Официальный сайт avufa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики.

Фото пользователя Светлана Леонидовна Валькова
Размещено: Светлана Леонидовна Валькова - сб, 29/12/2012 - 00:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Валькова С.Л.
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ №40" г. Белгорода

Регион: 
Белгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> В статье рассматривается работа школьного музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии &laquo;Русская изба&raquo;.&nbsp; Большое внимание уделяется приёмам и методам музейной педагогики, работе ученического актива музея.</p> <p> Ключевые слова: &laquo; патриотическое воспитание&raquo;, &laquo;музейная педагогика&raquo;, &laquo;музей боевой славы&raquo;, &laquo;музей этнографии&raquo;.</p> <p style="margin-left: 3.4pt;"> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

За последнее время жизнь в нашей стране и за рубежом изменилась кардинальным образом. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием и их перспективы не так очевидны как ранее. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В  нашей школе ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни.

Интерес к вопросам теории и практики историко–патриотического воспитания  учащихся обусловлен его важнейшими функциями в обеспечении культурной целостности и духовно–нравственном развитии личности: овладение национально-культурными традициями, воссоздание общности судеб человека и его народа способствует формированию культурной идентичности, консолидирует социум, рождая в личном духовном опыте чувство со–принадлежности, «подобия духовного уклада» (И.А.Ильин). Особую значимость данное направление педагогики обретает в сегодняшней ситуации, для которой характерно усиление процессов «духовной мутации» молодежи: нарастающая десоциализация подрастающего поколения, отчуждение человека от корневых основ национальной культуры, утрата «иммунитета» к воздействию идеалов «общества потребления», ведущих к искажению самой природы культуры, деформации ее духовно–созидательных начал. На протяжении двух последних десятилетий историко–патриотическое воспитание не входило в сферу государственных приоритетов, при этом уменьшение государственной поддержки образовательных и культурно–досуговых институтов совпало с периодом существенного изменения социокультурной ситуации. Кризис воспитательной составляющей в образовательных моделях обострился на фоне дисбаланса ценностно–нормативных моделей национально–культурной и общечеловеческой самоидентификации, а содержание образования все больше стало ориентироваться на общеевропейские традиции и стандарты. Совершенствованию педагогических практик историко–патриотического воспитания препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и, прежде всего, советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни.

Значительный педагогический ресурс в системе историко–патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная  исследовательская деятельность учащихся на базе школьного музея, в котором активно работают учащиеся.   Она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко–патриотического воспитания. В условиях формирования и  работы школьного музея   ученик оказывается в обстоятельствах, стимулирующих развитие творческого потенциала, формирование тех качеств, которые не могут быть раскрыты и востребованы в социально нормативных сферах жизнедеятельности.

 В нашей школе два музея : музей боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музей этнографии «Русская изба», которые помогают учителям осуществлять патриотическое воспитание в школе. В основу учебно-воспитательного процесса нами была положена личностная деятельность ученика в школе, вне школы, в различных видах творческой и научно-исследовательской работы: изучение истории и культуры своей страны, "малой Родины" - города, района, села, систематизация полученных материалов. Кроме предусмотренных программой уроков истории и музейной деятельности, нами проводились уроки-лекции, семинары для учащихся 9-10-х классов. На занятиях происходило обсуждение со старшеклассниками конкретных проблем современной жизни, политики, экономики, науки и культуры. Раскрывались многие понятия, которые не получали должного освещения в учебных пособиях. Ребята использовали материалы школьных музеев, для работы над докладами и рефератами, участвовали в конкурсах военной песни, Вахт памяти, выставках рисунков, научных викторинах, историко-краеведческих играх вечерах и концертах. Широко осуществлялась, такая практика, как защита ученических рефератов в 9-10-х классах в качестве государственного экзамена по истории, проводилась поисковая, краеведческая и музейная работа учащихся старших классов.

В своей экспериментальной работе мы привлекали и новейшие технологии, используя в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры для реализации школьной проектной деятельности, которая включала в себя сбор и анализ исторических материалов, работу с домашними архивами, а также для подготовки тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий.

 Большую работу проводит и   наш «Совет музея»,  который не только получает материалы для экспозиции, в частности, различного рода вспомогательные материалы по разделам музея, но и предлагает исторические задания, которые необходимо разрешить (найти материалы по определенным этапам истории государства, города, района или школы). Ребята из « Совета музея» учатся ухаживать за экспонатами, вести их учет и сортировку. В нём же готовятся и школьные экскурсоводы, проводящие как важные общешкольные мероприятия, так и плановые экскурсии для учащихся различных классов.

Используя полученные материалы, старшеклассники провели творческие уроки для учащихся начальной и средней школы, подготовив сообщения на 15-20 минут. В своих работах школьники рассказали о событиях, о мужестве и героизме наших людей  на Курской дуге, об участниках  боёв   , проведя параллель между нравственными понятиями того времени, которые помогли людям выжить, трудиться, бороться и остаться людьми, и между теми нравственными ориентирами, которые сейчас зачастую насаждаются в нашей стране. Для того чтобы эти понятия не стали архаичными, мы проводим такие уроки, а также встречи с ветеранами. На уроке граждановедения и истории прослеживаем взаимосвязь событий прошлого и нынешнего времени, делаем прогнозы на ближайшее будущее с помощью научных данных, творческих и исследовательских работ учащихся, личного осознания значимости самих себя, как людей ответственных за процветание своего Отечества.

Наша экспериментальная работа оформлялась в доклады и статьи, опубликованные в различных изданиях, которыми могут воспользоваться учителя других школ, ученики и родители. Часть этих методических материалов пополнила фонды школьного музея, в котором проходили конкурсы плакатов между классами, разрабатывались и предлагались темы рефератов, организовывались внеклассные мероприятия, конкурсы и исторические вечера, руками учащихся готовились экспозиции, а также альбомы по темам: "Ветераны нашего района", " Праздник   Великой Победы". В ходе исследования учащиеся осознают, что для них ветераны войны, перестают быть только простыми людьми, окружавшими их на протяжении жизни, они раскрываются с незнакомой для ребят героической стороны. Отношение к Великой Отечественной войне, к подвигу народа через призму родной семьи, истории своего района, города, государства приобретает более чувственный, эмоциональный, личностно-значимый характер. При проведении таких мероприятий мы старались учитывать, с какими мыслями выйдут ребята из класса, что они узнают о войне из школьного предмета истории, от своих родственников и из выступлений одноклассников по теме школьного доклада.

Анализируя представленные проекты, сочинения, доклады мы остановились на личностном аспекте, хотя и научные результаты их исследований представляют значительный интерес. В работах ярко выражены эмоционально-личностные переживания авторов, т.е. то, что для нас является важнейшим - переход научных знаний в сферу духовно-нравственного восприятия, от изучения истории Отечества до сопереживания за судьбу Отчизны и осознания себя ее частью. В этом смысле исключительно ценно привлечение музейных материалов, экспонатов и архивных документов в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Кроме уроков истории и музейной деятельности следует по достоинству оценить уроки-лекции, семинары для учащихся 9-11-х классов по обществознанию и граждановедению, на которых помимо текстов учебников и школьного материала рассматриваются дополнительные подборки, собранные школьниками из научно-методических книг, журналов, газетных статей, сообщений радио и телевидения. На таких занятиях происходит обсуждение конкретных проблем общественной жизни, культуры, науки и образования в современных условиях.

 Старшеклассники, проводя большую исследовательскую работу, привлекая множество материалов, с большим интересом относятся к оформлению своих творческих проектов. Кроме того, благодаря использованию новых технологий, в т.ч. Интернета, семейные фотографии и документы военных лет получают вторую жизнь на электронных носителях и хранятся в семейных архивах для будущих поколений. Такие работы представляются не только на уровне школ, но и на конференциях, посвященных воспитанию и современным формам образования.

В школе проводится большая работа по использованию музейных материалов, экспонатов и архивов в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, в экскурсионной и туристско-поисковой деятельности. Учителя истории проводят в стенах школьного музея уроки-мужества, лекции, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностно значимого характера, позволяет обогатить внутренний мир учащихся.

Музей этнографии «Русская изба» помогает учащимся окунуться в традиции и быт русского крестьянства начала XXвека.

В воспитании детей роль этнографического музея определяется его основной функцией, заключающейся в документизации объективных  процессов в жизни общества на основе вещественных памятников. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи ( например, печной горшок) приобретают значение символа конкретной эпохи или явления традиционно-бытовой культуры. Отсюда проистекает основная цель детских музейно-педагогических программ – помочь ребёнку увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык.

        Термин «музейная педагогика», прочно вошедший в научный оборот, соответствует современному пониманию социокультурной функции музея. В контексте теории музейной коммуникации посетитель музея сегодня является не пассивным объектом воздействия ушедшей культуры, он – равноправный субъект общения, диалога с ней. В этнографическом музее это будет диалог с миром традиционной культуры. Таким образом, под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на посетителя музейными средствами с целью формирования у него определённых навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от вещи ( экспоната) и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции.

         При работе с учащимися мы учитываем их возрастные особенности. Как считают психологи, ребёнка 7-9 лет отличает активный интерес к новой информации и фактам, когда делается попытка осознать связь между ними посредством формальной логики. Сравнение, анализ и оценка нового знания проходят у детей на уровне образов с опорой на собственный, пусть небольшой опыт. При этом практический опыт показывает, что у современного ребёнка, который живёт в условиях крупного города, нивелирующего этнические различия, нет выраженного ощущения своей этнической принадлежности. Традиционная культура своего народа русскими городскими детьми воспринимается как чужая, «другая». Музейно-педагогические программы, рассчитанные на данную возрастную категорию детей, направлены на систематизацию уже имеющихся у них знаний, на их углубление и правильную интерпретацию.

         Интерес к теме возникает у ребёнка лишь тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в музейные экскурсии игр, элементов театрализации, фольклора и практической части, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.

          Педагогический аспект просветительской работы с детской аудиторией в нашем музее основан на подходе к этнографии как к дисциплине исторической, гуманитарной, имеющей прикладное значение. Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В занятиях в музее, поэтому, красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там своё место и в конечном счёте способствует формированию у них исторического сознания. Наши музейные экскурсии и уроки раскрывают особенности традиционного  мировоззрения, система ценностных установок, этикетные нормы, мораль, эстетика и т.п. Данный ракурс рассмотрения этнографического материала  позволяет не только дать детям необходимый минимум знаний общегуманитарного, культурологического характера, но и способствует развитию личности ребёнка – наследника и носителя определённой культурной традиции.

          Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной ими информации. Важно добиться пробуждения у ребят творческой активности. Методика построения игровых занятий  предусматривает обязательное включение практической части (изготовление тряпичной куклы, плетение пояса, лепка, рисование и т.д.)

           Своеобразие русской культуры, её древность , её гармония и красота отражены в языке. Родная речь – это важнейший путь передачи духовного наследия из поколения в поколение. Поэтому на занятиях с детьми этнография и фольклор, взаимно дополняя друг друга, выступают как единое целое. Этнография в значении знания народных обычаев даёт возможность лучше понять смысл фольклорных текстов. В свою очередь фольклор, затрагивая эмоционально-чувственную сферу ребёнка, позволяет сделать изучаемую тему более яркой, образной, интересной.

          Очень полезно, беседуя с детьми, проводить небольшие исследования истории слов, чтобы соприкоснуться с таинством их зарождения. Например, что общего между словами: «медведь», «ведьма», «разведчик» или «сруб», «рубаха», «рубль», единый корень которых прямо указывает на этимологическое родство?

         Возможный вариант использования сказки на музейных занятиях – это обращение к уже знакомым сюжетам, с тем чтобы дети увидели, рассмотрели конкретный предмет (например, деревянное ведро – сказка о Емеле).

Экспозиция музея позволяет увидеть старинную русскую избу. Современный взгляд науки на жилище позволяет рассматривать его не только как материальный объект, но и как один из наиболее значимых символов традиционной культуры. При знакомстве с экспозицией музея тема «Традиционное жилище»  является одной из ключевых.

          Одним из механизмов роста личности является идентификация себя с нравственно значимым другим, и, знакомя детей на занятиях с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох – документами, подлинными предметами старины, - мы тем самым помогаем ребятам усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

         За период 2010-2011 учебный год в музее этнографии школы №40 «Русская изба» были разработаны и проведены следующие экскурсии:

Для начальной школы:

  1. «Ой, вы гости-господа!» (приём гостей в русской крестьянской избе).
  2. «Русская изба».
  3. «Как одеть куклу Дашу».(Традиции в одежде русского народа).

Для среднего звена (5-9 класс).

  1. «Трудовая жизнь русского крестьянства».

10-11 классы:

  1. Обряды и праздники в русской деревне Х1Х века»
  2. Быт русского крестьянства.

 

Музейные уроки:

  1. «Крестьянский дом».
  2. Устное народное творчество.

Среднее звено:

  1. Основные занятия русского крестьянства.
  2. Русские народные игрушки.

10-11 класс:

  1. Русские народные праздники.
  2. Народное искусство.

В декабре  2011 года был проведен открытый  музейный урок для учителей города, руководителей школьных музеев, студентов и преподавателей института культуры г. Белгорода на тему «Трудовая жизнь русского крестьянства», с приглашением педагогов г. Харьков.  Этот урок  получил высокую оценку на конференции посвящённой отчёту по экспериментальной работе школы.

В течении года учителя истории, географии, МХК, начальной школы проводили на базе музея тематические уроки по духовно-нравственному воспитанию школьников.

         Совет музея во главе с его руководителем  посетили этнографический музей с.Купино, собрали и систематизировали новые экспонаты музея в деревнях Белгородского района. Члены совета музея выступили на городской конференции с рефератами на тему «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики на базе школьного музея «Русская изба»», «Русский народный костюм». Продолжается сотрудничество с институтом культуры, клубом детского творчества «Бригантина». Так, на базе клуба «Бригантина», учащиеся, которые входят в Совет музея создали фольклорный ансамбль и выступают на праздниках в школе, на празднике микрорайона.

В заключении хотелось бы рассказать об ученическом научном обществе «Надежда». Оно осуществляет практическую помощь учителям в проведении тематических уроков, при этом используются материалы, предоставляемые различными секциями. Производят анализ предлагаемого материала, соотнося его с проблематикой программных и внеклассных уроков. С их помощью проходят уроки-семинары, исторические вечера, конкурсы и игры, как в средней, так и в начальной школе.

На наш взгляд, в воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства целесообразнее всего было бы использовать их стремление к активной деятельности. Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн