Submitted by Ольга Викторовна Шевцова on пн, 17/12/2012 - 08:25
Описание модели подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике в рамках учебного процесса с учетом выбора экзамена
В настоящее время наметилась тенденция к получению молодежью высшего образования. Увеличилось количество абитуриентов, выбирающих технические специальности, а значит, физику как предмет по выбору для сдачи экзамена. С каждым годом растут требования к выпускникам, усложняются задания ЕГЭ.
Контингент учащихся Центра образования весьма разнообразный. Основную часть сегодня составляют социально и профессионально никак не определившиеся подростки с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще. Более взрослую часть контингента составляют учащиеся с большим перерывом в учебной деятельности, сопровождающимся, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности. Центр дает возможность получить образование учащимся с низким материальным положением, имеющим проблемы со здоровьем, беременным молодым женщинам и воспитывающим малолетних детей.
Треть учащихся характеризуется активной учебной мотивацией, учиться им интересно и они прикладывают максимум старания. Они оптимально приспособлены к условиям обучения в Центре: учебная мотивация высокая и имеет внутренний характер; полностью сохранены учебные способности; их дидактическая запущенность вызвана в основном перерывом в учёбе; в системе социальных отношений «ученик – учитель» и «ученик – ученик» коммуникабельность удовлетворительная, проявляется тенденция и способность к взаимодействиям на уровне делового и творческого общения. Учащиеся этой группы быстро адаптируются к процессу обучения в любых его формах.
Учение в школе проводится как процесс, направленный на становление у них навыков самостоятельной учебной деятельности как проявление в действии последовательно извлекаемых из памяти учащихся определённых команд, обеспечивающих достижение целей, решение задач и ситуаций, исходя из типологии учебных групп, основанной на мотивации, степени адаптации к процессу обучения, степени дидактической запущенности, уровне тревожности, степени адекватности педагогическому влиянию и степени развития коммуникативных свойств.
Подготовку учащихся к итоговой аттестации и успешной сдачи ЕГЭ я начинаю с 7 класса (для снижения уровня тревожности). Целенаправленно на уроках и дома внедряю задания, отражающие разные виды деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики: от умения воспринимать информацию, представленную им в разных видах, до умения использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека. Контрольные работы в старшей школе проводятся в форме ЕГЭ, с обязательным включением в них задания с использованием видов деятельности, которые проверяются КИМ ЕГЭ.
Экзамен призван проверить, не что учил, а что знаешь.
В материалах КИМ задания разного уровня сложности, посильные для абсолютного большинства участников,
Для проверки обязательного минимума содержания учебного предмета в соответствии с образовательным Стандартом, который должен быть освоен каждым допущенным к итоговой аттестации выпускником, независимо от того, в учреждении какого типа и по какой форме обучения он осваивал программы среднего (полного) общего образования, в материалы включены задания базового уровня – от 5 до 10, что составляет в среднем 29% от общего числа заданий. Задания повышенного уровня сложности, предназначенные для дифференциации выпускников по уровню подготовки, и задания высокого уровня сложности для отбора абитуриентов в вузы с высокими требованиями к знаниям предмета, т.е. ориентированные на выпускников, готовящихся для поступления в такие вузы составляют более 50%.
На сегодняшний день уже все понимают значимость ЕГЭ как для системы образования, так и для каждого выпускника. Только интенсивная работа при подготовке к экзамену позволяет учащемуся достичь хороших результатов.
Основные этапы деятельности в процессеподготовки выпускников к ЕГЭ.
1. Диагностический–на этом этапе проводится анализ результатов ЕГЭ предыдущего года и результатов поступления в вузы и Сузы, входной контрольный срез по физике в 10 и 11 классах, диагностика владения учащимися тестовой технологией, выявление степени информированности обучающихся о ЕГЭ по физике
Выявление пробелов в знаниях и умениях учащихся происходит на основе:
- анализа устных ответов учащихся на занятиях,
- проведения самостоятельных, проверочных, контрольных работ
- наблюдения за учащимися на консультациях, зачетах
В итоге отмечаются знания и умения ученика на различных этапах учебного процесса, начиная с первых занятий. Отражаются основные требования к уровню подготовки учащегося, начиная с основной школы, поскольку чаще всего на начальном этапе выявляются пробелы за курс основной школы. Систематический учет позволяет мне отслеживать динамику развития учебных навыков и планировать необходимую работу по устранению пробелов в знаниях и умениях для каждого учащегося. Иногда, с этими данными я знакомлю учащихся, чтобы каждый учащийся мог видеть свое положение дел и отмечать свое продвижение вперед, делая акцент при этом на успехах, а не пробелах и неудачах. Такой подход позволяет создать атмосферу успешности для учащихся, столь важную в работе с нашим контингентом учеников. Видя свои успехи, а не промахи и неудачи, у них появляется больший стимул для дальнейшего продвижения вперед в деле устранения пробелов и овладения новыми учебными навыками.
Многие выпускники, выбравшие ЕГЭ по физике и считающие себя достаточно подготовленными по этому предмету, в действительности владеют им на базовом, т.е. минимальном уровне.
Существуют плохо усваиваемые темы и вопросы (насыщенные пары и влажность, уравнение теплового баланса, потенциал и напряженность электростатического поля, принцип суперпозиции полей, разветвление цепи постоянного тока, электромагнитная индукция, геометрическая оптика).
Обучение учащихся с низким уровнем подготовки анализу, систематизации и обобщению материала осложняется необходимостью поддержания их познавательной активности. Чтобы довести этих учащихся до уровня усвоения курса физики, использую упражнения, специально ориентированные на их возможности.
Такие упражнения построены на основе тестов, используемых в психологии. Эти тесты-упражнения являются не столько средством контроля, сколько средством развития умений выделять существенные и несущественные признаки, сопоставлять их, находя сходство и различие, группировать объекты по общим признакам, использовать аналогии, выявленные закономерности для прогнозирования и т. п. Эти умения необходимы при выполнении заданий на установление соответствия, включённых в материалы ЕГЭ. Такая форма контроля и тренировки является средством первичной диагностики и может повысить самооценку самых «слабых» учеников.
2. Организационный - происходит изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ: требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике, кодификатор ЕГЭ по физике, спецификация ЕГЭ по физике, демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ по физике, форма бланков ответа, форма, сроки и продолжительность ЕГЭ; составляю тематический план консультаций к ЕГЭ, определяю оптимальные формы и методы работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
3. Практический-включение тестовых заданий в учебный процесс. Отработка навыков самостоятельной работы, введение в систему повторения тем, по которым в прошлом году знания выпускников не соответствовали допустимому уровню, организация и проведение контрольных работ по основным темам (согласно кодификатору), дифференцированная работа с обучающимися, пробный экзамены по физике в 11 классе ( по демо версии), индивидуальные консультации.
Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам физики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя. В результате учащийся демонстрирует свои учебные достижения на более широком содержательном поле физики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована.
В рамках подготовки выпускников в учебной деятельности можно использовать предложенные ниже виды тестового контроля.
Тест первого вида направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени обучающиеся подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала и судить о том, какие методы следует принять для ликвидации пробелов.
Тест второго вида применим, после изучения материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования ставится проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного, творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок.
Тесты третьего вида применяю для заключительного контроля послетого, как уже проведены уроки по решению задач на разнообразное применение новых знаний. В такой тест включены вопросы, для определения глубины усвоения теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.
Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у обучающихся дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала.
Также в организацию учебной деятельности учащихся в рамках подготовки включен принцип укрупнения дидактических единиц и структурирование учебного материала. Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой.
Данная технология применялась в моей педагогической деятельности в течение многих лет.
Необходимость в получении всё возрастающего объёма знаний, давно в противоречии с ограниченным временем, которое отводится на овладение учебным материалом. Без уплотнения учебной информации обучение трудно вообразить. Уплотнение знаний – это структурирование учебного материала более укрупнёнными, обобщающими дидактическими единицами одновременного изучения.
В мой учебно-методический комплекс входят такие единицы учебной информации по всем разделам курса физики, ко всем программным урокам. Они представлены в виде опорных конспектов, различных справочников, «шпаргалок». Обучающиеся могут использовать опорные конспекты при выполнении домашних заданий, решении физических задач, для самообразования, а также как справочник. Они служат организации памяти обучающихся, лучшему усвоению, систематизации и обобщению основ элементарной физики с минимальной затратой сил и времени. Особое значение они имеют для самостоятельного восстановления забытых знаний при подготовке к итоговой аттестации, ЕГЭ.
Весь курс физики разбит на 6 разделов, каждый из которых представлен тематическими блоками. Каждый блок состоит из завершённых модулей (опорных конспектов). Каждый модуль изложен на одной страничке.
В завершении каждого блока, для активизации самостоятельной работы обучающегося и обеспечения глубокого и сознательного изучения предмета, даются вопросы для самоконтроля и сдачи зачёта по каждому модулю. В конце каждого раздела приведены основные формулы с расшифровкой физических величин, входящих в них.
Учебная деятельность связана с формированием компетентностных свойств личности, в первую очередь информационной компетентности. Умение найти, преобразовать, систематизировать информацию становится неотъемлемой частью работы любого учащегося. Применение ИКТ позволяет: создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению учебного материала; визуализировать учебный материал (электронные учебники и пособия, видеофрагменты, анимации, мультимедийные лекции); осуществить автоматизированный контроль качества полученных знаний (тесты, контрольные работы, тематические кроссворды);
Мною используются следующие варианты применения ИКТ: компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и повторения; электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гипперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами; создание слайдов с текстовым изображением; работа с использованием Интернет-сайтов.
Формы внеурочной работы по физике: иногдавключены в расписание консультаций и формы экстернат
Индивидуальная форма- Это наиболее простая и доступная форма внеурочных занятий. Эта форма позволяет вооружить учащихся навыками самостоятельной работы над учебной и научной книгой, над журналом, энциклопедией, справочником.
Общую информацию о ЕГЭ, новости, пособия для подготовки, контрольно-измерительные материалы, демоверсии, методические письма и многое другое можно найти на официальных сайтах:
http://www.ege.edu.ru/ – официальный информационный портал ЕГЭ.
http://www.fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
http://www.moeobrazovanie.ru/shpargalka_ege_2012_fizika - образовательный центр «Университетские стандарты»
Научно-образовательный портал «поступаю.рф»
Для подготовки к ЕГЭ по физике можно использовать диски, выпускаемые известными издательскими фирмами. Данные продукты могут быть использованы для индивидуальной самостоятельной работы учащихся; в качестве тренажера: Образовательный комплекс (ОК) «1С: Школа. Физика, 10–11 кл. Подготовка к ЕГЭ» (издательство «Просвещение»). Курс «Подготовка кЕГЭ. Физика» (Издательство «ФИЗИКОН»).