«Флора и фауна» Программа экологического кружка
Владимирова Н.А., учитель биологии высшей квалификационной категории
Оршанка
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 5- 7-х классов, которые уже знакомы по урокам биологии с миром живых организмов.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии, принимая участие в биологических чемпионатах, игре-конкурсе «ЧИП», эколого-биологических Интернет-викторинах, Всероссийской олимпиаде школьников и других конкурсах.
Курс, рассчитанный на 34 часа. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
- Работа в парах
Методы, используемые в работе:
· Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
· Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
· Частично-поисковые методы: при систематизации коллекционного материала.
· Исследовательские методы: при работе с микроскопом, поиске и обработке нужной информации, написании исследовательских работ.
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, смотрах, соревнованиях и олимпиадах;
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой; умение публично защитить с исследовательскую работу;
- ведение здорового образа жизни.
Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
Календарно-тематический план занятий
№п.п
|
Тема
|
Количество
часов
|
Дата проведения
|
1.
|
Вводное занятие.
|
1
|
|
2.
|
Просмотр видеофильма о природе.
|
1
|
|
3.
|
Осенняя экскурсия.
|
1
|
|
4.5
|
Участие в литературном конкурсе «Лес в творчестве юных»
|
2
|
|
6.
|
Экологический десант.
|
1
|
|
7.8
|
Решение олимпиадных заданий по ботанике.
|
1
|
|
9.10
|
Решение олимпиадных заданий по зоологии.
|
1
|
|
11.
|
Растения и гороскоп.
|
1
|
|
12.13
|
Экскурсия в зоологический музей МарГУ
|
2
|
|
14.
|
Научно-исследовательские работы. Правила их оформления.
|
1
|
|
15.
|
Работа в Интернете. Поиск информации для исследований.
|
1
|
|
16.17
|
Организм человека.
|
2
|
|
18.19
|
Здоровье человека и окружающая среда.
|
2
|
|
20.21
|
Растения с температурой.
|
2
|
|
22.23
|
Живые барометры.
|
2
|
|
24.25
|
Участие в конкурсе наглядной агитации «Мир заповедной природы»
|
2
|
|
26.27
|
Огни живых источников.
|
2
|
|
28.29
|
Морские животные и «пластиковая чума »
|
2
|
|
30.31
|
Феномены животных.
|
2
|
|
32.33
|
Удивительные растения.
|
2
|
|
34.
|
Защита научно-исследовательких проектов.
|
1
|
|
Список использованных источников
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
4. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
5. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
6. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
7. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Рецензия
на программу экологического кружка «Флора и фауна»
учителя химии и биологии
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
Владимировой Натальи Алексеевны
Программа Владимировой Н.А. затрагивает актуальную проблему экологического образования, которое является одним из приоритетных инновационных направлений развития всей системы обучения.
Наступил период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией учебного процесса, всех составляющих учебно-воспитательной работы в школе.
Программа содержит необходимые разделы: пояснительную записку с целеполаганием, основное тематическое содержание, список использованных источников. Содержание программы соответствует поставленным целям в пояснительной записке, вызывает интерес у учащихся по биологии.
Цель программы - познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии, принимая участие в биологических чемпионатах, игре-конкурсе «ЧИП», эколого-биологических Интернет-викторинах, Всероссийской олимпиаде школьников и других конкурсах.
Занятия проводятся, используя разные формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуальная работа в парах.
Методы, используемые в работе:словесно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые методы, исследовательские.
Сочетание теоретического курса и практических работ обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию детей.
Практические работы предполагают активные методы: исследование, сравнение, игровые моменты.
В целом программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с биологией.
Преподаватель медико-биологических Пушкарёва Л.Д.
дисциплин высшей категории
ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж»
|