Размещено вс, 23/12/2012 - 21:51 пользователем Надежда Валентиновна Рукавишникова.
ТЕХНОЛОГИЯ "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ". ЧАСТЬ 1.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Важно уметь:
выявить предубеждения;
передать знания друг другу;
влияние этих знаний для решения этой проблемы.
Критически мыслящий человек задает вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?
В XX веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Изменение целей и задач образования:
Старые
Новые
Учащийся
приобретает знания и навык;
приобретает их как можно в большем объеме;
ориентация на объем материала;
отсутствие возможности выбора;
принятие целей образования и жизни в готовом виде;
стремление избежать контроля.
саморазвитие и самосовершенствование;
знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;
наличие возможности выбора программ и даже предметов;
постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;
стремление к своевременному и объективному контролю.
Процесс обучения
передача опыта и знаний;
обучение на основе устоявшихся знаний;
использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;
жесткость учебных и образовательных программ.
индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;
обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;
обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;
гибкость учебных и образовательных программ.
Результат
подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;
редкие нововведения сверху.
создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;
формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;
постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.
Размещено вс, 23/12/2012 - 21:52 пользователем Надежда Валентиновна Рукавишникова.
ТЕХНОЛОГИЯ "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ". ЧАСТЬ 2.
Три основные фазы в новой педагогической технологии
По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:
Вызов
Реализация (осмысление)
Рефлексия
В этом случае речь идёт о базовой модели урока. Но не всегда на уроке удаётся реализовать все этапы, так например, один урок может быть полностью вызовом и т.д.
Сводная таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»
Этапы
Вызов
Реализация
Рефлексия
Цели
Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся.
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.
Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым.
Освоение способа работы с информацией.
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете.
Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.
Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.
Приемы
«Мозговой штурм»
Прогнозирование (по портрету, картине)
Прогнозирование по ключевым словам
Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания)
Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
Кластер
Таблица «З–Х–У»
Чтение текста с маркировкой по методу insert
Выделение ключевых слов подчёркиванием
Маркировочная таблица insert
Ттворческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие: v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
v
–
+
?
Разбивка на кластеры
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли.
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.
Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.
Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.
Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.
Размещено вс, 23/12/2012 - 21:54 пользователем Надежда Валентиновна Рукавишникова.
ТЕХНОЛОГИЯ "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ". ЧАСТЬ 4.
Творческая форма рефлексии – Синквейн
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
На: Технология "Критическое мышление"
ТЕХНОЛОГИЯ "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ". ЧАСТЬ 1.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Важно уметь:
Критически мыслящий человек задает вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?
В XX веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Изменение целей и задач образования:
На: Технология "Критическое мышление"
ТЕХНОЛОГИЯ "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ". ЧАСТЬ 2.
Три основные фазы в новой педагогической технологии
По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:
Вызов
Реализация (осмысление)
Рефлексия
В этом случае речь идёт о базовой модели урока. Но не всегда на уроке удаётся реализовать все этапы, так например, один урок может быть полностью вызовом и т.д.
Сводная таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»
Этапы
На: Технология "Критическое мышление"
ТЕХНОЛОГИЯ "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ". ЧАСТЬ 3.
Основные методические приёмы работы
и т.д.
Метод Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
v
–
+
?
Разбивка на кластеры
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли.
Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)
З – знаем
Х – хотим узнать
У – узнаем
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.
Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.
Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.
Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.
На: Технология "Критическое мышление"
ТЕХНОЛОГИЯ "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ". ЧАСТЬ 4.
Творческая форма рефлексии – Синквейн
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
Например: