2 Мотивация (4мин)
-Посмотрите на экран.
-Послушайте.
-Какой вопрос вы услышали в песне?
(Где водятся волшебники?)
-Ответьте на вопрос.
(в сказках)
-Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Представьте эту страну.
-Какая она?
-В страну сказок не приехать на машине, не приплыть на пароходе, не прилететь на самолете.
-А как попасть в страну сказок?
- Можно лишь перенестись на крыльях фантазии.
-Я знаю, что вы умеете фантазировать , поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием сказка.
-Принимаете мое приглашение?
3 Актуализация знаний (12мин)
-Вспомним, что вы знаете о сказках.
-Возьмите свои таблицы «Знаю, Интересуюсь, Учусь»
- Что вы знаете о сказках?
Знаю
«это я знаю»
|
Интересуюсь
«что я хотел
узнать»
|
Учусь
«теперь я узнал»
|
Сказка –один из литературных жанров
|
|
|
Сказки : народные, авторские (литературные)
|
|
|
По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных,
|
|
|
Есть зачин(начало)
|
|
|
Концовка
|
|
|
Троекратный повтор
|
|
|
Волшебные герои
|
|
|
Волшебные события
|
|
|
Добро побеждает зло
|
|
|
Мудрость
|
|
|
-Молодцы!
-Мы попали с вами в сказку . А в какую сейчас отгадаем.
-Игра «Вспомни сказку»
-Работаем в парах.
-Каждая пара выбирает карточку с отрывком из сказки.
-Договоритесь, кто читает, а кто находит карточку с ответом и прикрепляет на доску . Карточка с ответом имеет цифру. Вам надо ее расположить на доске в соответствующее цифре окошко.
- Посмотрим, что у нас получится.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточки с отрывками из сказок.
1На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой.
Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились («Самое дорогое» русская народная сказка)
2 Были у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. И за что не возьмётся, всё у неё выходит, всякое дело спорится.А меньшая дочь была ленивица. Ничего делать не хотела, к тому же спесивая была, неприветливая. Что ни станет делать, всё с неохотой да кое-как. И прозвали в народе старшую Радивая, а меньшую - Ленивой. Так и пошло - Радивая да Ленивая («Про Ленивую и Радивую» Русская народная сказка)
3 Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом.У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного.
- Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила
(«Дочь семилетка» русская народная сказка)
4 А было это, голубчик, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
(«Царевич Нехитер-Немудер» русская народная сказка присказка)
5 Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.(В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка)
- В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть (.Л. П. Толстой «Два брата»)
7. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,
- Говорит одна девица
- То на весь крещёный мир Приготовила б я пир»
( А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
8. Жил богатый купец, и было у него три дочери.
Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привести. Старшая попросила бусы. Вторая попросила колечко, а меньшая говорит: - Мне ничего не нужно. Если вспомнишь обо мне, то привези ореховую ветку.( Л.Н.Толсто «Ореховая ветка»)
9.В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело то было ночью.(«Елена Премудрая» русская народная сказка)
- Жили-были старик со старухой. Жили они бедно. Скотинки никакой у них не было - только один кот. Жил он у стариков долго, остарел так, что перестал мышей ловить. Старуха стала обижаться на кота, говорит: «Раз не ловит он мышей, так не нужен нам!» И заставила старика положить кота в мешок, унести в лес подальше и там вытряхнуть.(«Лиса и Котофей Иванович» русская народная сказка)
11 Жил- был Дрозд Еремеевич. Он свил на дубу гнездо и вывел трёх детёнышей. Повадилась к нему Лиса Романовна. Придёт и поёт:
- Этот бы дубочек ссекти, срубить:
Сохи, бороны чинить да полозья гнуть! («Дрозд Еремеевич» русская народная сказка)
- Жили старик со старухой, и сними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая , как в сказке сказывается, только умная она была.(«Умная внучка» русская народная сказка)
-Прочитаем, что получилось.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Шарль
|
Перро
|
п
|
о
|
д
|
а
|
р
|
к
|
и
|
ф
|
е
|
и
|
- А что такое подарки?
-А как разгадка связана с нашим уроком?
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
- Какие сделать открытия?
- Запишите в ваши таблицы
Знаю
«это я знаю»
|
Интересуюсь
«что я хотел
узнать»
|
Учусь
«теперь я узнал»
|
Сказка –один из литературных жанров
|
Что за подарки подарила фея?
Какие подарки подарили?
Чему учит сказка?
|
|
Сказки : народные, авторские (литературные)
|
По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных,
|
Есть зачин(начало)
|
Концовка
|
Троекратный повтор
|
Волшебные герои
|
Волшебные события
|
Добро побеждает зло
|
Мудрость
|
-2012 год объявлен годом Франции в России.
Знакомство с биографическими данными автора
Давным-давно (381 год назад) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком.Одного из братьев звали Шарль Перро. Детство его было благополучным. Как и других сыновей его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли . Каждый занялся своим дело, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам. Прошло много лет. Однажды зимним вечером 68летний Ш.П. сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»:сёстры , собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».
Шарль Перро родился во Франции 1628году.
Какой это век? (17)
- Сколько веков прошло с того времени? (4 века)
- Сказки Перро читают уже несколько веков, значит это классика, то что не устаревает со временем.
- А что вы узнали из разных источников о Шаре Перро?
-Какие сказки вы читали?
Знакомство и разбор новой сказки
-Познакомимся еще с одной сказкой Шарля Перро «Подарки феи»
подготовка к чтению
-Но прежде чем читать , выполним дыхательную и интонационную гимнастику.
1) Задуваем свечку один большой выдох, два маленьких.
2) Сдуваем с ладошки листочек.
3) Повернулись друг к другу и произнесите «сказка»
- с удивлением
- с грустью
- с радостью
- загадочно
Молодцы!
Чтение и работа над содержанием (23мин)
-Откроем учебник с 145 . Читает…
Чтение 1 части.
-Возьмите карандаш, следите, подчеркивайте непонятные слова.
-Какие слова были непонятны , какие подчеркнули?
-Где можем найти толкование слова?
Грубы- недостаточно культурны, неучтивы, неделикатны
Спесивы–надменный, высокомерный, стремится подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими.
Заносчивы– высокомерны, самоуверенны.
Кроткая– уступчивая, покорная, смирная.
- О ком узнали из прочитанного?
-Как начинается сказка?
-Как можно озаглавить? (Две дочери)
-Продолжаем читать. (Читаем вторую часть)
- Кого встретила младшая дочь?
-Какой показана младшая дочь? (внимательной, доброй)
-Почему вы так решили?
- Как озаглавим? ( Фея и младшая дочь)
3 часть
-Почему фея приняла вид простой, деревенской женщины?
- Что подарила фея младшей дочери?
- За что она получила подарок?
- Какой дадим заголовок? (Подарки феи младшей дочери)
4 часть
- Чем вторая встреча отличается от первой?
- Почему фея приняла такой облик?
- Озаглавим ( Фея и старшая дочь)
5 часть
- Какой подарок сделала фея старшей дочери?
- Почему?
- В каком предложении выражена главная мысль всей сказки?
- Как можно озаглавить? ( Подарок феи старшей дочери)
6 часть
- Где встретил младшую дочь принц?
- Как он рассудил? Почему?
Озаглавим ( Младшая дочь и принц)
7 часть
- Что случилось со старшей дочерью?
- Почему так случилось?
- Как озаглавим? (Судьба старшей дочери)
- Сказку мы дочитали.
- Какое настроение у вас?
- Почему?
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
- Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?
(Какова услуга, такова и награда!)
- Как вы понимаете эти слова?
(Будешь делать добро, к тебе оно вернется)
- А у вас были случаи, когда добро к вам возвращалось?
- Чтобы добро вернулось, какими качествами должен обладать человек?
-Возьмите свои таблицы «ЗИУ» и с обратной стороны
запишите эти качества. ( добрый, отзывчивый, честный, готовый помочь, заботливый, справедливый)
- Подчеркните зеленым карандашом качества которые у вас есть, а красным карандашом, качества, которых у вас пока нет.
- Оглашать не будем. Подумайте над чем вам нужно поработать.
- Посмотрите на заголовки к частям.
Две
дочери
|
Фея и
младшая дочь
|
Подарки феи
младш
дочери
|
Фея и старшая
дочь
|
Подарки феи
старш
дочери
|
Младш. дочь и принц
|
Судьба
старш
дочери
|
-Что у нас получилось?( план)
- Что мы можем построить, используя план.
(сюжетно-композиционный треугольник)
(вступление, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка, заключение)
- Что такое кульминация? ( самый важный, напряженный эпизод в развитии действия)
- Расставьте наши заголовки плана в сюжетный треугольник?
Кульминация
развитие действия продолжение действия
развязка
вступление завязка заключение
- Кто не согласен?
- Молодцы!
|