Данные об авторе
Автор(ы):
Петрова Светлана Ильинична
Место работы, должность:
МБОУ «ЦИВИЛЬСКАЯ СОШ №2 г.Цивильск (Чувашская Республика)» Учитель начальных классов
Регион:
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Предмет(ы): шахматы в школе
Краткое описание:
Закрепление шахматных фигур, терминов, пополнение знаний об истории шахмат.
ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ В 3 А КЛАССЕ
Цели:
Образовательные:
- повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур,
- пополнить знания детей об истории шахмат, рождении, распространении по другим странам,
- активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные:
- вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие.
Развивающие:
- развивать аналитико-синтетическую деятельность,
- учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Оборудование:
- мультимедийная презентация (см.Приложение),
- выставка различных шахмат, книг, детских книжек-самоделок.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы займемся повторением, вспомним названия фигур, шахматные термины, какие бывают маты.
2. Рассказ учителя о влиянии шахмат на умственное развитие детей.
Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Она способствует становлению личности, учит мыслить и планировать свои действия, развивает внимание, смекалку, воспитывает волю, характер. Современный мир требует подкованных, интеллектуальных людей, от которых будет зависеть дальнейшее развитие нашего общества.
Паскаль называл шахматы «гимнастикой для мозгов»
3. Рассказ Ксении Скляр о возникновении шахмат.
1) Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.
Первоначальная разновидность шахмат ЧАТУРАНГА – зародилась в Индии в 5-6 веках. Двигаясь на восток, Чатуранга модернизировалась в китайские (СЯНЦИ) и японские (СЁГИ) разновидности шахмат . Путь на Запад преобразовал чатурангу в игру, известную во всем мире под названием «ШАХМАТЫ».
Шахматы - это игра, которая напоминает сражение. Два войска сошлись на черно-белом поле битвы. Одно- белое, другое –черное. В бой всегда вступают 16 белых и 16 черных воинов. Руководят ими обычно два человека. Игроков зовут по - разному: противниками, соперниками и ли партнерами. Сражение, которое они разыгрывают, называется шахматной партией. . Цель шахматной партии- победить противника, поставить его короля в безвыходное положение, то есть дать мат. Ведь недаром слово шахматы в переводе с персидского языка означает конец повелителю.
3. Физкультминутка .
Игра «Волшебный мешочек». Какая фигура в мешочке? Определить на ощупь.
4. Загадки.
1. Не люди, не звери, не часы, а ходят? (Шахматные фигуры)
- Сколько шахматных фигур всего? (32)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных)
- Сколько клеток на шахматной доске? (64)
3. Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигурку нашла. (Пешка)
- Как ходит пешка?
4. Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г». Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры? (Конь)
5. Гладкий люблю я, расчищенный путь.
На шаг в любую сторону могу шагнуть. (Король)
- Так как же ходит король? (На любое соседнее поле)
5.Ребусы (Презентация)
6.Знакомство с чемпионами мира (Презентация)
7.Игра в парах.
Цель шахматной партии- победить противника, поставить его короля в безвыходное положение, то есть дать мат. Какие маты вы знаете?
А теперь покажем как можно поставить детский мат?
8. Подведение итогов..
Что расскажете дома о нашем уроке?
- Что узнали нового о шахматах?
2) - Спасибо, ребята! Молодцы!
- До свидания!
|