Задания – задачи по обществознанию
О.В. Гук
лицей № 2 г. Мурманск
Процесс современного обучения старшеклассников без решения задач представить невозможно. Именно умение ученика решать задачи позволяет в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил тему, научился применять полученные знания.
Свои задачи есть и в курсе обществознания. Они являются обязательным компонентом экзаменационной работы (в частях А и С). Правильное их выполнение, как показывает опыт проведения единого экзамена, часто вызывает трудности. Что такое познавательная задача по обществознанию?
В основе познавательной задачи лежит определенное противоречие между известным знанием и тем, которое требуется выявить. Такое противоречие называют проблемой. Каждая область научного знания ставит и решает широкий круг проблем. Проблемы возникают также на стыке научного и житейского знания. Познавательные ситуации обеих разновидностей представлены в заданиях ЕГЭ.
Структура познавательного задания-задачи включает условие, в котором сообщаются определенные сведения, и требование - вопрос. Для ответа на поставленный вопрос следует совершить определенные интеллектуальные действия.
Например: работники автомобильного завода, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что, если к определенному сроку не будет погашена задолженность по заработной плате, персонал прекратит работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация конфликтом? Ответ поясните. В развернутом условии этой задачи смоделирована определенная социальная ситуации. Требуется установить, является ли эта ситуация конфликтом. Заметим, что здесь недостаточно дать однозначный ответ: «является /не является», это особо оговаривается в требовании: «Ответ поясните».
Виды познавательных задач
Рассмотрим каждый из компонентов задания-задачи более обстоятельно. По содержанию условий можно выделить следующие типы заданий.
1. В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности.
Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению существенной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ.
2 .Приведены статистические данные, которые требуется проанализировать.
Сопоставьте следующие данные и сделайте выводы: 96 тыс. рабочих ГАЗа выпускают 215 тыс. автомобилей в год; 125 тыс. рабочих «Крайслера» -1,3 млн. В России на производство автомобилей уходит в 3-30 раз больше человеко-часов, чем в США и Японии. Труд российского рабочего оплачивается в 5% от того, что получают американские рабочие.
3. Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных высказываний (суждений).
Согласны ли вы с высказыванием Ж.Ж.Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один»? Свой ответ аргументируйте.
4. Предложена конкретная общественная ситуация правового, экономического, социального, бытового и иного характера.
15-летний К., находившийся на дискотеке в нетрезвом состоянии, приставал к девушкам, добивался того, чтобы они с ним танцевали. Каждый раз, получая отказ, он нелицеприятно отзывался об окружающих. Можно ли привлечь С. к ответственности? Какого вида правонарушение им совершено?
Разнообразны задания и по характеру требований {предписаний).
1. Предлагается установить по приведенным фактам общее явление.
В стране Р.. гражданин был арестован за то, что высказал несогласие с официальной государственной идеологией.
К какому типу относится политический режим страны Р.? Аргументируйте свой ответ.
2.Необходимо установить причинно-следственные связи между приведенными социальными фактами (явлениями).
Если в стране с рыночной экономикой правительство введет твердые цены на продукты питания, как это повлияет на поведение товаропроизводителей? Приведите три аргумента.
3. Предлагается сделать выводы на основе приведенных фактов.
Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля - плоское и покоящееся тело, а Солнце - движется по небосводу. Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта?
4. Нужно дать оценку тому или иному высказыванию (суждению), социальному факту (явлению) с предложенных позиций.
В пьесе российского драматурга В.Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... никому я нечего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
Остановимся на последнем задании. Часто у выпускников возникает вопрос: «А если мое мнение не совпадет с мнением учителя (эксперта), повлияет ли это на оценку ответа?» Обращаем внимание, что при проверке выполнения подобных задач оцениваются не взгляды и позиции учащихся, а убедительность приводимых ими доказательств. Именно качество аргументации определяет оценку решения задачи.
Обратимся к наиболее важному компоненту учебной задачи - к ее решению. Характер и последовательность познавательных действий зависят и от условия задачи, и от вида требования, но есть и общие подходы к выполнению заданий данного типа.
Проследим последовательность действий на конкретном примере.
Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников. Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения. Прежде всего, необходимо внимательно прочитать условие. В нем сообщается о положении работников на некоем предприятии. Требуется определить форму собственности данного предприятия. Следовательно, предполагается движение мысли от конкретных проявлений к обобщению.
