Профилактика эмоционального выгорания сельского учителя
Нет ответов
вт, 25/12/2012 - 20:44
Ирина Дементьева
На сайте с: 27/09/2011
Баллы: 35
Учитель начальных классов: Дементьева Ирина Викторовна.
Доклад на тему:
«Профилактика эмоционального выгорания сельского учителя»
«Эмоциональное выгорание» свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиональной деятельности учителя и в полной мере проявляется во взаимоотношениях между учениками и учителями, между взрослыми и детьми в процессе передачи и развития интеллектуального и социального опыта, который происходит в современной школе.
В настоящее время немало примеров тому, что при значительной интеллектуализации школы ребенку любого возраста хочется, чтобы у него был хороший добрый учитель. Не тот, который «за так» ставит высокие оценки, а тот, который всегда находится в уравновешенном, благоприятном состоянии, готов выслушать ученика, не отмахиваясь раздраженно от его неудержимой фантазии, способный обсудить нередко серьезные, но не совпадающие со старшими взгляды на жизнь.
Ребенок в школе проводит большую часть своего дня. День проходит при непосредственном общении с педагогом. Наверное, нельзя не согласиться с тем, что состояние учителя не может не сказываться на состоянии учащихся. Учебная успешность ученика во многом зависит как от профессионализма педагога, так от его личностных качеств и психического состояния.
Каждый человек включен в систему определенных отношений и выступает носителем культурных традиций и систем связей своего окружения. Он по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, которое имеет свою специфику. В зависимости от того, где человек проживает - в городе или селе, его психологический мир приобретает определенное своеобразие. Такие аспекты культуры города или деревни, как экономическая деятельность, быт, традиционные искусства, система межличностных отношений, мировоззренческие представления образуют целостную своеобразную систему, являющуюся внешней по отношению к системе психического, носителем которого является конкретный человек.
Сельские школы составляют более 70% от общего числа школ в России, в которых продолжает получать образование более шести миллионов учащихся, поэтому становится более чем очевидной ответственность как педагогов за качество образования сельской молодежи, так и учебных заведений, готовящих кадры для села, ибо образование - это залог прогресса и благосостояния сельского населения.
Сельская жизнь с более размеренным, чем город ритмом, давними традициями, моральными устоями, отрицательным отношением к праздному образу жизни и вниманием к отдельному человеку служат положительным моментом. Сельские педагоги имеют возможность более тесно, чем городские учителя, знать и учитывать в воспитании детей семейные условия школьников, характер взаимоотношений с взрослыми, склонности, интересы учащихся. На селе, где все друг друга знают и где каждый на виду у всех, сильнее развит социальный контроль над учебной и трудовой деятельностью.
Отличительной особенностью обучения в сельских школах от городских является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем от двух до двенадцати человек.
Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала работа учителя, который вынужден преподавать не одну дисциплину, а три (а то и семь), для того, чтобы иметь нагрузку на полную ставку. Поэтому знание содержания и методики преподавания нескольких учебных дисциплин становится профессиональным требованием в подготовке учителя сельской школы. Проблемой кадрового состава школы стало и старение педагогического коллектива. Заинтересовать молодого специалиста в работе на селе нечем - низкая заработная плата, отсутствие жилья, проблемы с трудоустройством супруга (супруги), отсутствие детских садов.
Одной из негативных сторон особенного положения сельского учителя, по сравнению с городским, является в том, что на селе учитель не всегда имеет возможность получить современную необходимую методическую консультацию, в школах нет школьного психолога, у многих учителей мало времени на методическую подготовку, его «съедает» свое натуральное хозяйство, что отрицательно отражается не только на самосовершенствовании и культурном развитии, но и на воспитании детей подростков.
В настоящее время условия жизни основной массы жителей села в нашей стране в существенной мере уступают городским тем, что она ограничена возможностью приобщения людей к современной культуре и науке, тяжелее труд, хуже жилищные условия, ниже уровень бытового, коммунального, транспортного, торгового, медицинского обслуживания. В современных условиях, когда идет разрушение социальной инфраструктуры села и воспитательные возможности деревенского социума, существенно сужаются, основным средством духовного оздоровления остается общеобразовательная сельская школа.
