной легендой ).
§ 29.
§ 30.
§ 31-32.
§ 33-35
§ 36
§ 37
§ 38
§ 39
§ 40
§ 41
§ 42
§ 43-45
§46
§§47-51
март
апрель
май
Человек и природа ( 2ч.)
33(1)
34(2)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Антропогенное воздействие на природу.
Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.
Итоговое занятие по курсу.
П/Р. Оценка экологической ситуации одного из регионов России с помощью данных разных источников.
П/Р. Составление географо-экологического прогноза развития региона.