Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Бородино" патриотический призыв М. Ю. Лермонтова к современникам

Submitted by Татьяна Владимировна Лугавцова on Sat, 22/12/2012 - 11:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лугавцова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ села Песчанка Аткарского района Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

              1. Заинтересовать учащихся личностью поэта, представить М.Ю. Лермонтова как живого современника, близкого нам своей искренней любовью к родине и народу.

                  2. Охарактеризовать патриотизм Лермонтова как чувство, связанное с общественно-политическими взглядами писателя.

                   3. Раскрыть значение событий 1812года для формирования национального самосознания  Лермонтова.

                   4 Анализируя балладу «Бородино»,рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю.

                   5. В ходе занятия развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.

              6.Создать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся:

- выразительное чтение произведения;

- аналитическая работа с текстом;

- умение высказывать своё мнение о прочитанном. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
4
Используемые учебники и учебные пособия: 

Коровина В. Я.   Литература 5 кл Москва" Просвещение" 2008 стр 164-171

 
Используемая методическая литература: 
—Золотарёва И.В.,ЕгороваН.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл.-М.: «ВАКО»,2005
—Литература. 5-11 кл. Тесты для текущего контроля. Авт.-сос.Н.Ф.Ромашина- Учитель,2008  
Используемое оборудование: 

Выставка книг, посвящённых М.Ю.Лермонтову  и войне  1812года, мультимедиопроектор, компьютер, экран

Краткое описание: 
Урок базовый в 5 классе посвящён 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова,200-летию Бородинского сражения.Урок с музыкальным сопровождением,показом презентации с историко-биографическими собщениями,твоческим выступлением учащихся, с обобщительным контролем лексических и текстовых знаний.Урок пробуждает интерес к поэту-патриоту, его яркой, достойно прожитой жизни и его творчеству.

Открытый урок литературы

в

5 классе

 

200-ЛЕТИЮ со дня рождения М.Ю.Лермонтова ПОСВЯЩАЕТСЯ.
 

 

Тема.                  «Бородино» -патриотический призыв

 

                         М.Ю.Лермонтова к  современникам. (слайд 1)

 

Цели.1. Заинтересовать учащихся личностью поэта, представить М.Ю. Лермонтова как живого современника, близкого нам своей искренней любовью к родине и народу.

                  2. Охарактеризовать патриотизм Лермонтова как чувство, связанное с общественно-политическими взглядами писателя.

                   3. Раскрыть значение событий 1812года для формирования национального самосознания  Лермонтова.

                   4 Анализируя балладу «Бородино»,рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю.

                   5. В ходе занятия развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.

              6.Создать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся:

- выразительное чтение произведения;

- аналитическая работа с текстом;

- умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Оборудование. Выставка книг, посвящённых М.Ю.Лермонтову  и войне  1812года, мультимедиопроектор, компьютер, экран

 

План урока.

 

 

Звучит мелодия романса «Белеет парус одинокий».

Вступительное слово учителя: 

-Ребята, знакомы ли вам слова прозвучавшего романса? Кто автор слов?

-Правильно, это слова Лермонтова, замечательного поэта, который , как мятежный парус, искал полной, беспокойной, значительной жизни. И если он не находил того, чего жаждало сердце, в окружающей его мире, то обращал свой взор в героическое прошлое и насыщался им , как святым источником.

-Как вы думаете, ребята, может ли художественное произведение рассказать что-либо об авторе, о его мыслях, чувствах, об обстановке вокруг в момент создания?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ:

-Если внимательно читать произведение и вдумываться в него и ещё сравнивать факты из истории и литературы, то можно понять и почувствовать настроение автора.

-Автора можно увидеть рядом с героями, например, старый солдат из «Бородино» передаёт мысли автора.

-Я учила «Бородино» и думала, что если бы Лермонтов раньше родился, то мог быть участником сражения.

-Мне казалось, когда читал слова « богатыри не вы», что Лермонтов меня спрашивает, чем мы сегодня гордимся, есть ли среди нас люди, похожие на богатырей.

 

-Я думаю, что, если в произведении герои любят и защищают Родину, умирают за неё, значит, и сам автор поступал также.

УЧИТЕЛЬ:

-Правильно вы говорите: в талантливом произведении всегда угадывается автор, он незримо присутствует между строк.

-Темой нашего урока  будет продолжение разговора о «Бородино» как патриотическом призыве к современникам поэта и к нам, сегодняшним читателям.   (Слайд 2)

Задачи урока:

-представить М.Ю.Лермонтова как живого собеседника, любящего родину и народ;

-выразительно прочитать текст, выражая гордость за праотцов, защитивших Отечество;

-раскрыть значение событий 1812 года для Лермонтова;

-высказывать своё мнение о теме и идее «Бородино»   (Слайд 3)

 

Выбор эпиграфа(цитаты для пояснения замысла урока)    (Слайд 4)

                   (выбрать нужное и объяснить):

  1. «Образ поэта тесно связан с его творениями».
  2. «Он (Лермонтов) рождал своих героев из собственной души, наделяя их свойственными ему чертами…» В.Г.Белинский.

УЧИТЕЛЬ:

-Тема подвига русского народа во время Бородинского сражения и через 200 лет после этого события продолжает нас волновать. Почему всё-таки «недаром помнит вся Россия про Бородина»? Почему вспомнил о ней Лермонтов в 1837 году и  написал героическую балладу «Бородино» к  25 годовщине битвы?

-Я попросила вас подготовить небольшие исторические справки о времени и жизни Лермонтова к моменту создания «Бородино»

 

 

 

 

СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ:            (слайд 5)

-В 30-е годы Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он написал свои первые стихи. Юноша был очень талантлив: прекрасно рисовал и лепил скульптуры, хорошо играл на скрипке и флейте, увлекался математикой и шахматами, овладел европейскими языками. Но главным делом своей жизни он выбрал поэзию.

 

- В 1837 году на дуэли убивают А.С.Пушкина, это очень потрясло Лермонтова. Во главе России в то время стоял царь Николай Первый, который был  напуган восстанием декабристов. Он заставил жандармов следить за умными людьми в России, писателями, поэтами. Министр образования Уваров так ненавидел русскую литературу, что однажды в порыве гнева сказал: «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я по крайней мере буду спать спокойно».

(Слайд 6)

- В 30-е годы 19 века, когда жил Лермонтов, существовали две культуры: Россия - дворянская и Россия – крестьянская, народная. Лермонтов, живя среди дворянского общества, ненавидел его и презирал. Под красивой одеждой и золотыми мундирами он видел глупость, фальшь, лицемерие. Поэт служил на Кавказе в гусарском полку и наблюдал, как славу простого народа присваивали себе высшие чины.

 

- Лермонтов прожил всего 27 лет. Он всегда был выше узких интересов дворян : его не волновали высокие чины и награды. Поэт всю свою недолгую жизнь боролся с царским правительством. Зато он любил простой народ. Проезжая мимо деревень, он радовался крестьянским избам, хорошему урожаю, а если это случалось в праздничный день, то он часами мог любоваться пляской мужиков.

         (Слайд 7)

- В 30-е и  40-е годы в России не было места героям и подвигам. Поэтому  поэт Лермонтов искал их в прошлом России. Он родился в год, когда закончилась Отечественная война и русские полки возвращались из Франции. Отец Лермонтова тоже записался в армию, но по болезни не участвовал в сражениях. Зато два брата бабушки Лермонтова (Дмитрий и Афанасий Столыпины) рассказывали  о войне и сражениях. Наверное, их речь звучит в «Бородино».

УЧИТЕЛЬ:

-Несомненно, исторические события 1812 года помогли сформироваться патриотическому чувству Лермонтова. Профессор Московского пансиона Н.Л.Бродский вспоминает: «Два события :Бородинское сражение и пожар Москвы- вызвали в Лермонтове чувство гордости за свой народ в его борьбе за национальную независимость».

Лермонтову довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинском сражении.     (Слайд 8)

   Под влиянием всех изустных преданий о 1812 годе у поэта сложилось убеждение, что главным героем в этих героических событиях был народ. И то, что Москва была спалена пожаром, явилось выражением народной воли. Это была форма борьбы всего народа с врагом.

  Любовь к Москве и русскому народу слились у Лермонтова в одно большое патриотическое чувство:             (Слайд 9)

            Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

            Как русский,- сильно, пламенно и нежно!                                                                                                              

            Люблю священный блеск твоих седин

            И этот Кремль зубчатый , безмятежный.

            Напрасно думал чуждый властелин

            С тобой, столетним русским великаном,

            Померяться главою и обманом

            Тебя низвегнуть.

