-при помощи приставки и суффикса (подснежник, заснеженный, подснежный, бесснежная).
2. Актуализация знаний.Целеполагание. Изучение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, а есть другие способы образования слов?
- А хотите узнать?
- А зачем вам это надо знать?
I. Вводное слово учителя. Возможно, на сегодняшнем уроке нас ожидает открытие.
Учитель: Ребята, вы готовы сделать новые открытия?
Учитель: Сегодня мы познакомимся с необычными словами. А что в них необычного вы сейчас догадаетесь сами. С чего мы начинаем наш урок?
Ученики: С чистописания!
Учитель: Верно! Обратите внимание на это слово, оно записано на доске.
Чистописание чисто писать
О чём это слово нам говорит?
Ученики: Что нужно писать чисто.
Выделение корня. Что вы заметили?
Ученики: Два слова заменили одним.
Учитель: Действительно, два слова заменили одним, использовав в них два корня и соединительную гласную. Соединительными гласными могут быть о и е. В некоторых словах их может и не быть. Такие слова называются сложными словами.
Учитель: Давайте пронаблюдаем, как такие слова образовались (Слайд 4)
История 1. Давным-давно увидел человек необыкновенного зверя, у которого на носу рог. Как он назвал этого зверя?
Дети: Носорог
История 2. А у этого животного вообще дикий образ. Всё его тело покрыто иглами. Засмеялся человек, увидев его, и назвал зверя…
Дети: Дикобраз
История 3. А этот зверь был очень похож на медведя, но у него длинный нос и он поменьше размером. Он просто обожает есть муравьёв. За это его и прозвали…
Дети: Муравьед
Учитель: Теперь вы уже знаете, как человек образовывал сложные слова.
Прочтите слова. Лексическое значение каких слов не знаете?
Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень.
Какое слово в каждой группе будет проверочным? ( ПЫЛЬ, СОСКА).
Подчеркните проверочные слова.
III. Создание интеллектуального конфликта.
В какую группу отнесли слово ПЫЛЕСОС? Почему? Сколько в нем корней? Как называют подобные слова? Какой гласной соединены корни? Какой буквой обозначен звук [э]? Почему?
IV. Разрешение интеллектуального конфликта.
В каком слоге (ударном или безударном) находится соединительная гласная? Можно ли ее проверить? Давайте понаблюдаем, только ли соединительная гласная Е может быть в сложных словах?
V. Закрепление.
Учитель: Прочитайте строчки из стихотворения Э. Успенского
- Глубокоуважаемый
Глубокопродавец,
Продайте мне, пожалуйста,
Глубокоогурец!
Творческая работа.
Запись в тетради:Цветовод, пешеход, водопад, пароход, камнепад, водовоз.
Цветы разводит...............
Пешком ходит...............
В воду лазит.................
Учитель: Сколько сложных слов у нас?
Куда падает ударение в этих словах? Как проверить безударную гласную в другом корне? Какую соединительную гласную выбрали? Почему?