Переформулируем условие, чтобы непосредственно связать его с поставленным вопросом (требованием). Важным для решения задачи являются указания на вид дохода, получаемого работником. Из условия известно, что работники получают часть дохода, являясь собственниками ценных бумаг данного предприятия, и сохраняют этот источник дохода и после увольнения. Дальнейшие действия связаны с выявлением того, какие дополнительные обществоведческие знания нужно привлечь для решения задачи. Для этого осознать общий контекст (содержательное поле) рассматриваемой ситуации. Таким контекстом выступают отношения собственности как часть экономической сферы общества. Следует вспомнить, какие формы собственности предприятий известны, какими наиболее существенными признаками характеризуется каждая из них, а затем соотнести эти признаки с указанными в условии. Последние соответствуют акционерной форме предприятия. Вернемся еще раз к требованию задания. Даны ли ответы на все поставленные вопросы? Очевидно, что ответ не полон, требуется указать права работников предприятия. Заметим, что некоторые из этих прав указаны в условии: владеют ценными бумагами (акциями), получают доход на них (дивиденд), сохраняют возможность получать дивиденды и после ухода с предприятия. К этому перечню следует добавить отчетливо не указанное в условии, но вытекающее из типа предприятия право работников, владеющих акциями, участвовать в управлении предприятием.
Какие ошибки допускали выпускники, решавшие эту задачу на едином экзамене? Проанализируем несколько ответов.
«Предприятие «Старт» - акционерное общество. Права работников предприятия: право на труд; право на часть дохода предприятия; право на часть дохода предприятия после увольнения в случае сохранения акций».
Выпускник правильно назвал форму собственности - «акционерная», но допустил, неточности в перечне прав акционеров: право на труд не относится к правам акционеров; при этом не названо право участвовать в управлении предприятием.
В данном случае выпускник не выполнил в полной мере ни одно из требований задачи. «Закрытое акционерное общество» не форма собственности предприятия, это его организационно-правовая форма, причем в условии задачи нет данных для того, чтобы сделать подобный вывод (не указано, что владеть акциями предприятия могут только его работники). Второе требование - назвать права работников предприятия - тоже не выполнено, так как выпускник ограничился формулировкой «пользоваться правами акционеров», не называя конкретных прав.
Памятка для решения познавательных задач
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; соотнесите ату информацию с данными условия задачи.
4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения,
6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.
Обратимся к другой разновидности задания. Требование здесь ориентирует на разработку и обоснование правильной с позиций закона модели поведения в некой проблемной ситуации, предложенной в условии.
«Дееспособный гражданин пришел на избирательный участок в день выборов президента страны, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилии в списках избирателей. Как следует поступить гражданину в этом случае: уйти, не проголосовав, или добиться внесения своей фамилии в списки голосующих? Ответ поясните.
Еще раз прочитаем условие и преобразуем его с целью извлечения сведений, необходимых для решения задачи: гражданин дееспособен, т.е. имеет право голосовать, следовательно, налицо ошибка, допущенная при составлении и сверке списков избирателей; возможны две модели поведения в данном случае: уйти ни с чем или добиваться признания и реализации своих прав. Устанавливаем, что данная задача составлена в контексте правовых знаний, а конкретно - избирательного права.
Вспомним, что право участвовать в управлении государством непосредственно или через делегирование представителей в органы власти - важнейшее право каждою гражданина. Участие в выборах — проявление гражданской активности, ведь от голоса каждого могут зависеть итоги выборов и в целом судьба страны.
Следовательно, гражданину необходимо добиваться включения своей фамилии в дополнительный список голосующих. Четко и кратко сформулируем ответ: избирательные права гражданина были нарушены; он должен добиться их восстановления и реализовать их; право избирать и быть избранным - одно из важнейших гражданских прав, оно отражает сопричастность гражданина к управлению государством, судьбе страны; участие в выборах - одно из проявлений гражданской активности.
Проанализируем некоторые ответы, данные на экзамене.
А. . «Если я уважающий себя человек, то я потребую внести мою фамилию в дополнительный список голосующих, так как от этого- зависит будущее страны, а значит, и мое будущее. Таким образом, я косвенно участвую в управлении страной. В зависимости от того, кто придет к власти, будут меняться ситуация в стране и мое положение в обществе. Избирательное право - принцип демократии. Каждый голос имеет свой вес. Также неучастие в голосовании может привести к недостижению кворума, к повторному голосованию».
Данный ответ является достаточно полным, однако содержит ряд недостатков. Во-первых, здесь нет указания на нарушенные избирательные права гражданина; во-вторых, недостаточно точным является суждение: «В зависимости от того, кто придет к власти, будет меняться... мое положение в обществе». Известно, что социальный статус человека меняется в первую очередь усилиями самой личности.
Т. «Избиратель должен потребовать внести его фамилию в дополнительный список голосующих, если нет его фамилии в основном списке. Голосование - это право каждого гражданина, и он должен соблюдать свои права и обязанности, как сказано в Конституции Российской Федерации».
Недостатком данного ответа является, в отличие от предшествующего, отсутствие разъяснений связи избирательной активности отдельных граждан с результатом выборов и, опосредованно, с судьбой страны.