При всей сложности жизнедеятельности сельской школы, если взглянуть на современные городские частные школы, можно найти то лучшее, что присуще маленькой сельской школе: доброжелательность и комфортность небольших по контингенту классов, ориентацию на самостоятельность, на овладение способами переработки информации, использование различных организационных форм общения - парной, групповой, индивидуальной, неспешность, не суетность в поступках и мнениях. Наконец, стремление создать условия общения с природой.
Педагогические профессии относятся к помогающим профессиям, и в эти профессии приходят люди, для которых смысл жизни связан с помощью другим, с преобразованием культурной и нравственной среды вокруг себя. В случае не возможности реализовать полностью эти цели, они могут переживать субъективное ощущение профессиональной неэффективности, отрицательные эмоции вины, стыда, огорчения, подавленности, угнетенности, раздражения по отношению к самому себе и другие негативные эмоции, что влечет эмоциональное и профессиональное выгорание.
Для профилактики профессионального выгорания чрезвычайно важно 1) изучать психологические причины, по которым у педагогов самооценка и оценка результатов труда может не соответствовать реальности, 2) формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности, 3) исследовать и предлагать методы оценки и самооценки, которые педагог мог бы использовать самостоятельно, анализируя свою деятельность.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1. Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников. В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники релаксации.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов.
Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека.
Известный петербургский психотерапевт А.В.Гнездилов, обсуждая вопрос о профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций».
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.
Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.
Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); эффект восстановления (ослабление проявления утомления); эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы. Некоторыми из этих приемов учителя пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. Поэтому важно: разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса учитель уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются своего рода техникой безопасности для его работы; осознать их; перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием; освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия.
Опыт нашего взаимодействия с учителями позволяет выделить следующий банк естественных приемов регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы ученых на основе изучения психологии и физиологии человека, закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.
Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно сложные, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это – своего рода, техника безопасности для учителей.
Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
В предотвращении феномена «выгорания» важны и организационные меры: систематическое повышение квалификации, допуск к работе только после прохождения предварительной подготовки, обучение приемам снятия эмоционального напряжения, психологический комфорт работы группы, атмосфера поддержки и взаимопонимания, коррекция предвестников феномена «выгорания», комфортные бытовые условия работы, обеспечение достаточными справочными материалами и пособиями.
Приведем несколько способов профилактики «синдрома выгорания»:
- культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
- поддержание своего здоровья;
- соблюдение режима сна и питания;
- овладение техникой медитации или другой, подходящей для вас психотехнической практикой для управления стрессом;
- удовлетворяющая социальная жизнь;
- наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
- открытость новому опыту;
- умение давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
- обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
- чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
- включенность в профессиональное сообщество;
- участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
- участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
- супервизии собственной профессиональной деятельности как групповые, так и индивидуальные;
- психологическая помощь специалистов;
- хобби, доставляющее удовольствие;
- любая форма физической активности, доставляющая удовольствие;
- любые формы заботы о себе.
Таким образом, чтобы не сгореть на работе необходимо:
1. Эмоциональное общение
Когда учитель анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.
2. Использование «тайм-аутов»
Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции.
Положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию».
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование.
Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Избегание ненужной конкуренции.
В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.
7. Поддержание хорошей спортивной формы.
Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.
8. Умение быть наблюдательным, это поможет своевременно
заметить первые симптомы усталости.
9. Понимание того, что работа – это не счастье и не спасение, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Список литературы:
1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. –162 с.
2. Даринский А.В. Пути совершенствования системы повышения квалификации учителей сельских школ //Советская педагогика. - 1984, № 8. - С. 18-24.
3. Казыханова Д.А. Педагогические факторы развития самообразования учителя сельской школы: Дис. … канд. пед. наук - Казань, 1994. - 132 с.
4. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП, 1995. № 1. С. 36–47.
5. Романова, Е. Личность и эмоциональное выгорание / Е. Романов, М. Горохова // Вестник практической психологии образовании. – 2004. - № 1. – С. 18–23.
6. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // по материалам интернет-сайтов.
Учитель начальных классов: Дементьева Ирина Викторовна.
Доклад на тему:
«Профилактика эмоционального выгорания сельского учителя»
«Эмоциональное выгорание» свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиональной деятельности учителя и в полной мере проявляется во взаимоотношениях между учениками и учителями, между взрослыми и детьми в процессе передачи и развития интеллектуального и социального опыта, который происходит в современной школе.
В настоящее время немало примеров тому, что при значительной интеллектуализации школы ребенку любого возраста хочется, чтобы у него был хороший добрый учитель. Не тот, который «за так» ставит высокие оценки, а тот, который всегда находится в уравновешенном, благоприятном состоянии, готов выслушать ученика, не отмахиваясь раздраженно от его неудержимой фантазии, способный обсудить нередко серьезные, но не совпадающие со старшими взгляды на жизнь.
Ребенок в школе проводит большую часть своего дня. День проходит при непосредственном общении с педагогом. Наверное, нельзя не согласиться с тем, что состояние учителя не может не сказываться на состоянии учащихся. Учебная успешность ученика во многом зависит как от профессионализма педагога, так от его личностных качеств и психического состояния.
Каждый человек включен в систему определенных отношений и выступает носителем культурных традиций и систем связей своего окружения. Он по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, которое имеет свою специфику. В зависимости от того, где человек проживает - в городе или селе, его психологический мир приобретает определенное своеобразие. Такие аспекты культуры города или деревни, как экономическая деятельность, быт, традиционные искусства, система межличностных отношений, мировоззренческие представления образуют целостную своеобразную систему, являющуюся внешней по отношению к системе психического, носителем которого является конкретный человек.
Сельские школы составляют более 70% от общего числа школ в России, в которых продолжает получать образование более шести миллионов учащихся, поэтому становится более чем очевидной ответственность как педагогов за качество образования сельской молодежи, так и учебных заведений, готовящих кадры для села, ибо образование - это залог прогресса и благосостояния сельского населения.
Сельская жизнь с более размеренным, чем город ритмом, давними традициями, моральными устоями, отрицательным отношением к праздному образу жизни и вниманием к отдельному человеку служат положительным моментом. Сельские педагоги имеют возможность более тесно, чем городские учителя, знать и учитывать в воспитании детей семейные условия школьников, характер взаимоотношений с взрослыми, склонности, интересы учащихся. На селе, где все друг друга знают и где каждый на виду у всех, сильнее развит социальный контроль над учебной и трудовой деятельностью.
Отличительной особенностью обучения в сельских школах от городских является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем от двух до двенадцати человек.
Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала работа учителя, который вынужден преподавать не одну дисциплину, а три (а то и семь), для того, чтобы иметь нагрузку на полную ставку. Поэтому знание содержания и методики преподавания нескольких учебных дисциплин становится профессиональным требованием в подготовке учителя сельской школы. Проблемой кадрового состава школы стало и старение педагогического коллектива. Заинтересовать молодого специалиста в работе на селе нечем - низкая заработная плата, отсутствие жилья, проблемы с трудоустройством супруга (супруги), отсутствие детских садов.
Одной из негативных сторон особенного положения сельского учителя, по сравнению с городским, является в том, что на селе учитель не всегда имеет возможность получить современную необходимую методическую консультацию, в школах нет школьного психолога, у многих учителей мало времени на методическую подготовку, его «съедает» свое натуральное хозяйство, что отрицательно отражается не только на самосовершенствовании и культурном развитии, но и на воспитании детей подростков.
В настоящее время условия жизни основной массы жителей села в нашей стране в существенной мере уступают городским тем, что она ограничена возможностью приобщения людей к современной культуре и науке, тяжелее труд, хуже жилищные условия, ниже уровень бытового, коммунального, транспортного, торгового, медицинского обслуживания. В современных условиях, когда идет разрушение социальной инфраструктуры села и воспитательные возможности деревенского социума, существенно сужаются, основным средством духовного оздоровления остается общеобразовательная сельская школа.
При всей сложности жизнедеятельности сельской школы, если взглянуть на современные городские частные школы, можно найти то лучшее, что присуще маленькой сельской школе: доброжелательность и комфортность небольших по контингенту классов, ориентацию на самостоятельность, на овладение способами переработки информации, использование различных организационных форм общения - парной, групповой, индивидуальной, неспешность, не суетность в поступках и мнениях. Наконец, стремление создать условия общения с природой.
Педагогические профессии относятся к помогающим профессиям, и в эти профессии приходят люди, для которых смысл жизни связан с помощью другим, с преобразованием культурной и нравственной среды вокруг себя. В случае не возможности реализовать полностью эти цели, они могут переживать субъективное ощущение профессиональной неэффективности, отрицательные эмоции вины, стыда, огорчения, подавленности, угнетенности, раздражения по отношению к самому себе и другие негативные эмоции, что влечет эмоциональное и профессиональное выгорание.
Для профилактики профессионального выгорания чрезвычайно важно 1) изучать психологические причины, по которым у педагогов самооценка и оценка результатов труда может не соответствовать реальности, 2) формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности, 3) исследовать и предлагать методы оценки и самооценки, которые педагог мог бы использовать самостоятельно, анализируя свою деятельность.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1. Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников. В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники релаксации.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов.
Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека.
Известный петербургский психотерапевт А.В.Гнездилов, обсуждая вопрос о профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций».
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.
Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.
Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); эффект восстановления (ослабление проявления утомления); эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы. Некоторыми из этих приемов учителя пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. Поэтому важно: разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса учитель уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются своего рода техникой безопасности для его работы; осознать их; перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием; освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия.
Опыт нашего взаимодействия с учителями позволяет выделить следующий банк естественных приемов регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы ученых на основе изучения психологии и физиологии человека, закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.
Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно сложные, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это – своего рода, техника безопасности для учителей.
Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
В предотвращении феномена «выгорания» важны и организационные меры: систематическое повышение квалификации, допуск к работе только после прохождения предварительной подготовки, обучение приемам снятия эмоционального напряжения, психологический комфорт работы группы, атмосфера поддержки и взаимопонимания, коррекция предвестников феномена «выгорания», комфортные бытовые условия работы, обеспечение достаточными справочными материалами и пособиями.
Приведем несколько способов профилактики «синдрома выгорания»:
- культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
- поддержание своего здоровья;
- соблюдение режима сна и питания;
- овладение техникой медитации или другой, подходящей для вас психотехнической практикой для управления стрессом;
- удовлетворяющая социальная жизнь;
- наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
- открытость новому опыту;
- умение давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
- обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
- чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
- включенность в профессиональное сообщество;
- участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
- участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
- супервизии собственной профессиональной деятельности как групповые, так и индивидуальные;
- психологическая помощь специалистов;
- хобби, доставляющее удовольствие;
- любая форма физической активности, доставляющая удовольствие;
- любые формы заботы о себе.
Таким образом, чтобы не сгореть на работе необходимо:
1. Эмоциональное общение
Когда учитель анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.
2. Использование «тайм-аутов»
Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции.
Положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию».
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование.
Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Избегание ненужной конкуренции.
В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.
7. Поддержание хорошей спортивной формы.
Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.
8. Умение быть наблюдательным, это поможет своевременно
заметить первые симптомы усталости.
9. Понимание того, что работа – это не счастье и не спасение, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Список литературы:
1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. –162 с.
2. Даринский А.В. Пути совершенствования системы повышения квалификации учителей сельских школ //Советская педагогика. - 1984, № 8. - С. 18-24.
3. Казыханова Д.А. Педагогические факторы развития самообразования учителя сельской школы: Дис. … канд. пед. наук - Казань, 1994. - 132 с.
4. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП, 1995. № 1. С. 36–47.
5. Романова, Е. Личность и эмоциональное выгорание / Е. Романов, М. Горохова // Вестник практической психологии образовании. – 2004. - № 1. – С. 18–23.
6. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // по материалам интернет-сайтов.