Речевое поведение учащихся на уроках английского языка
Submitted by Татьяна Михайловна Бузулуцкая on Sat, 22/12/2012 - 17:21
Речевое поведение учащихся на уроках английского языка»
Проблемы, связанные с развитием иноязычной устной речи и определением характера устной речи учащихся всегда были актуальными. Мы хотим научить наших учеников говорить, общаться на иностранном языке. Но очень часто ребенок не имеет желания высказываться вне темы, если это не задавал учитель дома, старается выкрутиться, придумывая разные причины для этого. И даже если ученик имеет солидный лексический запас языкового материала, бывает совершенно беспомощным вне урока, когда к нему обращаются с элементарным вопросом или требуют простейшего объяснения. С такой ситуацией сталкивался любой учитель.
Виды речевой деятельности можно классифицировать, беря во внимание форму и содержание, следующим образом:
1) Высказывания несамостоятельны как по форме, так и по содержанию: повторение слов или предложений за учителем, воспроизведение заученного диалога, стихотворения, цитирования части текста.
2) Высказывания, самостоятельные по содержанию, но не самостоятельные по форме:
использование различных словосочетаний, отдельно усвоенных предложений и фраз, блоков, штампов, клише.
3)Высказывания, самостоятельные по форме, но не самостоятельные по
содержанию:
пересказ, реферирование, краткое изложение содержания текста.
4)Высказывания, самостоятельные по форме и по содержанию:
это те случаи, когда учащиеся сами находят объект для говорения и высказывают о нем, или в связи с ним собственные мысли, собственное суждение.
Исходя из перечисленного необходимо сказать, что все виды высказываний важны на соответствующем этапе усвоения материала. Поскольку речь на иностранном языке не может возникнуть без соответствующего усвоения языкового материала и формирования определенных навыков и умений, но не в последнюю очередь необходим и творческий выход в инициативную речь. Ведь привыкнув к мысли, что иностранный язык не имеет выхода в творческую речь, учащиеся не в состоянии перестроиться психологически и на старшем этапе обучения и начать пользоваться языком при общении.
Бесспорно, что для инициативного высказывания необходимо овладеть минимум лексического и грамматического материала. А это требует специальной тренировки, соответствующей первым, несамостоятель-
ным по форме, видам высказывания . От умений учителя зависит использовать и подготовить на уроке соответствующие ситуации, воспользоваться возможностями учебного материала, стимулировать
речевую деятельность учащихся в соответствующем направлении.
Как же развить в ребенке умение и желание мыслить и формировать собственную речь, делать высказывания, самостоятельные по форме?
Творческая, инициативная и спонтанная речь возникает в основном с опорой на развитие и развертывание мышления, домысла, фантазии,
индивидуального опыта учащегося, его интересов и уровня владения языком, личного восприятия окружающей действительности. Индивидуальные особенности личности подростка на среднем этапе обучения способствуют развитию речевой активности на уроках. При этом создание на уроке неразвернутых ситуаций общения и являются предпосылкой для вовлечения учащихся в речевую деятельность.
Неразвернутые ситуации могут быть предъявлены учащимся в устной и письменной форме или в виде картинной наглядности.
Использование неразвернутых ситуаций, предъявляемых в устной форме, предполагает следующие виды работы:
а)вопросы учащихся учителю или одному из учащихся;
б)беседу учащихся с учителем или с одним из учащихся;
в) составление учащимися кратких самостоятельных высказываний с опорой на заданные классом вопросы или спонтанные, без опоры на предварительно заданные вопросы.
Неразвернутые ситуации, предъявляемые в устной форме, состоят из кратких, но достаточно экспрессивных предложений, в которых ситуация только очерчена. Очень важна эмоциональная сторона предъявления. Она должна захватить учащегося, вызвать у него собственную реакцию- узнать детали, ушедшие за рамки сказанного в исходном предложении. Этот психологический момент дает учителю возможность стимулировать
устную речевую деятельность учащихся, сообщая им в случае необходимости отдельные детали, которые помогут поддерживать интерес и речь учащихся на определенном уровне активности. Поскольку точного ответа в каждой ситуации не запрограммированно и таковым быть не может. Речевая деятельность учащихся при этом может иметь те пределы, которые учитель посчитает целесообразным для определенного этапа обучения при работе с конкретным составом учеников. Учитель может при этом и «подбрасывать» учащимся нужную для выражения мысли, но еще не известную им лексику. Такое опережение, с одной стороны, расширяет потенциальный иноязычный словарный запас учащихся, с другой – создает базу, облегчающую последующую презентацию лексического материала. Покажем примерные ситуации на примерах:
1) Нe was the first The first in what? Who else in the first? In what?