Еще одна разновидность задач требует оценки выпускником, какого-либо социального факта с заданных позиций или аргументации собственного отношения.
В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала статью, содержащую подробности семейной драмы, рассказанной ей случайной попутчицей, указав имена и фамилии участников. Женщина подала на журналистку в суд. Оцените данную ситуацию с точки зрения демократических ценностей.
Необходимо понимать, что задача подобного типа требует четкого формулирования своей позиции и приведения нескольких (2-3) аргументов.
Внимательно прочтем условие и извлечем из него необходимую для решения информацию: женщина рассказала случайной попутчице семейную драму, участницей или свидетельницей которой была; слушательница оказалась журналисткой, о чем женщина, очевидно, не знала; журналистка решила, что данная история может оказаться поучительной для читательниц ее журнала, и опубликовала историю, указав для достоверности реальные имена участников событий. Выявим область обществоведческих знаний, в контексте которой поставлено задание. Это область правовых знаний, конкретнее - вопрос о правах человека. Рассмотрим данные условия с точки зрения прав человека: любой человек имеет право на тайну личной жизни, но женщина сама рассказала все попутчице, правда, она не думала, что ее история станет достоянием гласности; журналистка воспользовалась свободой слова и печати, опубликовав случайно услышанную историю, но она не заменила реальные имена вымышленными, не согласовала свою публикацию с ее героями, подробности личной жизни которых предавались огласке; таким образом, женщина была абсолютно права, подав в суд, поскольку ее права были серьезно нарушены.
Особого внимания требуют задания, включающие не одно, а целый комплекс требований.
Приведем пример такого задания.
Гражданин П. проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор считать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление? Условие, как видим, весьма скупое: сообщается только, что свой избирательный выбор некий гражданин сделал под непосредственным влиянием одной телепередачи. Зато вопросов, на которые предстоит ответить, - целых три. В таких случаях особенно важно ^ общее содержательное поле (контекст), в котором следует рассматривать данное задание. Этот контекст возникает на границе взаимовлияния права, политики и культуры: СМИ как элемент культуры общества, СМИ как инструмент политики, права гражданина в демократическом обществе, в частности избирательные права. Нельзя забывать о том, что четко сформулированный ответ следует дать на каждый из поставленных вопросов. Так, раскрывая роль СМИ в современном обществе, можно использовать выражение «четвертая власть», которое отражает огромные возможности их воздействия не только на общественное мнение, но и непосредственно на поведение людей: Как утверждают некоторые социологи, сегодня событие можно считать произошедшим лишь в том случае, если рассказ о нем лопал в телепрограммы и на страницы газет. Таким образом, мы получили ответ на первый вопрос. Играя очень большую роль в политике, особенно в период избирательных кампаний, различные СМИ выступают на стороне разных политических сил. При этом в политической борьбе далеко не всегда используются «чистые» средства и «белые» технологии.
Поэтому определение своей позиции в предстоящих выборах под влиянием лишь одной передачи нельзя рассматривать как осознанный и свободный выбор. Это ответ на второй вопрос задания. Такого рода выбор предполагает знакомство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблюдения за предвыборной борьбой. Это положение, уточненное и конкретизированное, можно считать ответом на третий вопрос.
Получив ответы, еще раз соотнесем их с поставленными вопросами и убедимся, что мы отвечаем на то, о чем нас спрашивают.
Следовательно, содержанием познавательной задачи является проблема, в основе которой лежит противоречие между известным и искомым. Для решения задачи нужно проделать определенную совокупность мыслительных операций (интеллектуальных действий). Одно из центральных среди них -выявление дополнительных к приведенным в условии сведений и их осмысление и структурирование в соответствии с требованием задания.
Учитывая выявленные ошибки и недочеты, допущенные экзаменуемыми при решении задач ЕГЭ, следует обратить особое внимание на следующие этапы и элементы решения:
1) четкое уяснение вопросов (требований) задачи; нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формулируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания его последние части;
2) соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;
3) понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых носят, как правило, дискуссионный характер, М с ними не всегда нужно соглашаться;
4) четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа; 5) проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условиями задачи и ее требованием.
Список литературы
1. Ларнер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2001.
2. Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. М., 2008.
3. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения обществознания: Пособие для учителей. М., 2007.
4. Методика преподавания обществознания в школе. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2002.
5. Готовимся к единому государственному экзамену: Обществоведение. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2003.
6. Единый государственный экзамен 2010: Тестовые задания: Обществознание. М., 2011.
7. Единый государственный экзамен: Обществознание. Варианты контрольных измерительных материалов. М., 2010.
8. Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / Л.Н. Боголюбов и др. М.;, 2010
9.Задания и тесты по обществознанию: 11 класс / Л.Н. Боголюбов и др. М.,. 2010.
|