Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

Фото пользователя Фируза Насибуловна Хуснутдинова
Submitted by Фируза Насибуловна Хуснутдинова on Sat, 08/12/2012 - 01:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хуснутдинова Фируза Насибуловна
Место работы, должность: 
учитель начальных классов, МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" Приволжского района Астраханской области
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Познакомить детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки чтения, учить работать с текстом; развивать фонематический слух, внимание, память , речь, мышление.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
1
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

«Азбука» 1 класс. Под ред.  В.Г.Горецкого, Климановой «Школа России»  2012 г.

Используемое оборудование: 

предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка,   интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: 

 

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4fef303f-5ab3-43e9-bb82-c9eb19f32dd1/index_listing.html

«Опиши звук  [ш]

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a4a6b-0a01-0180-0063-6a7e9b82bdc7/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BQS_141%5D.html

Звук [ш]

 

Краткое описание: 
«Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш» урок, Хуснутдинова Фируза Насибуловна

 

Структура и ход урока

 

 

Этап  урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Действия учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

 

 

Действия учащихся

Время

(в мин.)

1.

          2

         3

             4

             5

      6

1.

Организацион-ный  момент

 

    Приветствует, проверяет готовность учащихся и кабинета к уроку. Организует внимание школьников, мотивирует  учеников.

          

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики..

 

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Тучка Солнышко собою закрывает.

 

-Да!

Учащиеся высказываются и решают, что нужно им для изучения новой темы, формулируют ее.

1  мин.

2.

Актуализация знаний.

 

Задает вопросы, комментирует ответы детей, сообщает тему урока. Раскрывает и определяет цели урока, выбирает план урока.

1.Фонетическая разминка.

- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».

- Назовите предметы, изображенные на картинках.        ( шарики, лошадь, , ландыш, кошка, матрёшки) Какой звук повторяется в этих словах?

 

Вспомните, какой звук издаёт змея?

– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Читающий ребенок озвучивает задание для класса.

- В каждом слове встречается звук [ ш].

 

 

 

 

 

 

 

Называют варианты ответов, правильный:

- Я думаю, что               « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)

- Мы еще не заселяли эту букву.

Называют тему урока.

-  Звук [ ш ]. Строчная буква ш.

Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.

-Изучить новый звук и новую букву.

-Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

-Учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4 – 5 минут

3.

Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.

 

 

 

     №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы

 

Мотивирует учебную деятельность учащихся с помощью ЭОР.

 

Лучик «Угадай-ка»

1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары

 

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение

2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].

- Подберите слова, в которых встречается звук

[ ш].

 

 

 

-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз  и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).

 Вывод повторяют все хором.

 

3.Организует физкультминутку

 

 

Физминутка с заданием Лучик «Поиграй-ка»

-  Определение места  звука [ ш ] в словах.  Познавательная игра.

-  Я буду называть слова, а вы – определять, где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ]  в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.

 

Шуба    крыша    карандаш     шалаш           хорошо

Ушки    крошка   шутка           шиповник    крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет. 

4. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием  печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!     (Е. Тарлапан)

 

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.   (А. Шибаев)

 

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.    ( Г. Виеру)

- Молодцы, ребята!

5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Чтение слогов, слов с доски и в «Азбуке» с.141 Лучик «Почитай-ка»

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной?  Верно.

Вступают в диалог с учителем и товарищами по классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:

 звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей:

- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.

 

 

 

Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие -запоминают. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.

Работа в парах - взаимопроверка.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.

 

Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы

Организует фронтальную работу с демонстрацией ЭОР, анализирует результаты выполнения учащимися заданий

 

Работа по учебнику на с.140 Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?

2.Рассматривание иллюстраций на с.140-141 в «Азбуке».

- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].

 Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

3. Лучик «Отдыхай – ка»

 Физминутка «Шар»

 Я с утра сегодня встал.

 С полки шар воздушный взял.

 Начал дуть я и смотреть

  Стал мой шарик вдруг толстеть.

  Я всё дую – шар всё толще,

  Дую – толще, дую – толще.

  Вдруг услышал я хлопок.

  Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

  • «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.
  • «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение  3-4 раза.
  • «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмёрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.
  • «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

 

 Отвечают на вопросы.

 

Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.

 

 

(8 букв)

- Назвать звук[ ш ].

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Ответы детей.

- Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д.

 

 

4 – 5 мин.

5.

Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

   

№4

Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы

Организует фронтальную работу с демонстрацией ЭОР, анализирует результаты выполнения учащимися заданий

Работа с книгой

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Чтение текста с. 141 по-цепочке самостоятельное чтение.

 Лучик «Отвечай - ка»

Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса.

 Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.

- Свой ответ подтвердите предложением из текста.

- Как вы понимаете слово кисти «горели»?

Что говорится о ребятах

Актуализация полученных ранее знаний.

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

Распространение первого предложения.

Подбор заголовка. Пересказ.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

 

- Речь идет об осени.

Читают 4 предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Краснели, алели, пылали.

-Кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.

4 мин.

6

Этап применения знаний и способов действий

№2

Лучик  « Размышляй- ка»

Работает над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитывает познавательный интерес.

 Проводит индивидуальную работу по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

    1.    Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.

(Сколько из них строчных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ

  1. Найди границы слов  и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?

  ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

 

  1. Отгадай ребус  ША

                            ТА   запиши ответ.

        

Индивидуальная работа взаимопроверка

 

 

Карточки у каждого ученика.

 

 

 

 

В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.

 

6 букв (4 заглавные, 2-строчные)

 

 

 

 

 

Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты. (Составь предложение с этими словами)

 

Наташа.

6- 7 мин.

7.

Этап подведения итогов урока

 

 

 

  • Ребята, наш урок подходит к концу.
  •  - Скажите, что нового узнали на уроке?
  • - Чему научились?
  • - Где вам новые знания пригодятся?
  • - Какие задания были более интересными?

               - Какими впечатлениями от урока вы      поделитесь дома?

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

 [ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д.

 2-3  мин.

8.

 

 

 

 

 

 

 

 Этап рефлексии

 

 

 

№3

 

 

 

 

 

 

 

Подводит итоги урока.

Оценивает работу учащихся

Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

 

 

 

Проводят самоанализ  работы на  уроке.

 

Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.

 1-2 мин.

 

Прикрепленный файл Size
Фируза Насибуловна2.doc 105.5 KB
«Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш».ppt 4.23 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн