Подготовила: Одинцова Марина Александровна
воспитательМБДОУ детский сад № 3"Радуга"
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.
В младшей группе не стоит проводить занятий и давать детям какие – либо знания об истории города. Лучше ограничиться с детьми наблюдениями за изменениями происходящими на ближайших улицах, беседами о них, о том, где им приходилось бывать в годе, что они видели, что запомнили.
В средней группе можно провести занятие по знакомству с главной достопримечательностью города (площадь, собор, улица), со страной. Основная цель этих занятий – вызвать у детей чувства восхищения красотой родного города, родной страны, подчеркнуть, что во круг все создано руками людей, которые жили очень – очень давно, но народ помнит о них и бережет то, что сделано руками древних мастеров. В средней группе большая часть работы проходит вне занятий – это разговоры с детьми, чтение художественной литературы, наблюдения, целевые прогулки про улицам, которые расположены возле детского сада.
В старшей группе можно начинать знакомить с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить название города и самых древних улиц, рассказать, кто основал город, так же можно познакомить детей с гербом города. Но сначала обязательно рассказать детям, что такое герб и об его возникновении.
Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями родного города следует проводить в определенной последовательности и постепенном усложнении, например, начать нужно с Истории возникновения города: Рассказ об истории возникновения воспитатель начинает с его местонахождения, чтобы показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия, объясняет, откуда пошло название города, кто его основал.
История названий улиц: воспитатель рассказывает о том, что первое название улиц происходили от профессий мастеров, которые часто селились все месте, целой улицей. Следует подробно рассказать о названиях близь лежащих улиц, на которых живут дети, находится детский сад. Обратит внимание детей на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история их города и страны.
Здания города:начните с того, что в городе много разных по назначению зданий. Рассмотрите наиболее красивые здания города – это может быть театр, вокзал, старинный особняк и т.п., расскажите историю их создания. Следует рассказать детям об особых зданиях – храмах, церквях – это исторические памятники, памятники искусства.
О людях, которые прославили свой город, свою страну: расскажите детям о людях прославивших родной город, нашу страну, о том, как увековечена память о них.
Желательно, чтобы в группе, в книжном уголке были фотографии (портреты) этих людей. А так же домов, где они жили. Например, если это художник, то рассмотрите с детьми репродукции его картин.
Места отдыха жителей города: воспитатель начинает рассказ с того что, жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать. Детям предлагается самим назвать эти места (парки, стадионы, театр и т.д.). Особенно важно остановиться на знакомстве детей с музеями их города.
Знакомя детей с родным городом, следует помнить, что история города неотделима от истории страны, поэтому, начиная со средне группы, следует посвятить несколько занятий истории России.
Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составления рассказов для дошкольников.
Составляя рассказ об истории города, его достопримечательностях, истории страны, следует помнить следующее:
- Рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом. Это могут быть фотографии, слайды, репродукции, схемы, рисунки мелом на доске.
- В процессе рассказа необходимо обращаться к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес.
- Воспитателю желательно не употреблять даты, потому что детям они ничего не дают, а восприятие материала затрудняют. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы».
- Язык рассказа должен быть очень простым. Если встречаются незнакомые слова, то их необходимо объяснить. Лучше если предложения будут простыми, короткими.
- Рассказывая о каком – либо здании, храме, не надо подробно рассматривать его архитектуру, использовать специальные термины, непонятные детям.
материал: «Знакомство с родным городом»
автор Н.В.Алешина.
|