"Бородино" патриотический призыв М. Ю. Лермонтова к современникам
Submitted by Татьяна Владимировна Лугавцова on Sat, 22/12/2012 - 11:38
Открытый урок литературы
в
5 классе
200-ЛЕТИЮсо дня рождения М.Ю.ЛермонтоваПОСВЯЩАЕТСЯ.
Тема. «Бородино» -патриотический призыв
М.Ю.Лермонтова к современникам. (слайд 1)
Цели.1. Заинтересовать учащихся личностью поэта, представить М.Ю. Лермонтова как живого современника, близкого нам своей искренней любовью к родине и народу.
2. Охарактеризовать патриотизм Лермонтова как чувство, связанное с общественно-политическими взглядами писателя.
3. Раскрыть значение событий 1812года для формирования национального самосознания Лермонтова.
4 Анализируя балладу «Бородино»,рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю.
5. В ходе занятия развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.
6.Создать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся:
- выразительное чтение произведения;
- аналитическая работа с текстом;
- умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Оборудование. Выставка книг, посвящённых М.Ю.Лермонтову и войне 1812года, мультимедиопроектор, компьютер, экран
План урока.
Звучит мелодия романса «Белеет парус одинокий».
Вступительное слово учителя:
-Ребята, знакомы ли вам слова прозвучавшего романса? Кто автор слов?
-Правильно, это слова Лермонтова, замечательного поэта, который , как мятежный парус, искал полной, беспокойной, значительной жизни. И если он не находил того, чего жаждало сердце, в окружающей его мире, то обращал свой взор в героическое прошлое и насыщался им , как святым источником.
-Как вы думаете, ребята, может ли художественное произведение рассказать что-либо об авторе, о его мыслях, чувствах, об обстановке вокруг в момент создания?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ:
-Если внимательно читать произведение и вдумываться в него и ещё сравнивать факты из истории и литературы, то можно понять и почувствовать настроение автора.
-Автора можно увидеть рядом с героями, например, старый солдат из «Бородино» передаёт мысли автора.
-Я учила «Бородино» и думала, что если бы Лермонтов раньше родился, то мог быть участником сражения.
-Мне казалось, когда читал слова « богатыри не вы», что Лермонтов меня спрашивает, чем мы сегодня гордимся, есть ли среди нас люди, похожие на богатырей.
-Я думаю, что, если в произведении герои любят и защищают Родину, умирают за неё, значит, и сам автор поступал также.
УЧИТЕЛЬ:
-Правильно вы говорите: в талантливом произведении всегда угадывается автор, он незримо присутствует между строк.
-Темой нашего урока будет продолжение разговора о «Бородино» как патриотическом призыве к современникам поэта и к нам, сегодняшним читателям. (Слайд 2)
Задачи урока:
-представить М.Ю.Лермонтова как живого собеседника, любящего родину и народ;
-выразительно прочитать текст, выражая гордость за праотцов, защитивших Отечество;
-раскрыть значение событий 1812 года для Лермонтова;
-высказывать своё мнение о теме и идее «Бородино» (Слайд 3)
Выбор эпиграфа(цитаты для пояснения замысла урока) (Слайд 4)
(выбрать нужное и объяснить):
«Образ поэта тесно связан с его творениями».
«Он (Лермонтов) рождал своих героев из собственной души, наделяя их свойственными ему чертами…» В.Г.Белинский.
УЧИТЕЛЬ:
-Тема подвига русского народа во время Бородинского сражения и через 200 лет после этого события продолжает нас волновать. Почему всё-таки «недаром помнит вся Россия про Бородина»? Почему вспомнил о ней Лермонтов в 1837 году и написал героическую балладу «Бородино» к 25 годовщине битвы?
-Я попросила вас подготовить небольшие исторические справки о времени и жизни Лермонтова к моменту создания «Бородино»
СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ: (слайд 5)
-В 30-е годы Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он написал свои первые стихи. Юноша был очень талантлив: прекрасно рисовал и лепил скульптуры, хорошо играл на скрипке и флейте, увлекался математикой и шахматами, овладел европейскими языками. Но главным делом своей жизни он выбрал поэзию.
- В 1837 году на дуэли убивают А.С.Пушкина, это очень потрясло Лермонтова. Во главе России в то время стоял царь Николай Первый, который был напуган восстанием декабристов. Он заставил жандармов следить за умными людьми в России, писателями, поэтами. Министр образования Уваров так ненавидел русскую литературу, что однажды в порыве гнева сказал: «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я по крайней мере буду спать спокойно».
(Слайд 6)
- В 30-е годы 19 века, когда жил Лермонтов, существовали две культуры: Россия - дворянская и Россия – крестьянская, народная. Лермонтов, живя среди дворянского общества, ненавидел его и презирал. Под красивой одеждой и золотыми мундирами он видел глупость, фальшь, лицемерие. Поэт служил на Кавказе в гусарском полку и наблюдал, как славу простого народа присваивали себе высшие чины.
- Лермонтов прожил всего 27 лет. Он всегда был выше узких интересов дворян : его не волновали высокие чины и награды. Поэт всю свою недолгую жизнь боролся с царским правительством. Зато он любил простой народ. Проезжая мимо деревень, он радовался крестьянским избам, хорошему урожаю, а если это случалось в праздничный день, то он часами мог любоваться пляской мужиков.
(Слайд 7)
- В 30-е и 40-е годы в России не было места героям и подвигам. Поэтому поэт Лермонтов искал их в прошлом России. Он родился в год, когда закончилась Отечественная война и русские полки возвращались из Франции. Отец Лермонтова тоже записался в армию, но по болезни не участвовал в сражениях. Зато два брата бабушки Лермонтова (Дмитрий и Афанасий Столыпины) рассказывали о войне и сражениях. Наверное, их речь звучит в «Бородино».
УЧИТЕЛЬ:
-Несомненно, исторические события 1812 года помогли сформироваться патриотическому чувству Лермонтова. Профессор Московского пансиона Н.Л.Бродский вспоминает: «Два события :Бородинское сражение и пожар Москвы- вызвали в Лермонтове чувство гордости за свой народ в его борьбе за национальную независимость».
Лермонтову довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинском сражении. (Слайд 8)
Под влиянием всех изустных преданий о 1812 годе у поэта сложилось убеждение, что главным героем в этих героических событиях был народ. И то, что Москва была спалена пожаром, явилось выражением народной воли. Это была форма борьбы всего народа с врагом.
Любовь к Москве и русскому народу слились у Лермонтова в одно большое патриотическое чувство: (Слайд 9)
Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый , безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвегнуть.
-Ребята, а кто ещё из русских писателей , подобно Лермонтову, упоминает об обмане врага. (И.А.Крылов в басне «Волк на псарне»).
-Почему Наполеон основной удар решил направить на Москву? (Он говорил своим солдатам- французам: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Москву в самое сердце». (Слайд 10)
-Итак, в 125 км от Москвы, близ села Бородино русские войска заняли оборону.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ «БОРОДИНО»
-Теперь , ребята, представьте себя героями баллады «Бородино». Я раздам вам открытки с изображением солдат и офицеров войны 1812 года, и вы от их имени расскажите о героическом событии. Фоном вашего выступления будут рисунки художника В.Шевченко.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА «Узнай слово» (Слайд 11)
-Работая с текстом «Бородино», вы встретились с устаревшими слова, я просила вас запомнить их лексическое значение . Теперь по толкованию предлагаю вам вспомнить эти слова и записать.
полевое укрепление РЕДУТ
артиллерийский снаряд КАРТЕЧЬ
станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия ЛАФЕТ
стоянка войска под открытым небом БИВАК
высокий круглый военный головной убор из кожи КИВЕР
солдаты кавалерийских частей УЛАНЫ ,ДРАГУНЫ
сражение СЕЧА
стальной клинок, меч БУЛАТ
враги, иноземцы БУСУРМАНЫ
Краткая беседа по содержанию стихотворения:
– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?
(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России )
– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?
(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. )
-Как вы думаете, таких солдат, как рассказчик, было много в русской армии? (В армии было больше таких солдат, поэтому и победили)
-Много ли раз звучит в произведении слово «я»,а «мы», почему?
( «Мы» выражает мысли и чувства всех сражавшихся)
-Как рассказчик относится командиру и способен ли он шутить в трудные минуты?
( «жаль его, сражён булатом», «есть разгуляться где на воле»)
-Высказывает ли бывалый воин Бородинской битвы недоверие к следующему поколению?
(Современники поэта вызывают осуждение, потому что не находят применения ни силе, ни таланту)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
– Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь. (Слайды 12-15)
(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображениеБородинской битвы)
– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.
(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)
Тест (7 заданий)
(Письменная работа, провести на слух, проверить, оценить всех) (2 мин)
Тест
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
1. Исторической основой произведения является:
А. Великая Отечественная война;
Б. Отечественная война 1812 года;
В. Русско-японская война.
2.О Бородинском сражении рассказывает:
Молодой новобранец;
Б. Командующий армией;
Старый солдат.
3. Герой стихов (рассказчик) служил в :
Артиллерии;
Б. Кавалерии;
Танковых войсках.
4. Кому принадлежат слова:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали…»:
А. Старому солдату;
Б. Драгуну;
В. Полковнику.
5.В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется:
А. Сравнение;
Б. Антитеза;
В. Метафора
6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:
А. Ликование;
Б. Солдаты готовятся к бою;
В. Все легли спать.
7. Изображение боя представляет собой:
А.Описание;
Б. Рассуждение;
В. Повествование.
Ключ. (Слайд 16)
– б 5.-б
– в 6. - б
– а 7. - а
- в
Вывод урока:
– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?
( 175 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)
-К чему призывает нас поэт?
(Быть патриотами Отечества, гордиться героическим прошлым, соответствовать этому прошлому, применять силы и знания)
Подведение итога урока (рефлексия): (Слайд 17)
–Для чего нам нужен был этот урок? Чему научились?
(Сегодня мы ближе узнали Лермонтова М.Ю. и героев «Бородино», как события войны 1812 года повлияли на поэта, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)
– Запишем домашнее задание : (Слайд 18)
Написать сочинение- размышление «Как я читал(а) «Бородино»? по опорным словам: