·Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
·Обогащать словарный запас для определения характера музыкального произведения.
1. Оборудование:фортепиано, музыкальный центр, портрет С.С.Прокофьева, детские музыкальные инструменты, презентация урока, интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;
Художественный материал урока:
1. С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк».
2. Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».
4. Журналы об инструментах симфонического оркестра.
Методы:
1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
2. Просмотр и прослушивание симфонической сказки.
Ход урока
Первая часть урока
1. Организационный момент. (5 минут)
Музыкальное приветствие «Добрый день» Слова и музыка И. Меньших
Преподаватель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».
Выходит один ребенок-ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Играют несколько раз.
Преподаватель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?
Примерные ответы: по голосу.
Преподаватель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы: -Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Преподаватель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем словари и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение.
(Слайд 1 - тембр)
ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА
Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?
Примерные ответы:Да, есть!
Преподаватель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
Преподаватель: А сейчас я вам предлагаю спеть эстонскую народную песню «У каждого свой музыкальныйинструмент».
Вторая часть урока
Преподаватель: Хорошо. Вот следующее задание, внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.
Преподаватель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
Примерные ответы: «Петя и волк»
Преподаватель: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев.
(Слайд 2 – портрет композитора).
Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической», потому, что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях запишем еще один не понятный для вас еще пока термин.
(Слайд 3 - лейтмотив)
ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ
Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.
Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.
(Слайд 4 – пионер Петя)
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
(Слайд 5 – струнно-смычковые) – слушание темы.
Преподаватель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?
Примерные ответы: - Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.
Преподаватель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка.
(Слайд 6 – птичка, флейта). Слушание темы.
Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы.
-Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.
Преподаватель: Не плохо!
Физкультминутка «Музыкальная зарядка»
Преподаватель: Немного отдохнули и продолжаем. Тему следующего персонажа - утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент
(Слайд 7 – утка, гобой).
Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.
- Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы:- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Преподаватель: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов.
(Слайд 8 – кошка, кларнет) – слушание темы.
- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?
Примерные ответы:- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
Преподаватель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети.
(Слайд 9 – дедушка, фагот) Слушание темы.
Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.
- Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы:да!
Преподаватель: Еще один персонаж сказки – волк!
(Слайд 10 – волк, валторны). Слушание темы.
Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы.
- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы:- Музыка изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
-Слышно как он воет.
Преподаватель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка
(Слайд 11 – охотники, ударные). Слушание темы.
Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют.
Примерные ответы: - Это барабаны!
- Ударные инструменты!
Преподаватель: Правильно, тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.
Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.
Третья часть урока
Итог урока (4 минуты)
А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов. Решение интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
3. Домашнее задание (1 минут)
Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».