Конспект НОД по образовательной области "Познание""Металл его качества и свойства" (экспериментирование)
Размещено: Татьяна Дмитренко - вс, 02/12/2012 - 12:05
Педагог. Ребята, послушайте загадки: Сам худ, голова с пуд.
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
Как вы думаете, о каком предмете эти загадки?
Дети.Эти загадки о молотке.
Педагог. Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?
Дети.Молоток сделан из металла.
Педагог. Да, молоток сделан из металла. А еще можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток?
Дети. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.
Педагог. В далекие времена молоток использовали и с другой целью. Например, если где-то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук доносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.
Педагог стучит молотком по металлическому предмету.
В группу вбегает запыхавшийся домовенок Кузя.
Кузя. Что у вас случилось? Почему так громко стучите?
Педагог. Во- первых, здравствуйте.
Кузя. Здравствуйте, где что горит?
Педагог. У нас ничего не горит. А вот вы , я смотрю, чем-то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам, кто вы и как вас зовут?
Кузя. Я домовенок Кузя. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали?
Педагог. Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.
Кузя. Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали.
Педагог. Нет ,Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.
Опыт № 1
Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.
Педагог. Кузя, а ты умеешь различать металлические предметы от неметаллических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?
Кузя. Да я и сам умею это делать. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра.
Кузя заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, что все они сделаны из металла.
Педагог. Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от не металлических.
Игра « Наведи порядок в сундуке@
Цель- классификация предметов по материалу изготовления.
Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.
Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла?
Ответы детей.
Кузя. А я тоже знаю такие предметы!
Педагог.Ну хорошо, назови нам, что сделано из металла?
Кузя.(задумывается). Стул.
Педагог.Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем.
Опыт № 2
Дети берут два шарика- одинаковые по размеру, но разные по материалу( металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.
Педагог.А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.
Опыт № 3
В емкость с водой дети опускают сначала деревянный шарик, а потом металлический.
Педагог. Что произошло с шариками?
Дети.Деревянный шарик не утонул, а металлический-утонул.
Педагог. Почему утонул металлический шарик?
Дети. Потому что он тяжелее.
Кузя.Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму прут металлический и что-нибудь из него сделаю.
Кузя берет металлический прут и пытается его согнуть.
Педагог. Нет, Кузя, у тебя ничего не получится. Чтобы сделать что-то из металла, его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. А людей, которые этим занимаются, называют кузнецами. ( Показ картины из серии «Знакомство с профессиями).
Педагог. А сейчас мы ее нагреем и сделаем теплой.
Опыт № 4
Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, что она стала теплой.
Кузя ( берет в руки металлическую пластину). Фу, какая холодная!
Опыт № 5
Дети кладут на батарею пластину, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой.
Педагог.Кузя, а сейчас я тебе и детям покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руки, и все предметы прилипнут к ней.
Опыт № 6
Педагог надевает рукавичку и проводит рукой над мелкими предметами.
Педагог. Что произошло и почему?
Дети отвечают, рассматривают магнит.
Опыт № 7
С помощью магнита дети и педагог двигают цепочку из скрепок и другие металлические предметы по бумаге, по столу. То же самое проделывают с деревянными и резиновыми предметами.
Педагог.А сейчас что произошло и почему?
Дети отвечают и с помощью педагога делают вывод о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.
Педагог.Ну что, Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.
Дети.Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.
Кузя.Спасибо, ребята! Я сегодня много узнал о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!