2) The boys said that it was interesting. What was interesting? Why was it interesting?
3) Yesterday my son laughed very much? What made him laugh?
4) She was the best-dressed girl. How was she dressed? Who was the best dressed girl?
5) They thought it was an important day. Why was the day important? Was it important for all of them? Do you think it was important?
6) Lena was sorry she could not go. Where couldn’t she go? Why was she sorry? Was she right?
7) He said, “Thank you for telling me to go there.” Where did he go? Why did he thank for telling it? Why did he tell to go there?
8) He told me why he was absent yesterday. Why was he absent yesterday? Did he tell the teacher why he was absent yesterday?
9) She took part in celebration. In what celebration did she take part? What did she do there? Was she good at it?
10) Tom said that it was easy. What was easy? Do you really think so? Is it easy for everyone? What made him said so?
При работе с этими примерами у учащихся развивается фантазия, домысел как форма творческого мышления с опорой на иноязычную речь, которая в свою очередь параллельно совершенствуется как необходимое условие реализации этой фантазии, этого домысла.
Наглядность является при обучении иностранному языку важным стимулом развития речи учащихся. Наличие картинки-схемы, а не полного рисунка, является более действенным стимулом, побуждающим учащихся к домысливанию и фантазированию. Часто дети не знают, с чего начать и в какой последовательности говорить.
Картинка с неразвернутой ситуацией –это рисунок, на котором дается только наметка какого-либо действия, совершаемая довольно неопределенно очерченным лицом. Рисунки изготавливаются в черно-белом варианте, чтобы дать максимальную возможность и широкое поле для домысла, когда каждый учащийся может предложить свое цветовое оформление изображенного. Каждая картинка может быть основой для большого количества ситуаций и может использоваться неоднократно на протяжении ряда уроков. Ребятам следует объяснить, что следует говорить о том, что не представлено на картинке: кем может быть изображенное лицо, что предшествовало приведенному моменту, как будут развиваться события дальше и к чему они приведут. Желательно также объяснить ребятам, что они могут привлекать в качестве действующих лиц людей, не изображенных на рисунке, а также использовать события, не вытекающие непосредственно из изображенного. При этом можно использовать следующие приемы:
1) Учитель в качестве примера возможной работы с конкретной картиной приводит несколько совершенно различных по сюжету ситуаций, основанных на одном и том же стержневом моменте – изображенном на рисунке. Например, вы нарисовали макет квартиры и дети получают задания:
a) You have a new flat. This is your room. Furnish it. Put your things in the room the way you want them to stand.
b) You have a new flat. This is the room where you will live with your sister. Furnish it. Put your sister’s things and your things the way both of you want them to stand.
c) You have a new flat. This is your living room. Furnish it. Put your things the way you want them to be.
2)Учащиеся класса задают одному из них вопросы для создания новой
ситуации. Начинать надо с сильных учащихся, вовлекая постепенно
в выполнения задания более слабых учащихся. Итогом работы может
быть рассказ учащегося, построенный по ответам на заданные ему
вопросы.
3)Вариант ответа составляется учащимися по цепочке как в игре «Снежный ком», путем добавления одного или нескольких предложений.
4) Составление каждым учащимся своего варианта рассказа по предложенной неразвернутой ситуацию.
Необходимо подчеркнуть, что для того, чтобы каждый рассказ отличался
новизной сюжетной линии, оригинальностью и богатством домысла, ребят
надо нацеливать на это с самого начала работы по картинкам с неразвернутыми ситуациями. При регулярности использования такого вида наглядности, учащиеся с большим интересом работают над созданием различных вариантов рассказа, что способствует не только улучшению их иноязычной речи, но и творческого мышления вообще. При этом в речевой процесс вовлекается большое количество учащихся согласно их интересам, опыту, формам мышления и языковым возможностям.
Ребята со слабой языковой подготовкой тоже включаются в речевую деятельность, так как упражнения, стимулирующие самостоятельные высказывания, дают им возможность проявлять речевую инициативу в
соответствии с их уровнем владения языком.
В заключении хочется сказать, что желание ребенка высказаться на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты его личные эмоции, мысли, интересы. Приблизить ситуацию говорения к ребенку – вот наша главная задача. Ребенок сам захочет говорить и проявлять желание оформить свою речь, выучит лексику и грамматику.