ПЛАН УРОКА (на основе системно - деятельного метода обучения)
Тема урока:____Отдел Моховидные______
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: (для учителя) сформировать представление о высших растениях. Закрепить понятия:_ризоиды, гаметофит, спорофит; умение _сравнивать и давать характеристику растениям; способность распознавать кукушкин лен и сфагнум , научить_бастро ориентироваться в выполнении различных заданий и пользоваться текстом учебника.
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с особенностями строения мхов, выявить и сформулировать_вывод о высших растениях и роли мхов в природе и жизни человека, научиться_сравнивать и давать характеристику высшим растения, принадлежащим к одному отделу
Задачи урока:
Воспитывающая:_ценить окружающие организмы и понимать их роль в природе__
Развивающая:_познавательный интерес, знакомство с местом моховидных в эволюции растительных организмов_
Обучающая:__расширение знаний о высших растениях, относящихся к отделу Моховидных, усложнения уровня организации__
Оборудование:_ИКТ (диск «Классификация растений»), лупы, мхи (гербарий, свежие экземпляры), плакаты «Эволюция растений»_
ХОД УРОКА:
№
|
Технологические этапы урока, их содержание
|
|
1
|
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
· Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо);
· Создаются условия для возникновения внутренней потребности включение в учебную дея-ть (хочу);
· Устанавливаются тематические рамки (могу).
|
Я – болотное растенье,
Конопатят мною стены.
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
|
2.
|
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
· Актуализация изученных способов действия, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию;
· Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
· Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление
· Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснование. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между нимина основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этап.
|
1. Почему водоросли относят к подцарству Низшие растения?
2. Что у водорослей выполняет роль хлоропласта?
3. Каким образом размножаются водоросли?
4. Iвариант. Распределить названия по отделам Зеленые, Красные, Бурые водоросли (карточка №1). Какова роль водорослей в природе и жизни человека?
5. IIвариант. Установить последовательность жизненного развития водорослей. Слабым учащимся дается рисунок без надписей и процессы, протекающие в жизненном цикле развития водорослей. (Карточка №2)
Работа проводится на листочках, 2 человека у доски (для сравнения).
|
3.
|
Выявление места и причины затруднения:
· Восстанавливать выполнение операции и фиксировать (вербально или знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение
· Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием, ) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения и способности, которых не достается для решения исходной задачи
|
Какие растения относятся к высшим (перечислить отделы). Почему?
Найти органы растений на предложенных экземплярах мхов.
Стебель
Листья
Корень ли?
Почему все мхи низкорослые? С чем это связано?
Так ли как у водорослей идет размножение у мхов, которые живут в наземно-воздушном пространстве?
|
4.
|
Построение проекта выхода из затруднения (цель, и тема, способ, план, средство):
· Уч-ся ставят цель (устранение возникшего затруднения)
· Согласовывают тему урока
· Строят план достижения цели
· Определяют средства – алгоритмы, модели.
· (доводящий диалог, побуждающий, исследовательский метод)
|
План проекта:
Что должны мы узнать из текста «Отдел Моховидные»
1. Особенности внешнего и внутреннего строения мхов. стр. 52, абз.2,3.
2. Особенности размножения мхов, какие нужны условия? Чем представлены гаметофит и спорофит у мхов? С.52,53, схема с.54 сравнить со схемой на плакате.
3. Какие существуют мхи? Какие обитают в нашей местности? Какова особенность кукушкина льна c.54,
сфагнумаc.55?
|
5.
|
Реализация построения проекта:
· Обсуждаются различные варианты, предложения учащихся
· Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
· Построенные способы действия используются для решения сходной задачи, вызвавшей затруднение.
|
Прочитать, выписать ключевые слова, составить схемы, подготовить защиту проекта. По группам:
Iгруппа – особенности внутреннего и внешнего строения мхов.
IIгруппа – особенности размножения мхов.
IIIгруппа - Многообразие мхов, кукушкин лен.
IVгруппа -Сфагнум, роль мхов в природе.
|
6.
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
· Фронтально, в группах, в парах решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух
|
Защита проектов, запись лучших схем в тетрадь сокращенно, знаково (расшифровка - дома).
|
7.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
· Индивидуальная форма работы
· Самостоятельное выполнения задания, самопроверка, пошагово оценивая с эталоном
· Разные формы контроля и оценивание самостоятельной работы
|
Лабораторная работа по тетради Сонина стр.8,9
|
8.
|
Включение в систему заданий повторения:
· В задании используется изученный ранее изученный материал (баз. ур.), кА промежуточный шаг для введения для введения в последующем обучении новых способов действий (повыш. ур.)
· Показывает усвоение новый знаний
|
Тест (биотестер) по компьютеру.
|
9.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке:
· Фиксируется новое содержание, изученное на уроке.
· Оганизуется рефлексия и самооценка ученика собственной учебной деятельности
· Вывод
· Отметки
· Д.з.
|
Выводы: Что изучено на уроке?
Оценки.
Д.З.: стр.52,56, в тетради стр.9
Интернет – ссылка:
1. http://sbio.info/page.php?id=92(Общая характеристика отдела Моховидные. Зеленые мхи. Сфагновые мхи.)
2. http://www.floranimal.ru/classes/5422.html (Мхи. Строение и систематика)
|
Карточка №1
Распределить названия по отделам Зеленые, Красные, Бурые водоросли:
Цистозейра, удотея, делессерия, падина павлинья, харовая водоросль, агарум, филлофора, ульва, ламинария, анфельция, алария, фукус, макроцистис, аскофиллум.
Карточка №2
Установить последовательность жизненного развития водорослей, начиная с растения – спорофита:
Оплодотворение гамет, женское растение – гаметофит (1n), прорастание зиготы, прорастание споры, растение – спорофит, мужское растение - гаметофит (1n), зигота, зооспоры.
|