Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Данные об авторе
Автор(ы): 
Герасимова Ольга Ивановна
Место работы, должность: 

МБУ ДО "Ядринская ДШИ им. А.В. Асламаса", преподаватель

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Знакомство с инструментами симфонического оркестра, научить различать тембр инструментов симфонического оркестра

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

фортепиано, музыкальный центр, портрет С.С.Прокофьева, детские музыкальные инструменты, презентация урока, интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

Краткое описание: 
<p>Симфоническая сказка &quot;Петя и волк&quot;</p>

План-конспект урока по слушанию музыки (3 класс)
на тему:
«Инструменты симфонического оркестра

в симфонической сказке С.С. Прокофьева

«Петя и волк»

 Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке                             С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Цель: знакомство ребят с инструментами симфонического оркестра, научить ребят анализировать, различать тембр инструментов симфонического оркестра.

Класс: 3 класс

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

 Задачи:

· Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

· Научить распознавать тембры отдельных инструментов;   

· Развивать способность анализировать выразительные и изобразительные интонации         героев симфонической сказки С.С. Прокофьева;

· Способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка;

· Формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности;

· Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки;

· Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

· Обогащать словарный запас для определения характера музыкального произведения.

1.      Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, портрет С.С.Прокофьева, детские музыкальные инструменты, презентация урока, интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

Художественный материал урока:

1. С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк».                               

2. Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».        

3. Миниатюры инструментов симфонического оркестра.

4. Журналы об инструментах симфонического оркестра.

Методы: 

1.      Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);

2.      Просмотр и прослушивание симфонической сказки.

Ход урока

 Первая часть урока

1.      Организационный момент. (5 минут)

Музыкальное приветствие «Добрый день» Слова и музыка И. Меньших

Преподаватель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».

Выходит один ребенок-ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Играют несколько раз. 

 Преподаватель:  Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?

 Примерные ответы: по голосу.

 Преподаватель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

 Примерные ответы: - Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

 Преподаватель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем словари и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение.

 (Слайд 1 - тембр)

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

 Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете,  есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

 Примерные ответы: Да, есть!

 Преподаватель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

 Преподаватель: А сейчас я вам предлагаю спеть эстонскую народную песню «У каждого свой музыкальный инструмент».         

 Вторая часть урока

 Преподаватель: Хорошо. Вот следующее задание, внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

 Примерные ответы: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

Преподаватель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

 Примерные ответы: «Петя и волк»

 Преподаватель: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев.

 (Слайд 2 – портрет композитора).

 Это было в 1936 году. Это  сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической», потому, что написана для симфонического оркестра.  С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях запишем еще один не понятный для вас еще пока термин.  

 (Слайд 3 - лейтмотив)

 ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

 Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

 (Слайд 4 – пионер Петя)

 Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд 5 – струнно-смычковые) – слушание темы.

Преподаватель: Как вы думаете, какой  характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

Примерные ответы:  - Веселым, озорным, радостным.

- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

 Преподаватель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка.

 (Слайд 6 – птичка, флейта). Слушание темы.

 Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?

Примерные ответы: - Веселое, радостное, счастливое.

- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

 Преподаватель: Не плохо!

 Физкультминутка «Музыкальная зарядка»

 Преподаватель:  Немного отдохнули и продолжаем. Тему следующего персонажа - утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент

(Слайд 7 – утка, гобой).

 Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?

Примерные ответы: - Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

 Преподаватель: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов.

(Слайд 8 – кошка, кларнет) – слушание темы.

 - Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

 Примерные ответы: - Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

- Иногда она останавливается.  

 Преподаватель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети.

 (Слайд 9 – дедушка, фагот) Слушание темы.

 Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.

- Похоже на ворчливого дедушку?

Примерные ответы: да!

 Преподаватель: Еще один персонаж сказки – волк!

 (Слайд 10 – волк, валторны). Слушание темы.

 Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы.

- Что вы можете сказать о лейтмотиве  этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

Примерные ответы: - Музыка изображает Волка опасным хищником.

- Это злой Волк!

-Слышно как он воет.

 Преподаватель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка

(Слайд 11 – охотники, ударные). Слушание темы.

 Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют.

 Примерные ответы:  - Это барабаны!

- Ударные инструменты!

 Преподаватель: Правильно, тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.

 Третья часть урока

 Итог урока (4 минуты)

А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов. Решение интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

3.    Домашнее задание (1 минут)

Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн