Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Фото пользователя Наталья Алексеевна Владимирова
Размещено: Наталья Алексеевна Владимирова - вт, 25/12/2012 - 21:04

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования Биология  6 класс

Содержание   

Пояснительная записка. 4

Учебно-тематическое планирование. 11

Тематическое содержание программы.. 12

Календарно-тематическое планирование. 16

Требования к уровню подготовки учащихся. 19

Список использованных источников. 21

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса по биологии авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., Рабочая программа  ориентирована на использование учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое планирование составлено на основе:

-     федерального компонента государственного стандарта общего образования,

-     примерной программы по биологии основного общего образования,

-     федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год,

-     с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

-     авторского тематического планирования учебного материала,

-     базисного учебного плана 2004 года.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Так как в 5 классе уже изучены разделы «Знакомство с цветковыми растениями», «Клеточное строение», «Семя», «Корень», то в 6 классе изучение начинается с повторения этих разделов.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

·               нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

·                соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

·                личностная ориентация содержания образования;

·                деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

·                усиление воспитывающего потенциала;

·                формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

·                обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программусвязаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Представленная  в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Концептуальной основой раздела биологии 6 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как  особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихсязакрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В рабочей программе предусмотренасистема форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены итоговые уроки - подведём итоги, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить приобретенные умения.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Цели и задачи обучения

Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·            освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·            овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с лабораторным оборудованием,  справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, практические и лабораторные работы, а также простейшие опыты;

·            развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·            воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·            иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни   для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,  для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа включаетследующиеструктурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий, домашних опытов, календарно-тематический план; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Учебно-тематическое планирование

п.п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теория

Лабораторные и практические работы, экскурсии

1

Введение

4

4

 

2

Органы цветковых растений:

2.1 Почка

2.2 Лист

2.3  Стебель

2.4 Цветок

2.5 Плод

 

13

1

2

3

2

3

 

13

 

6

3

Основные процессы жизнедеятельности

12

12

1

4

Основные отделы царства растений

18

18

3

5

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле

4

4

 

6

Царство Бактерии

3

3

1

7

Царство Грибы. Лишайники

4

4

1

8

Природные сообщества

6

5

1

9

Заключение

3

 

 

 

Задание на лето

1

 

 

 

Итого

68

63

13

 


Тематическое содержание программы

Тема 1. Введение (4часа)

Клетка. Ткани. Семя. Корень.

Тема 2. Органы цветковых растений (13)

Побег

Строение и значение побегов у растений. Почка - зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег.

Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления.

Лист как боковой орган растения. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения, газообмена. Видоизменение листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, вегетативно-генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов.

Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Лабораторные работы. Строение вегетативных и цветочных почек. Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе. Внутреннее строение листа. Рассмотрение годичных колец на поперечном спиле дерева. Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.

Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

Цветок и плод (4часа)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка; тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений Виды опыления. Приспособительнве особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод как орган размножения и расселения цветковых растений. Разнообразие плодов: сухие и сочные, односеменные и многосеменные. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растений как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Рассмотрение строения цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Экскурсии .Мир растений на подоконнике.

Тема  3.  Основные процессы жизнедеятельности растений (11часов)

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Минеральные и органические удобрения.

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и кислорода и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Тема 4. Основные отделы царства растений (19 часов)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на полцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Вид — основная единица систематики растений.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточ­ных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресновод­ных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Мохообразные. Разнообразие мхов. Общая характе­ристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохо­образных растений.

Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика папо­ротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папо­ротникообразных. Значение современных папоротникообраз­ных в природе и для человека. Охрана растений и мест их про­израстания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы: Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые и Слож­ноцветные). Семейства однодольных растений (Лилейные, Луковые, Злаки).

Лабораторные работы Одноклеточные и многоклеточные водоросли и внешнее строение мхов, папоротникообразных и голосеменных расте­ний. Споры мха и папоротника. Изучение строения шишек и семян хвойных.

Экскурсии«Весеннее пробуждение представителей царства растений».

Тема 5. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4 ч)

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Много­образие растительных групп как результат эволюции. Приспо­собительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. От­бор и селекциентры происхождения культурных растений.

Дары Старого и Нового Света. История появления в стране картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Лабораторные работы Весенние работы по уходу за комнатными растениями.

Тема 6. Царство Бактерии (3 часа)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Об­щая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерий от клетки растения. Понятие о прокариотах и эукариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологи­ческое).

Лабораторные работы Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка. Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.

Тема 7.     Царство Грибы. Лишайники (4 часа)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — Грибы. Питание, дыхание, споро­вое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размно­жения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишай­ников.

Лабораторные работы Изучение внешнего вида плесневого гриба мукор. Стро­ение плодовых тел  пластинчатых и трубчатых  шляпочных грибов. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-тру­товика. Строение слоевища двух-трех представителей лишай­ников.

Тема 8. Природные сообщества (6 часов)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе) как биосистеме и экосистеме. Жизнь растений в природе. Поня­тие о растительном сообществе как совместной жизни расте­ний. Характеристики природного сообщества как биосисте­мы: местообитание, видовой состав, количество видов в со­обществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в при­родном сообществе. Основные свойства растений разных яру­сов. Участие животных в жизни природного сообщества. По­нятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Понятие об эко­системе. Место и роль растительного сообщества в биогеоце­нозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на приме­ре елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). При­чины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных при­родных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных. Зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное приро­допользование, охрана растений, охрана растительности, рас­тительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная кни­га. Роль школьников в изучении богатства родного края, в ох­ране природы, в экологическом просвещении населения.

Лабораторные и практические работы Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Работа на пришкольном учебно-опытном участке. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы, на подшефном участке растительности (парк, лес, поле).

Заключение

Общее заключение по курсу ботаники.

Задание на лето.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

- уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенному царству (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Список использованных источников

  1. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.-240с.
  2. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Рабочая тетрадь № 1,2 для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (под ред. И.Н. Пономаревой).
  3. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.
  4. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
  5. Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.;

Дополнительная литература для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

Для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
  8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
  12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.     
Прикрепленный файл Размер
р.пр.6.doc 146.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн