2. Проверка домашнего задания.
Стихотворение «Забудут люди, но помнят потомки»
Ответы на вопросы:
Что означает слово потомки?
Назови идею стихотворения.
Понравилось ли тебе стихотворение?
Назовите автора произведения?
3. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы продолжаем знакомиться с произведениями, посвященными 65-летию Великой Победы. Очень страшной и жестокой была война, но мы победили. Мы защищали свою Родину, и сколько мы будем жить, столько будем помнить, какой ценой досталась победа.
4. Просмотр ролика «День Победы»
Сейчас я предлагаю просмотреть ролик, посвященный героям Великой Отечественной Войны.
Какие чувства он у вас вызвал? (Патриотизма, благодарности, уважения, долга)
5. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с автором, который, большое внимание в своём творчестве уделял ВОВ.
Презентация (слайды 1-3). Биография автора: Саги Жиенбаев родился в 1934 году в Актюбинской области. После окончания педагогического института им. Гоголя в Кызылорде работал учителем в средней школе в г.Жезказгане, затем — в печатных органах Союза писателей Казахстана. (Қазақ әдибиеті), «Жұлдыз»), редактором отдела поэзии издательства «Жазушы». Вскоре появляется первая книга стихов «Карлыгаш» («Ласточка»), через десять лет — книга стихов на русском языке «Я помню ту весну». Жиенбаев занимается также переводами на казахский язык произведений русских и зарубежных писателей — Д. Байрона, Р. Тагора, А. Мицкевича, А. Твардовского, Р. Гамзатова, Э. Межелайтиса, Д. Кугультинова и других.
Презентация (слайды 3-6). С. Жиенбаева как поэта и человека волновала тема Великой Отечественной войны. Результатом явилась поэма «Алия», отрывок из которой представлен в учебнике. Герой Советского Союза Алия Нурмухамедовна Молдагулова родилась в 1925 году в ауле Бес-Копа Хобдинского района Актюбинской области. Воспитывалась у родственников, с которыми переехала в Ленинград. В Ленинграде жила в детском доме, училась в школе №9. В 1942 году добровольцем вступила в Красную Армию, закончив в Москве школу снайперов. С августа 1943 г.— на фронте. Алия прекрасно владела вверенным ей оружием, была
смелой и отважной. 11 января 1944 г. в тяжелом бою у деревни Казачиха (Псковская область) первой поднялась, в атаку, увлекая бойцов, чем обеспечила успех боя. 15 мая 1944 г. вблизи железнодорожной станции Новосокольники (Псковская область) была смертельно ранена. Было ей в ту пору 19 лет.
О подвиге А. Молдагуловой снят фильм, о ней написано немало книг, среди которых повести «Алия Молдагулкызы» Ж. Жумаханова, «Шыгыс Шынары» А. Нурмахановой, роман «Алия» в книге С. Смородкина «Героини», поэма С. Жиенбаева «Алия».
Презентация (слайды 7-15). Композитор С. Байтереков написал об Алие одноименную песню, за исполнение которой казахстанская певица Роза Рымбаева была удостоена Гран-при на фестивале песни в Сопоте (Польша). Просмотр фотографий Алии Молдагуловой, памятников посвященных ей, прослушивание песни «Алия».
6.Первичное чтение отрывка учителем.
Ребята, обратите внимание на мелодичность стихотворения — это песня, которую поет народ. Поэтому отрывок следует читать мягко, напевно, лирично.
7. Вторичное чтение учащимися.
8. Анализ. Тема стихотворения — обращение к Алие, разговор о ее подвиге.
Таким образом, между темой произведения и его названием существует прямая
связь.
В небольшом по объему отрывке не меньше 9 сравнений. Жизнь Алии подобна восходу яркой звезды — вспыхнула, блеснула, осветила, согрела на мгновенье — и погасла: ведь девушке было неполных 19 лет, когда она погибла! Но свою короткую жизнь она прожила достойно, ярко, с честью, оставив о себе вечную память. Поэтому имя Алии поэт сравнивал с облаком, летящим в вышине. Облако в небе — невесомое, воздушное, белоснежное, радующее взор, как образ этой чистой, нежной девушки. Под стать ей и ее имя — мягкое, мелодичное, ведь в нем всего один согласный звук и четыре гласных звука, придающих слову повышенную музыкальность. Эта хрупкая, слабая на вид девушка совершила подвиг, значение которого поэт сравнивает с величием гор Алатау. В этих двух строчках («Как Алатау, велик подвиг твой, Алия!») заключена основная мысль всего произведения, которая красной нитью проходит через все стихотворение.
Алия погибла в последний месяц весны — 15 мая — когда в степи буйно цвели маки и тюльпаны. И теперь каждую весну вся степь, как бы в память о девушке, «цветет красным, как кровь» цветами.
О лице Алии поэт пишет «лик»— и сразу встают в памяти юные чистые лики мадонн на картинах мастеров живописи. Алия так же нравственно безупречна, так же нежна и полна любви к людям, за счастье которых она отдала самое дорогое -жизнь. Автор говорит, что для увековечения памяти об Алие Молдагуловой были изваяны мраморные памятники, бюсты («Юный твой чистый лик в мраморе повторят»).
В этом двустишии поэт использовал два определения к слову «лик» (юный и чистый), одно из которых является эпитетом. Слово «юный» используется здесь в своем прямом значении — не достигший зрелого возраста, свойственный молодым (юное лицо — очень молодое лицо) и эпитетом не является. Слово «чистый» в своем основном значении - «лишенный грязи, не имеющий грязи» к словосочетанию «чистый лик» отношения не имеет. В смысловом и эмоциональном отношении поэтом использовано переносное значение этого слова - «нравственно безупречный, искренний». Слово «чистый» в выражении «чистый лик» употребляется как эпитет. Память об Алие будет жить не только в памятниках. Имя ее навсегда осталось в истории Родины, сердце героини бьется в унисон с сердцем родной земли.
9. Чтение стихотворения детьми.
10.Ребята на Востоке только две девушки удостоены звания Героя Советского Союза и обе они из Казахстана. Первая - Алия Молдагулова, со второй мы познакомимся на следующем уроке - это Маншук Маметова.