Submitted by Фируза Насибуловна Хуснутдинова on Sat, 08/12/2012 - 01:49
Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Действия учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Действия учащихся
Время
(в мин.)
1.
2
3
4
5
6
1.
Организацион-ный момент
Приветствует, проверяет готовность учащихся и кабинета к уроку. Организует внимание школьников, мотивирует учеников.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки тетрадки?
Молодцы, ребятки!
-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?
Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики..
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
- Тучка Солнышко собою закрывает.
-Да!
Учащиеся высказываются и решают, что нужно им для изучения новой темы, формулируют ее.
1 мин.
2.
Актуализация знаний.
Задает вопросы, комментирует ответы детей, сообщает тему урока. Раскрывает и определяет цели урока, выбирает план урока.
1.Фонетическая разминка.
- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».
- Назовите предметы, изображенные на картинках. ( шарики, лошадь, , ландыш, кошка, матрёшки) Какой звук повторяется в этих словах?
Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.
2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.
- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам
Фронтальная работа
Отвечают на вопросы.
Читающий ребенок озвучивает задание для класса.
- В каждом слове встречается звук [ ш].
Называют варианты ответов, правильный:
- Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)
- Мы еще не заселяли эту букву.
Называют тему урока.
- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.
Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.
-Изучить новый звук и новую букву.
-Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
-Учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
4 – 5 минут
3.
Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.
№1
Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы
Мотивирует учебную деятельность учащихся с помощью ЭОР.
Лучик «Угадай-ка»
1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.
- Назовите отгадки к загадкам.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные …Шары
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш.
(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).
Наблюдение
2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].
- Подберите слова, в которых встречается звук
[ ш].
-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.
- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).
Вывод повторяют все хором.
3.Организует физкультминутку
Физминутка с заданием Лучик «Поиграй-ка»
- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.
- Я буду называть слова, а вы – определять, где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо
Ушки крошка шутка шиповник крылышки
- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.
4. Знакомство с буквой.
- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной.
- На что похожа буква ш?
- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш! (Е. Тарлапан)
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру)
- Молодцы, ребята!
5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.
- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].
6. Чтение слогов, слов с доски и в «Азбуке» с.141 Лучик «Почитай-ка»
Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.
- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно.
Вступают в диалог с учителем и товарищами по классу.
Работа в парах.
Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:
звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.
Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.
Варианты ответов детей:
- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.
Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие -запоминают.
/
Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.
Работа в парах - взаимопроверка.
- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
15 мин
4.
Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.
Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы
Организует фронтальную работу с демонстрацией ЭОР, анализирует результаты выполнения учащимися заданий
Работа по учебнику на с.140 Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.
- Сколько букв ш нашли в тексте?
- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?
Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.
- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?
2.Рассматривание иллюстраций на с.140-141 в «Азбуке».
- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].
Значение каких слов вам не знакомо?
- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!
3. Лучик «Отдыхай – ка»
Физминутка «Шар»
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Разминка для глаз
«Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.
«Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмёрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.
«Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.
Отвечают на вопросы.
Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.
(8 букв)
- Назвать звук[ ш ].
Ответы детей.
Ответы детей.
- Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д.
4 – 5 мин.
5.
Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
№4
Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы
Организует фронтальную работу с демонстрацией ЭОР, анализирует результаты выполнения учащимися заданий
Работа с книгой
Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Чтение текста с. 141 по-цепочке самостоятельное чтение.
Лучик «Отвечай - ка»
Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса.
Выборочное чтение.
- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.
Работает над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитывает познавательный интерес.
Проводит индивидуальную работу по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!
1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.
(Сколько из них строчных, заглавных?)
ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?
ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС
Отгадай ребус ША
ТА запиши ответ.
Индивидуальная работа взаимопроверка
Карточки у каждого ученика.
В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.
6 букв (4 заглавные, 2-строчные)
Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты. (Составь предложение с этими словами)
Наташа.
6- 7 мин.
7.
Этап подведения итогов урока
Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Где вам новые знания пригодятся?
- Какие задания были более интересными?
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?
Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук
[ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д.
2-3 мин.
8.
Этап рефлексии
№3
Подводит итоги урока.
Оценивает работу учащихся
Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.
- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!
Проводят самоанализ работы на уроке.
Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.