-Ребята, а кто ещё из русских писателей , подобно Лермонтову,  упоминает об обмане врага. (И.А.Крылов в басне «Волк на псарне»).

-Почему Наполеон  основной удар решил направить на Москву?  (Он говорил своим солдатам- французам: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Москву в самое сердце».     (Слайд 10)

-Итак, в 125 км от Москвы, близ села Бородино русские войска заняли оборону. 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ «БОРОДИНО»

-Теперь , ребята, представьте себя героями баллады «Бородино». Я раздам вам открытки с изображением солдат и офицеров войны 1812 года, и вы от их имени расскажите о героическом событии. Фоном вашего выступления  будут рисунки художника В.Шевченко.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА «Узнай слово»   (Слайд 11)

-Работая с текстом «Бородино», вы встретились с устаревшими слова, я просила вас запомнить их лексическое значение . Теперь по толкованию   предлагаю вам вспомнить эти слова и записать.

  • полевое укрепление РЕДУТ
  • артиллерийский снаряд КАРТЕЧЬ
  • станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия ЛАФЕТ
  • стоянка войска под открытым небом БИВАК
  • высокий круглый военный головной убор из кожи КИВЕР
  • солдаты кавалерийских частей УЛАНЫ ,ДРАГУНЫ
  • сражение СЕЧА
  • стальной клинок, меч БУЛАТ
  • враги, иноземцы БУСУРМАНЫ

Краткая беседа по содержанию стихотворения:

– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?

(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России )

– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?

(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. )

-Как вы думаете, таких солдат,  как рассказчик, было много в русской армии? (В армии было больше таких солдат, поэтому и победили)

-Много ли раз звучит в произведении слово «я»,а «мы», почему?

 ( «Мы» выражает мысли и чувства всех сражавшихся)

-Как рассказчик относится командиру и способен ли он шутить в трудные минуты?

( «жаль его, сражён булатом», «есть разгуляться где на воле»)

-Высказывает ли бывалый воин Бородинской битвы недоверие к следующему поколению?

(Современники поэта вызывают осуждение, потому что не находят применения ни силе, ни таланту)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

– Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь.          (Слайды 12-15)

(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.

(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)

 

Тест (7 заданий)

                                   (Письменная работа, провести на слух, проверить, оценить всех) (2 мин)     

                                                  Тест

                               М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1. Исторической основой произведения является: 

А. Великая Отечественная война;

     Б.  Отечественная война 1812 года;

В. Русско-японская война. 

2.О Бородинском сражении рассказывает:

  1. Молодой новобранец;

Б. Командующий армией;

  1. Старый солдат.

      3. Герой стихов (рассказчик) служил в :

  1. Артиллерии;

Б. Кавалерии;

  1. Танковых войсках.

4. Кому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали…»:

 А. Старому солдату;

 Б. Драгуну;

 В. Полковнику.

5.В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется:

А. Сравнение;

Б. Антитеза;

В. Метафора

6. Какое настроение царит  в русской армии перед боем:

А. Ликование;

Б. Солдаты готовятся к бою;

В. Все легли спать.

7. Изображение боя представляет собой:

А.Описание;

Б. Рассуждение;

В. Повествование.

                                 

 

  Ключ.      (Слайд 16)

  1.  – б                              5.-б
  2. – в                                6. - б  
  3. – а                               7. - а
  4. -  в

Вывод урока:

– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?

( 175 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)

-К чему призывает нас поэт?

 (Быть патриотами Отечества, гордиться героическим прошлым, соответствовать этому прошлому, применять силы и знания)

Подведение итога урока (рефлексия):         (Слайд 17)

–Для чего нам нужен был этот урок? Чему научились?

(Сегодня мы ближе узнали Лермонтова М.Ю. и героев «Бородино»,  как события  войны 1812 года повлияли на поэта, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)

– Запишем домашнее задание :        (Слайд 18)

Написать сочинение- размышление «Как я читал(а) «Бородино»? по опорным словам:

Читая «Бородино»,  я думаю…………..

Между строк  представляю……

С поэтом нельзя не согласиться, что…..

Хочется верить, что………

 

РЕСУРСЫ

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-.88eb1faee117/116240/?interface=teacher&class=47&subject=10

 

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116241/?interface=teacher&class=47&subject=10

 

 

Прикрепленный файл Size
Конспект урока.doc 165 KB
М.Ю.Лермонтов Бородино.ppt 1.28 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн