III. Изучение нового материала
У:Ребята, название темы сегодняшнего урока скрыто в загадке:
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его … (Ледник)
У: Ребята, давайте попытаемся ответить на вопрос: « что такое ледник?»
(О: .. предлагают свои варианты ответа)
У: Ледник — это многолетнее скопление льда на суше, обладающего самостоятельным движением (слайд). Лед ледника образуется из снега. Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, похожим на горошинки, т. е. превращается в фирн, а он под действием ветра, оседания и таяния превращается в лед. Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название - глетчерный (от немецкого слова «ледник»). Демонстрация слайда, показывающего образование льда ледника)
У: Ребята, подумайте:
1. Лёд на реке, озере, в океане это ледник или нет?
(О: Нет, лед рек, озер и даже океанов образуется из воды)
У: Зимой у нас выпадает очень много снега, наметает огромные сугробы. Почему же не образуются ледники? Как вы думаете?
(О: ..предлагают свои версии)
У: Какие условия, необходимы для образования ледника? Как вы думаете?
(О: ..предлагают свои версии)
У: 1. Температура воздуха должна быть только ниже 0°С в течение всего года.
2. Снега должно выпадать больше, чем может растаять. (слайд) Назовите территории на Земле с похожими климатическими условиями?
(О: называют территории в горах и полярных областях).
У: На вершинах высоких гор ледники лежат даже близ экватора. (слайд.) На высоте, где температура воздуха будет около 0°С, возникает ледник. Ниже этой высоты температура воздуха положительная, значит, выпавший снег тает, и ледник не образуется. (Работа с атласом: стр 30 Найдите горный ледник, скажите почему он является истоком реки?)
У: Снеговая линия — это граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник. Эта линия на о. Гренландия, в Антарктиде, на арктических островах, местами лежит на уровне моря.
У: А теперь рассмотрим строение ледника (слайд) Ледник состоит из двух основных частей: область питания, где снег накапливается; область расхода, где происходит таяние снега. Ее часто называют языком ледника.
У: пролистайте атлас с. 12 по 17 стр. и найдите условный знак обозначения ледников, учебник на стр 84 в тексте найдите название и описание самых длинных и протяженных ледников, найдите ледник России, упомянутый в тексте, покажите пальчиком, атлас стр 16 (О: работают с атласом и учебником, показывают места расположения ледников)
У: Ледники можно разделить на 2 вида: горные и покровные. Остановимся подробнее на первых. Горные ледники разнообразны и по форме и по размерам. Они могут покрывать горные вершины как шапки, а могут и лежать в чашеобразных углублениях на склонах или заполнять горные долины. Ледники обладают пластичностью и под действием собственной тяжести могут течь до 80 м/сутки. Отмечались отдельные случаи, когда они спускались со склонов со скоростью 150м/ сутки, все разрушая на своем пути. Их языки спускаются из области питания иногда значительно ниже снеговой линии. При этом они тают, образуя ручьи и реки. (В зависимости от времени! фильм «Ледник Колка» ).
Покровные ледники занимают 98,5% всей площади ледников Земли. Такие ледники покрывают Антарктиду, о. Гренландия и другие арктические острова. Они имеют форму щитов и куполов. Рельеф поверхности на форму ледника не влияет, он скрыт под толщей льда. Так, например, толщина льда Антарктиды достигает 4 км. Самый крупный горный ледник в СНГ—ледник Федченко. Его длина 77 км, ширина 2,6 км. Назван он по имени учёного, который внёс большой вклад в изучении Средней Азии. Находится этот ледник на Памире. Ледниковый щит, сползая с материка, под собственной тяжестью может обламываться. Так образуется…
Айсберг (айс - лед, берг - гора) — плавучая ледяная гора.Айсберги у берегов Антарктиды достигают огромных размеров: 45 км в ширину, 170 км в длину при толщине более 200 м. Большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой (слайд). (ролик) Мы увидели как опасны айсберги.
У: Ребята, можно ли использовать айсберги?
(О: ..предлагают свои версии)
У: Оказывается, что айсберги — не только угроза безопасности судоходства, не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, нехватка которой все более ощутима. Пока эта вода не используется. Но уже существуют проекты доставки айсбергов к берегам стран, нуждающихся в воде. Один айсберг средних размеров содержит столько же пресной воды, сколько ее выносит за год небольшая река. Гляциология – наука, изучающая ледники. Гляциологи – ученые следят за ледниками и их маршрутами движения. Ледники меняют свои позиции. На поверхности остаются обломки горных пород, принесенных ледником (размеры от песчинки до крупных валунов), которые называют мореной. (слайд).
|
На: урок географии в 6 классе по теме "Ледники"
Первой участнице!